Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Строгое соблюдение, предписанных действующим законодательством, процедур проведения предварительного расследования способствует установлению истины, помогает объективно оценить полученную информацию и соблюсти принцип презумции невиновности[8].

Проверка условий проведения предварительного расследования и порядка производства отдельных следственных действий составляют существенный объем деятельности прокуратуры. Один из самых важных участков деятельности прокурора – это надзор за соблюдением законности органами предварительного расследования при принятии решений.

К наиболее важным решениям относят постановления: об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о признании потерпевшим; о признании гражданским истцом; о привлечении лица в качестве гражданского ответчика; о производстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о продлении срока следствия, содержания под стражей; о соединении и выделении уголовных дел; а также постановления о приостановлении предварительного расследования и прекращении уголовных дел.

Особого внимания прокурора заслуживают решения органов дознания или следствия, влияющие на движение уголовного дела, такие как постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, передаче уголовного дела по подследственности и другие. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования имеют двоякий вид. С одной стороны, в процессе осуществления данного надзора решаются общие задачи прокурорского надзора, такие как обеспечение верховенства закона, укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

А с другой стороны, здесь решаются и специальные задачи, обусловленные предметом данного надзора, направленные на то, чтобы обеспечить:

• строгое соблюдение органами дознания и предварительного следствия предписаний уголовно – процессуального законодательства при производстве досудебного расследования;

• защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

• защиту человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения, ограничение его прав и свобод;

• своевременное принятие мер по устранению выявленных нарушений законности и при необходимости привлечение к установленной законом ответственности виновных лиц[9].


Рассматривая прокурорский надзор в сфере уголовного судопроизводства необходимо сказать о принципах данного надзора – основных, руководящих положениях, определяющих характер и содержание этой деятельности[10].

Например, Ергашев Е.Р. сформулировал такие принципы института надзора за исполнением законов органами предварительного расследования:

• принцип императивности, согласно которому действия прокурора при осуществлении надзора носят императивный, властно – распорядительный характер. Реализация этого принципа обеспечивает надлежащее воздействие органов прокуратуры на осуществляющих уголовное преследование поднадзорных субъектов в целях строгого соблюдения последними действующего законодательства и принятия ими всевозможных мер по раскрытию и расследованию преступлений;

• в силу принципа оперативности органы прокуратуры при осуществлении надзора должны своевременно применять предусмотренные законом меры. Своевременность (оперативность) прокурорского реагирования необходима в борьбе с нарушениями действующего законодательства, различного рода злоупотреблениями, непрофессионализмом, халатностью, волокитой;

• в соответствии с принципом делового сотрудничества при осуществлении деятельности по борьбе с преступностью и другими нарушениями закона органы прокуратуры обязаны взаимодействовать с органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в раскрытии и расследовании преступлений[11].

Прокуратура сотрудничает с указанными органами, применяя присущие ей правовые средства, активно участвует в решении совместных задач по борьбе с преступностью[12].

Пределы деятельности прокуратуры по надзору за деятельностью органов дознания и предварительного следствия определяются объектом и предметом прокурорского надзора; содержанием возникающих правоотношений; надзорными полномочиями прокурора, полномочиями следователя, дознавателя и исполнением поставленных перед прокуратурой задач.


1.2. Полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Под полномочиями прокуратуры принято понимать объем прав и обязанностей, которыми располагает прокуратура для реализации возложенных на неё функции и достижения поставленных перед ней целей и задач.

Винокурова А.Ю. считает, что полномочия прокурора – это совокупность предусмотренных действующим законодательством форм волеизъявления прокурора при осуществлении им своей надзорной функции. Совокупность существующих полномочий условно можно разделить на две группы:

1. Общие полномочия, то есть полномочия прокуроров, которые применяются во всех отраслях прокурорского надзора.

Общие полномочия закрепляются в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и включают в себя:

• право по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных объектов;

• иметь доступ к документам и материалам поднадзорных объектов;

• проверять исполнение законов в связи с поступившей в ораны прокуратуры информации о фактах нарушения законов;

• требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных объектов предоставления необходимых документов, статистических и иных сведений;

• проводить прокурорские проверки и ревизии.

2. Специальные полномочия, которые используются прокурором в отдельных отраслях.

Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, регламентированы ст. 37 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с данной статьей прокурор:

• проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

• выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

• требует от органов дознания и предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

• дает дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

• дает дознавателю согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;


• истребует и проверяет законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимает по ним решение в соответствии с уголовно – процессуальным законодательством Российской Федерации;

• отменяет незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя;

• рассматривает предоставленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимает по ним решение;

• участвует в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации;

• возбуждает, при наличии оснований, перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

• разрешает отводы, заявленные дознавателю, или его самоотводы;

• отстраняет дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно – процессуального законодательства Российской Федерации;

• изымает любое уголовное дело у органа дознания и передает следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

• передает уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования), изымает любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщений о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передает его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

• утверждает постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;


• утверждает обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

• возвращает уголовное дело дознавателю или следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо переквалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия носят властно – распорядительный характер. Реализуя данные полномочия прокурор добивается:

1. Устранения нарушений прав и законных интересов участников уголовного процесса;

2. раскрытия преступления и привлечения к установленной законом ответственности лиц, его совершивших;

3. того, чтобы задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось только в порядке и по основаниям установленным законодательством;

4. того, чтобы лица не подвергались незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или другому ограничению в правах;

5. того, чтобы задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось только в порядке и по основаниям, установленным законодательством;

6. того, чтобы граждане не подвергались аресту без согласия прокурора или без судебного решения;

7. соблюдения установленного законом порядка возбуждения и расследования уголовного дела, а также сроков расследования;

8. соблюдения требования законодательства о полном и объективном сборе и анализировании доказательств, полученных при расследовании преступления;

9. выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятия мер профилактического характера.

При проведении проверки соблюдения требований закона органами предварительного расследования и выявления возможных нарушений прокурор уполномочен требовать от органов, осуществляющих предварительное расследование уголовные дела, документы, материалы и другие сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания и предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступление.

С целью эффективного устранения нарушений законодательства, допускаемых при производстве дознания и предварительного следствия, прокурор наделен правом отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и дознавателей. Такие решения отменяются вынесением мотивированного постановления, в котором указываются основания для их отмены и выносятся требования, которые необходимо выполнить.