Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы курсовой работы объясняется необходимостью и особой значимостью обеспечения законных интересов и прав всех участников уголовно – процессуальной деятельности и соблюдения законности в процессе расследования преступлений.

Объектом данного исследования являются правоотношения, возникающие в связи с осуществлением прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное расследование.

Предмет исследования – прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Цель исследования: всестороннее изучение вопросов, связанных с прокурорским надзором и контролем за органами, осуществляющими предварительное расследование и анализ проблемных аспектов по данной теме.

Исходя из цели поставлены следующие задачи:

1. исследовать сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за предварительным расследованием;

2. рассмотреть полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие;

3. рассмотреть особенности прокурорского надзора на основных этапах расследования и проанализировать проблемные вопросы.

При написании работы использованы общие методы научного познания: анализ, описание, наблюдение, такие приемы как, сравнительно- правовой, формально-юридический и иные методы исследования.

Для написания теоретической основы данной работы изучены труды следующих авторов: Бессарабова В.Г., Боброва В.К., Булановой Н.В., Винокурова А.Ю., Винокурова Ю.Е., Воронова О.В., Гриня В.Я., Жук О.Д., Исаенко В.Н., Карпова Н.Н., Картошовой А.Г., Кобзарева Ф.М., Козусева А.Ф., Копыловой О.П., Коробейникова Б.В., Коршуновой О.Н., Малова А.А., Мезинова Д.А., Наумова А.М., Никитина Е.Л., Полякова М.П., Серебрянниковой М.В., Федулова А.Ф., Халиулина А.Г., Шадрина В.С., Щерба С.П. и других.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы надзора и контроля за исполнением законов

1.1. Сущность, предмет и задачи надзора


Органы прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие[1].

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно – процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное расследование. Согласно статье 150 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации предварительное расследование производиться либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания.

Предварительное следствие осуществляют следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, Следственного комитета при Министерстве внутренних дел России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. А, в соответствии со статьей 40 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, к органам дознания относятся:

1. органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно – розыскной деятельности;

2. органы Федеральной службы судебных приставов;

3. начальники органов военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Надзор за соблюдением законности органами, осуществляющими предварительное расследование – это одно из основных направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры[2]. При производстве расследования затрагиваются, а иногда даже ограничиваются права и законные интересы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими законами, например, на тайну переписки, телефонных переговоров, свободу передвижения и другие. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только если на то имеются веские основания и только с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и уголовно – процессуальным законодательством[3].


Прокурор наделен полномочиями следить за тем, чтобы законодательство, регулирующее деятельность органов предварительного расследования, никем не нарушалось, а при выявлении нарушений – незамедлительно принимать меры к их устранению. Борьба с преступностью будет более продуктивной только при осуществлении быстрого и полного раскрытия преступлений, недопущения привлечения к ответственности невиновных лиц и нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о уже совершенных или только готовящихся преступлениях, выполнения оперативно – розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность и обоснованность решений, принимаемых органами предварительного расследования.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении досудебного расследования по уголовным делам является важной составляющей предмета надзора. При чем органам прокуратуры, осуществляя надзор, стоит исходить из предписаний Конституции Российской Федерации о высшей ценности в нашей стране человека, его прав и свобод.

Уголовно – процессуальным законодательством эти конституционные нормы реализуются в установлении табу на осуществление в ходе предварительного расследования действий и обращений, унижающих честь и достоинство участников уголовного процесса. Ни один из участников уголовного процесса не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Также, в предмет надзора входит соблюдение органами предварительного расследования установленного законодательством порядка рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о преступлениях. Здесь речь идет о надзоре за соблюдением законности на стадии возбуждения уголовного дела, который будет рассмотрен мной ниже[4].

Соблюдение установленного порядка расследования преступлений – следующий элемент данного надзора. Здесь речь идет о надзорной деятельности прокуратуры на втором этапе досудебного производства – непосредственно самом расследовании. На данном этапе большое внимание уделяется законности принимаемых органами дознания и предварительного следствия решений.

Производя данный надзор прокуроры должны, в первую очередь, проверять соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации и другими законами прав и свобод человека и гражданина, а также соблюдение обстоятельств, предусматривающих исключительные случаи, описанные в этих законах, основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина.


Так, в статье 23 Конституции Российской Федерации провозглашается право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, но предусматривается ограничение этого права на основании судебного решения, а в соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц, возможно не иначе, как в случаях установленных федеральным законом и на основании судебного решения[5].

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» говорится о том, что суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость прослушивания телефонных или иных переговоров и проникновение в жилище. Материалы представляются судье уполномоченными на то органами и должностными лицами[6].

По результатам рассмотрения предоставленных материалов судья выносит мотивированное постановление, в котором он дает разрешение на проведение оперативно – розыскных или следственных действий, связанных с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений или с проникновением в жилище, либо отказывает в этом. В том случае когда суд не дал разрешение на проведение указанных действий, уполномоченные органы или должностные лица вправе обратиться с тем же вопросом в вышестоящий суд. Суды должны рассматривать данные материалы незамедлительно и вести надлежащий учет и хранение судебных решений по рассмотренным материалам.

А в Федеральном законе «Об оперативно – розыскной деятельности» указывается, что на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно – розыскную деятельность, допускается проведение необходимых мероприятий, если имеются подозрения, что может произойти совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, при этом необходимо обязательно уведомить суд о проведении данных мероприятий в течении 24 часов. Орган, осуществляющий проведение данного оперативно – розыскного мероприятия, должен получить судебное решения о разрешении на проведение такого мероприятия в течение 48 часов или прекратить его проведение.


Также в законе говорится о том, что проведение мероприятий, которые нарушают права граждан указанные в статьях 23 и 25 Конституции Российской Федерации, допускается только в отношении лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений, а также в отношении лиц, которые могут располагать информацией об указанных преступлениях. Полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров фонограммы хранятся в опечатанном виде, что исключает возможность их прослушивания и тиражирования.

При возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушивались, фонограмма и (или) бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств. Но, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно – розыскную деятельность, закон допускает, при условии возникновения угрозы жизни, здоровью или собственности отдельных лиц, по их заявлению или с их согласия, выраженного в письменной форме, прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течении 48 часов.

Но, прокурорский надзор не распространяется на решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего оперативно – розыскную деятельность, на проведение таких мероприятий.

Одной из наиболее важных задач прокурорского надзора за соблюдением законов органами предварительного расследования является проверка установленного порядка рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о уже совершенных или только готовящихся преступлениях.

В соответствии с требованиями уголовно – процессуального законодательства прокурор, не реже одного раза в месяц, должен проводить проверку соблюдения законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о уже совершенных или только готовящихся преступлениях. При проведении такой проверки прокурор следит за тем, чтобы ни кому не было отказано в принятии заявления и сообщения о преступлении, а также за тем, чтобы соблюдались сроки рассмотрения заявлений и сообщений. Выявляя нарушения при приеме, регистрации или разрешении сообщений о преступлениях, прокурор добивается их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения принимает меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной[7].