Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если прокурор сочтет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным он отменяет постановление следователя или органа дознания и возвращает материал для дополнительной проверки с обязательным указанием того, какие именно процессуальные действия необходимо провести. Но отмена прокурором постановления, вынесенного по недостаточно исследованному материалу, не означает, что имеются все факты для возбуждения уголовного дела. Часто их нужно более полно проверить, уточнить или дополнить и только тогда возникает возможность принять окончательное, законное и обоснованное решение. Дополнительная проверка нередко позволяет собрать необходимые данные для возбуждения уголовного дела, или же обоснованно отказать в этом. С вступлением в законную силу Федерального закона от 05 июня 2007 года № 87–ФЗ «О внесении изменений в Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» полномочия прокурора по устранению допущенных органами предварительного расследования нарушений законности в стадии возбуждения уголовного дела сильно ограничены и не дают ему эффективно осуществлять свою надзорную деятельность[20].

Это выражено лишением его права самостоятельного возбуждения уголовного дела, так как до принятия данного закона прокуроры имели право возбудить уголовное дело и в порядке, установленном Уголовно – процессуальным кодексом Российской Федерации, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству. По мнению Татьяниной Л.Г.: «Федеральный закон от 05 июня 2007 г. № 87–ФЗ «О внесении изменений в Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» сильно изменил положение прокурора в уголовном судопроизводстве, не только ограничив его права по выполнению стоящих перед ним задач, но и лишив его действенного механизма по устранению нарушений законности в ходе предварительного следствия».

Следовательно, законодатель разграничил функции процессуального руководства предварительным расследованием и надзора за исполнением законов в досудебном производстве, и таким образом, получилось увеличение процессуальных полномочий руководителя следственного органа путем сокращения процессуальных полномочий прокурора.

Деятельность прокурора при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях устремлена на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, на данном этапе решается задача обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод граждан, обеспечивается защита интересов общества и государства в части исполнения требований законодательства о том, чтобы, лицо, совершившее преступление, не избежало предусмотренной законом ответственности, но и в тоже время, чтобы не происходило необоснованного привлечения лиц к уголовной ответственности.


Вследствие этого основным признаком, раскрывающим сущность данного вида прокурорской деятельности, является реальное обеспечение формами и средствами прокурорского надзора прав и законных интересов граждан. Прокурор обладает целым рядом правовых возможностей, с помощью которых обеспечивается законность приема, регистрации, проверки и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях.

На практике допускаются множественные нарушения норм как материального, так и процессуального права при расследовании преступлений, что требует высокого внимания прокуроров. Например, в прокуратуре Выборгского района Санкт – Петербурга надлежащим образом налажено своевременное предоставление следователями Следственного управления Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Выборгскому району Санкт – Петербурга копий постановлений о возбуждении уголовного дела, при этом, по всем без исключения уголовным делам предоставляются материалы, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела. За период 2014 года прокуратурой района, в порядке ч. 4 ст. 146 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, принято 15 (Аналогичный показатель прошлого года – 8) решений об отмене необоснованных постановлений о возбуждении уголовного дела, вынесенных следователями Следственного управления Управления министерства внутренних дел района, из которых вновь возбуждено 6 уголовных дел. За тот же период прокуратурой района отменено 23 постановления дознавателей Отдела дознания Управления министерства внутренних дел района о возбуждении уголовного дела (Аналогичный показатель прошлого года – 36), в том числе, в порядке ч. 4 ст. 147 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации отказано в даче согласия на возбуждение 7 уголовных дел (Аналогичный показатель прошлого года – 5), из них вновь возбуждено 2 уголовных дела.

Основными причинами отмен постановлений о возбуждении уголовного дела являются отсутствие в действиях лица признаков состава преступления, нарушения требований уголовно – процессуального законодательства Российской Федерации, допущенные сотрудниками полиции при проведении осмотра места происшествия, задержании подозреваемого, его личного досмотра, а также неполнота проведенной доследственной проверки[21].

По итогам работы за 2015 год произошло уменьшение числа дел, возбужденных Следственным управлением Управления министерства внутренних дел России по Выборгскому району Санкт – Петербурга. Их количество составило 3119 (Аналогичный показатель прошлого года – 3280) уголовных дел. За период 2015 года прокуратурой района, в порядке ч. 4 ст. 146 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, принято 34 (Аналогичный показатель прошлого года – 15) решения об отмене необоснованных постановлений о возбуждении уголовного дела, вынесенных следователями Следственного управления Управления министерства внутренних дел района. Из них вновь возбуждено 4 (Аналогичный показатель прошлого года – 6) уголовных дела, что составляет около 11 % от числа отмененных постановлений.


В основном, отменяются постановления о возбуждении уголовных дел по имущественным преступлениям и преступлениям экономической направленности. Основными причинами отмен постановлений о возбуждении уголовного дела являются отсутствие в действиях лица признаков состава преступления либо самого события преступления.

