Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данными постановлениями прокурор или его заместитель могут отменить незаконные или необоснованные постановления: об отказе в возбуждении уголовного дела; о возбуждении уголовного дела; о соединении уголовных дел; о выделении уголовного дела; о привлечении лица в качестве обвиняемого; об избрании меры пресечения; о приостановлении предварительного расследования; о прекращении уголовного дела и другие.

К основным средствам устранения нарушений законности относятся указания (требования) прокурора, которые даются только в письменной форме. Указания выражаются либо в форме самостоятельного процессуального документа, либо могут быть частью вынесенного постановления. Все письменные указания данные прокурором или его заместителем органам дознания или предварительного следствия, связанные с возбуждением и расследованием уголовных дел, обязательны для исполнения.

Обжалование вышестоящему прокурору полученных указаний не приостанавливает их исполнение. Однако, если следователь не согласен с требованиями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого или о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для рассмотрения в суд или о прекращении дела, он имеет право, не выполняя указаний, представить дело вышестоящему прокурору со своими письменными возражениями.

В свою очередь, вышестоящий прокурор или отменяет обжалуемые указания нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по данному уголовному делу другому следователю. Законом не устанавливаются сроки исполнения требований прокурора, но он может самостоятельно установить срок, учитывая реальные возможности для их исполнения.

Прокурор может давать поручения органам дознания об исполнении постановлений о задержании, приводе; заключении под стражу; о производстве выемки, обыска; розыске лиц, совершивших преступление; а также о выполнении иных следственных действий. Эффективным средством пресечения нарушений прав и законных интересов граждан в досудебном производстве является санкционирование прокурором некоторых следственных действий.

Санкция – это разрешение на выполнение определенного действия, такого как отстранение обвиняемого от должности; выемка документов, представляющих государственную тайну; помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для длительного наблюдения за ним или проведение судебно – психиатрической экспертизы и другие. Чтобы решить вопрос о санкционировании действий органов дознания и следствия, прокурор проверяет их законность и обоснованность и либо соглашается с ними (дает санкцию), либо не соглашается, вынося резолюцию на постановление следователя или дознавателя. В случае отказа действия не могут быть исполнены.


Также, на заключительном этапе расследования, при выявлении нарушений, прокурор наделен полномочием возвратить уголовное дело дознавателю или следователю для производства дополнительного расследования. Такое полномочие реализуется прокурором при проверке законности и обоснованности приостановления расследования, прекращения уголовных дел, поступлении уголовных дел с обвинительным заключением либо постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении мер медицинского характера.

Если лицом, производящим дознание или предварительное следствие допущено нарушение закона, которое затрагивает права и законные интересы граждан, прокурор имеет право отстранить данное лицо от ведения дальнейшего расследования. Также прокурор дает согласие на прекращение уголовных дел: в связи с примирением обвиняемого и потерпевшего; вследствие изменения обстановки; в связи с деятельным раскаянием лица, совершившего преступление; в отношении несовершеннолетнего. При этом должны быть соблюдены все основания, предусмотренные уголовно – процессуальным законодательством для прекращения уголовных дел в каждом из этих случаев. Например, для прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон лицо, совершившее преступление, должно совершить его впервые, причем данное преступление должно быть небольшой или средней тяжести.

Прекращение уголовного дела производиться на основании заявления потерпевшего или его законного представителя с просьбой прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого, так как эти лица примирились и вред, причиненный потерпевшему, заглажен[13].

Но также необходимо заявление от подозреваемого или обвиняемого, о том что он согласен на прекращение уголовного дела. Закон о прокуратуре (п. 2 ст. 30) наделил Генерального прокурора Российской Федерации правом давать указания по вопросам дознания и предварительного следствия, не требующим законодательного регулирования. Данные указания являются обязательными для исполнения.

В настоящее время объем и характер полномочий прокурора по отношению к процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия отличается. При производстве предварительного следствия, которое осуществляется, как правило, по делам тяжких и особо тяжких преступлениях (что объясняет длительность расследования и использование при этом всех уголовно – процессуальных средств), объем процессуальных полномочий прокурора меньше, чем объем полномочий которыми он наделен по отношению к органам дознания. Это, по моему мнению, препятствует созданию единого режима законности в досудебном производстве по уголовным делам.


