Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законом от 6 июня 1910г. государственный налог с городской недвижимости был переведен на окладную основу. Вместо определения общей суммы сбора по стране правительство определило ставку 6% для каждого налогоплательщика. Учитывался не фактический доход владельца, а доходоспособность имущества. Это было направлено прежде всего на сохранность действующего ранее уровня налогообложения.

С 1894 г. в России был введен квартирный налог, целью которого было налогообложение зажиточной части общества. Данный вид налога был предшественником подоходного налога. Именно этот налог базировался на прогрессивной шкале, то есть по мере возрастания облагаемой базы ставки налога повышались с 1,6 до 10%. В данный период времени действовал высокий лимит необлагаемой базы и существовал перечень городов, в которых обложение имущественным налогом производилось. Такие города, как правило, были зажиточными. В российской Империи имущественные налоги были основными прямыми налогами, а отсутствие прогрессивной шкалы уравновешивалось взиманием квартирного налога[8].

В налоговой системе второй половины 19 в. — начала 20 в. исчезали сословные признаки под воздействием капиталистических отношений, усиливалось индивидуальное начало, все более явным становился переход от опоры на бедное большинство к усиленному обложению зажиточных слоев.

При современной развитой системе подоходного налогообложения налог на личные состояния физических лиц в отношении многих видов имущества вряд ли может быть признан соответствующим принципам справедливости и экономически обоснованным. Данный налог может рассматриваться как инструмент стимулирования использования накопленных богатств в инвестиционных целях.

В большинстве развитых стран обложение имущества физических лиц осуществляется в форме налогов по отдельным видам имущества. Наиболее простой с точки зрения контроля и всеобъемлющей формой поимущественного налогообложения является налогообложение недвижимости. При этом налог на недвижимость объединяет налогообложение двоякого рода доходов:

- прибыли на капитал, вложенный собственником в недвижимое имущество (в виде платы, полученной от сдачи жилья в наем, или выгоды, получаемой от собственного жилья);

- поземельной ренты с участка земли, занимаемого домом (в виде повышенной платы за жилье, имеющее более выгодное местоположение).

Среди налогов на отдельные виды имущества особое место занимает земельный налог.


Земельные участки представляют собой основной фактор производства и хозяйственной деятельности и многие точки зрения в сфере изучения налогообложения земли основывались на чистом доходе от нее.

Доход от земли фактически является единственным источником налогообложения, таким образом сторонники данной точки зрения считали, что земельная рента была единственным объектом налогообложения. Этот единый и прямой налог должен был определяться на основании специального кадастра и соразмеряться с производительностью земли.

Земля как объект налогообложения имеет ряд преимуществ: с фискальной точки зрения земля, так же, как и имущество указывает на платежеспособность ее собственника и обладает ценным свойством расти в цене, а также землю, как объект обложения, нельзя безвозвратно утратить.

Помимо фискальной функции кадастры, как правило, играют важную роль в регулировании отношений собственности на недвижимое имущество, землепользования и землеустройства, инвентаризации земель и объектов недвижимости.

Таким образом, существование земельного налога в рамках общей концепции налогообложения обусловлено не только выполнением фискальной функции, но и существенной ролью в регулировании употребления отдельного вида имущества.

Вторым наиболее распространенным видом налогообложения отдельных видов имущества физических лиц является налоги с владельцев транспортных средств. Они взимаются исходя из принципа полученных выгод, поскольку именно владельцы транспортных средств извлекают непосредственную выгоду из деятельности государства по строительству и содержанию дорог, организации дорожного движения и экологических мероприятий, связанных с предотвращением и ликвидацией последствий вредного воздействия транспортных средств на окружающую среду.

В результате сложилась ситуация, когда владельцы транспортных средств облагались разными налогами в зависимости от того, какими транспортными средствами они располагают. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов), платили налог с владельцев транспортных средств. Физические лица, имевшие в собственности вертолеты, самолеты, теплоходы, яхты, катера, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок), платили налог на транспортные средства, который с 1 января 2003г. после вступления в силу главы 28 Налогового кодекса РФ «Транспортный налог» вошел в состав транспортного налога.


Особое место в системе налогообложения физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность в сферах малого бизнеса, занимают специальные налоговые режимы. В частности, введение ЕСХН было призвано для снижения налогового бремени аграрного сектора, т.е. специальные налоговые режимы были введены в налоговую систему страны, в первую очередь как регулирующие инструменты и основная их роль заключается в стимулировании развития как отдельных отраслей народного хозяйства, так и повышением предпринимательской деятельности физических лиц.