Таким образом, своевременное, основанное на законе возбуждение уголовного дела и производство по нему предварительного расследования способствует эффективной борьбе с преступностью, упрочнению правопорядка, формированию воспитания у граждан в духе неуклонного исполнения законов.

Также как и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, и возбуждение уголовного дела без видимых к тому оснований, есть грубейшее нарушение закона, наносящее существенный вред государству, обществу, правам и законным интересам граждан.[22] Незаконное или необоснованное возбуждение уголовного дела влечет за собой серьезные последствия, такие как: незаконное задержание, производство обыска, привлечение лица в качестве обвиняемого, применение иных мер государственного принуждения.

На сегодняшний день практика прокурорского надзора поставлена так, что система реагирования на сообщения о преступлениях, которая была бы проста и эффективна для всех, кто пострадал от преступлений, не сформирована. Для устранения существующих недостатков и постоянно возвращающихся материалов для дополнительной проверки, необходимо внести изменения в законодательство о том, что в необходимых случаях прокурор сам может возбудить уголовное дело и направить его в орган предварительного расследования для производства дальнейшего расследования.

2.2. Прокурорский надзор за соблюдением законов органами предварительного расследования на завершающем этапе расследования

Заключительная стадия досудебного расследования – вынесение органом предварительного расследования обвинительного заключения, акта или постановления.

На данном этапе прокурор не просто осуществляет надзор за исполнением законов органами предварительного расследования, по сути он становится распорядителем уголовного преследования – именно ему принадлежит прерогатива принятия решения о направлении уголовного дела в суд для продолжения уголовного преследования в форме поддержания прокурором государственного обвинения по уголовному делу. При утверждении прокурором обвинительного документа, он выражает своё согласие с доводами и выводами следователя или дознавателя и будет отстаивать их как свои на судебном заседании[23].


Обвинительное заключение – процессуальный акт следователя, который подлежит направлению в суд вместе с уголовным делом для решения вопроса об ответственности обвиняемого.

При составлении обвинительного заключения следователь должен указать:

  • фамилию, имя и отчество обвиняемого или обвиняемых;
  • сведения о личности каждого из них;
  • суть обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;
  • формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающих ответственность за совершенное преступление;
  • список доказательств, подтверждающих обвинение, и их краткое изложение;
  • доказательства, на которые ссылается сторона защиты, и их краткое изложение;
  • перечисление обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание;
  • сведения о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением;
  • данные о гражданском истце и гражданском ответчике, при наличии таковых. Также обвинительное заключение должно содержать ссылки на тома и листы уголовного дела, оно обязательно подписывается следователем с указанием места и даты его составления.

К обвинительному заключению следователь должен приложить список всех подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты с указанием их места жительства и (или) места нахождения; также он прилагает справку о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению исполнения наказания в виде штрафа, по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого или потерпевшего иждивенцев – о принятых мерах по обеспечению их прав (в справке обязательно должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела). После подписания следователем обвинительного заключения и при согласии руководителя следственного органа уголовное дело незамедлительно направляется прокурору.

В необходимых случаях следователь обеспечивает перевод обвинительного заключения[24]. В соответствии со ст. 221 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течении 10 суток либо утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд; либо возвращает уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо переквалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; либо направляет уголовное дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. В случае сложности или большого объема уголовного дела по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором срок рассмотрения уголовного дела может быть продлен до 30 суток.


Если прокурор выявляет нарушения процессуального законодательства, допущенные следователем, он выносит мотивированное постановление о возращении уголовного дела следователю для устранения выявленных нарушений. Данное постановление может быть обжаловано следователем в течении 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением – Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 10 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит постановление об отказе в удовлетворении ходатайства следователя либо постановление об отмене постановления нижестоящего прокурора и утверждает обвинительное заключение, направляя уголовное дело в суд.

Обеспечение эффективности прокурорского надзора на этапе рассмотрения уголовного дела с обвинительным заключением с учетом перспективы выступления прокурором в суде в качестве государственного обвинителя предполагает наделение его полномочиями на принятие как минимум еще двух решений:

  • при утверждении обвинительного заключения изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении;
  • прекратить уголовное дело либо уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично[25]. Отсутствие у прокурора полномочий на вынесение указанных решений выглядит не логичным с учетом наличия у него прямо предусмотренной законом возможности отказаться от обвинения или изменить обвинение в сторону смягчения (ч. 7,8 ст. 246 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации).

Обвинительный акт – это итоговый документ стадии предварительного расследования, в котором дознаватель, а в исключительных случаях и следователь (п. 7 ч.3 ст. 151 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации), основываясь на имеющихся в материалах уголовного дела доказательствах, собранных в ходе дознания, привлекает лицо в качестве обвиняемого и делает вывод о необходимости направления дела в суд для решения вопроса по существу.

В обвинительном акте указывается: дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, его составившего; данные о лице привлекаемом к уголовной ответственности; место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации; перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания; обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание; данные о потерпевшем, характере и размере причинного ему вреда; список лиц, подлежащих вызову в суд.