Глава 2. Особенности прокурорского надзора на основных этапах расследования

2.1. Компетенция прокуратуры по контролю за законностью в ходе возбуждения уголовного дела органами предварительного расследования

Стадия возбуждения уголовного дела в уголовном процессе имеет очень важное значение. От того насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении и насколько полно будет проведена проверка зависит итог дальнейшего расследования и обеспечение прав и законных интересов граждан.

На этом этапе допускаются серьезные нарушения законности:

  • в случаях, когда преступление совершено в неочевидных условиях и нет подозреваемого лица, потерпевшим часто отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлении, а принятые заявления не регистрируют и тем более не рассматривают;
  • деяния предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации квалифицируются как административные проступки, и при наличии явных признаков состава преступления принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Производство на стадии возбуждения уголовного дела регулируется положениями гл. 19 и 20 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающими поводы и основания возбуждения уголовного дела, порядок рассмотрения сообщений о преступлениях, а также порядок принятия решений в результате такого рассмотрения[14].

В соответствии с ч.2 ст. 37 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации прокурор на стадии возбуждения уголовного дела уполномочен:

  • проверять исполнение требований федерального законодательства о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Необходимо особо отметить, что в настоящее время нет специального федерального закона, содержащего требования о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Конкретные условия реализации правил приема и разрешения сообщений о преступлениях, предусмотренные Уголовно – процессуальным кодексом Российской Федерации, регулирование их регистрации производиться посредством издания ведомственных нормативных актов[15].

Сейчас действует утвержденное межведомственным правовым актом Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации проверки сообщений о преступлениях, требования которого в досудебном производстве распространяются на прокуроров; органы предварительного следствия; органы дознания; сотрудников оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность; и иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным Уголовно – процессуальным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях.

В соответствии с п. 3 данного Положения федеральные органы, его утвердившие, принимая во внимание своеобразность и особенность своей деятельности, уполномочены издавать ведомственные инструкции по вопросам приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, а также осуществлять контроль за этой деятельностью[16].

Следовательно, данные инструкции изданы и используются в Российской Федерации прокуратурой, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой безопасности и другими правоохранительными органами[17].

Согласно приказу Министерства внутренних дел России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» в территориальных органах Министерства внутренних дел России осуществляется прием, регистрация и разрешение следующих заявлений: письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации об обнаружении признаков преступления; материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора, руководителя следственного органа о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть отправлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.


Каждому заявлению или сообщению присваивается порядковый номер Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУСП), а заявителю передаётся талон – уведомление установленного образца. После принятия решения по заявлению в КУСП делается соответствующая отметка, например, возбуждено уголовное дело с номером; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – отказной материал с архивным номером или заявление направлено по территориальности в определенный орган.

Прокурор следит за тем, чтобы не происходило незаконного или необоснованного возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела; также чтобы строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не нарушались охраняемые законом права и интересы граждан, в частности потерпевших и подозреваемых (обвиняемых). В связи с этим закон требует от органов предварительного расследования не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела[18].

Предметом прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела является соблюдение в процессе приема, регистрации, учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлении прав и свобод лица, потерпевшего от преступления, а также лица, возможно причастного к его совершению и соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, законность действий, процессуальных и иных решений, принимаемых уполномоченными органами в ходе и по результатам разрешения заявлений и сообщений о преступлении.

Важнейшие задачи прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, по мнению Копыловой О.П. и Карташовой А.Г. – это предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений определенного законом порядка приема, регистрации, учета и разрешения уполномоченными на то органами и должностными лицами заявлений и сообщений о преступлениях, а также принятие мер к восстановлению нарушенных в результате несоблюдения указанного порядка прав граждан, пострадавших от преступлений и лиц, в отношении которых могут быть приняты решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе[19].

При оценке обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела прокуроры проверяют:

  • все ли факты, приведенные в заявлении (сообщении), проверены;
  • насколько полно качество проверки, в частности, от всех ли лиц, указанных в заявлении, получены объяснения, все ли нужные документы истребованы, достаточно ли точно в объяснениях и документах отражены обстоятельства, подлежащие проверке;
  • имеются ли противоречия в материалах проверки, и если имеются, то все ли необходимые меры приняты к их устранению;
  • все ли необходимые процессуальные действия проведены для принятия решения.