1.2 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц

Поскольку через налоги с физических лиц государство контролирует доходы граждан страны, выравнивает различия между уровнями доходов каждой категории населения, они имеют большое значение в социально-экономической сфере государства.

В современных условиях в России налоги с физических лиц рассматриваются как единая система экономического, финансового и политического аспекта. Экономический аспект базируется на процессе отчуждения части собственности гражданина в пользу государства. Финансовый аспект отражает обязательность осуществления налогоплательщиком налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами. И, политический аспект основан на воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества.

Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется финансовыми отношением, которые возникают у гражданина с государством в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.

Согласно статье 23 Гражданского кодекса РФ физические лица имеют право осуществлять коммерческую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также поскольку главы крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, также признаются предпринимателями с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, следует выделить те налоги, обязанность по уплате которых возложена на физических лиц - индивидуальных предпринимателей.


В случаях, предусмотренных законодательством, физические лица - индивидуальные предприниматели могут выступать плательщиками следующих налогов[9]:

1. На федеральном уровне:

  • налог на добавленную стоимость,
  • акцизы,
  • налог на доходы,
  • налог на добычу полезных ископаемых, водный налог,
  • сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных
  • биологических ресурсов.

2. На региональном уровне:

  • налог на игорный бизнес.

3. Специальные налоговые режимы:

  • упрощенная система налогообложения,
  • единый налог на вмененный доход,
  • система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог).

Наиболее весомой формой налогообложения является обложение доходов физических лиц, так как именно за счет данного налога государство имеет наиболее значительные поступления в доходную часть бюджета.

Значимость для государства налогов физических лиц в фискальной политике определяется не только удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части. Это связано с тем, что плательщиками налога выступает каждое физическое лицо, получившее доход, то есть данные вопросы касаются практически каждого гражданина РФ.

Поскольку налогообложение физических лиц основано на участии каждого гражданина в формировании бюджета и его распределении на осуществление государством своих функций, государство прежде всего должно анализировать возможные социальные последствия снижения или повышения налогов с граждан.

Рассмотрим значение налогов физических лиц.

Налога на доход физических лиц главным образом выполняет фискальную функцию, которая выражается в процессе формирования дохода консолидированного бюджета и прямом участии граждан в формировании финансовой ресурсной базы для осуществления государственных функций.

Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение подоходного налога формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для функционирования государства. За счет доходов бюджета сформированного посредством сбора подоходного налога происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры-библиотеки, архивы), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения).


Вторым по значимости является налог на имущество физических лиц который играеттакже важную роль в фискальной системе государства. Данный налог, во-первых, пополняет доходную базу местных бюджетов, во-вторых, формирует структуру личной собственности граждан. Следует отметить, что налог на имущество косвенно взаимосвязан с налогом на доходы физических лиц, так как граждане, приобретая имущество, получают право на налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, однако у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

Не менее важными для формирования налоговой системы России являются такие налоги как транспортный и земельный.

Рассматриваемый налог с владельцев транспортных средств представляет особый интерес, поскольку доходы от его взимания обладают статусом закрепленных за территориальным уровнем налоговых доходов и в его налоговую модель входят элементы, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровне[10].

Таким образом, в состав налогов, взимаемых с физических лиц входят: налог на доходы с физических лиц, налог на имущество, земельный налог и транспортный налог. Их сущность состоит в том, что налог на доходы физических лиц имеет влияние на уровень реальных доходов населения, гарантирует с помощью выбора объекта и ставок налогообложения, системы льгот стабильные доходы бюджета; налог на имущество не только пополняет доходную базу местных бюджетов, но и формирует структуру личной собственности граждан; земельный налог формирует доход местного бюджета, а доходы от взимания транспортного налога обладают статусом закрепленных за территориальным уровнем налоговых доходов и в его налоговую модель входят элементы, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровне.

ГЛАВА 2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Налогообложение доходов физических лиц

Процедура налогообложения и общие положения доходов физических лиц закреплена главой 23 Налогового кодекса РФ[11]. Законодатель не ограничивается данными нормами и дает право устанавливать льготы в отношении данного вида налога на региональном и местном уровне.