Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Правовая основа оперативно розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является задачей ОРД, которая в соответствии с Законом о ФСБ относится к компетенции ФСБ России.[18]
В настоящее время под государственной безопасностью понимается урегулированная нормами права система общественных отношений, выражающаяся в защищенности жизненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного института политической системы современного российского общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.
Военная безопасность является составляющей частью государственной безопасности и обеспечивается состоянием вооруженных сил и других институтов общества, поддерживающих оборонную мощь государства на необходимом уровне для установления благоприятных отношений с другими государствами.
Важную роль в обеспечении военной безопасности играют такие органы, как СВР, ФСБ России, оперативные подразделения внешней разведки Минобороны России, которые также являются органами, осуществляющими ОРД.
Экономическая безопасность заключается в состоянии защищенности экономической системы государства, обеспечивающей достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и экономического развития государства, неуязвимость его общих экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам. Это устойчивое состояние защищенности общества, национальной экономики, региона или сферы хозяйственной деятельности.
Экологическая безопасность – это состояние защищенности личности, общества, региона, государства, мирового сообщества и природы от отрицательного влияния различных явлений и факторов на окружающую среду.
Экологическая безопасность является составляющей национальной безопасности и может рассматриваться применительно к личности; населению района, города; географической зоне; государству; технологиям и производствам.[19]
Необходимость обеспечения экологической безопасности отмечена в п. 85 Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
Обеспечение экологической безопасности означает сведение до возможно малой вероятности опасности вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, а также последствий экологических аварий и катастроф с помощью применения системы адекватных оперативно-розыскных мер.[20]
Установление имущества, подлежащего конфискации, является новой задачей ОРД (см. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ, вступивший в силу 10 января 2009 г.).
Под имуществом понимается совокупность принадлежащих субъекту вещей, имущественных прав и обязанностей. В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и др.
Важным признаком имущества как объекта конфискации является его связь с преступлением.[21]
В ст. 2 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) конфискация определяется как окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа.[22]
Необходимость применения такой меры, как конфискация, ограничена не только перечнем составов преступлений, содержащихся в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ (террористический акт, похищение человека, торговля людьми, содействие террористической деятельности и др.), но и необходимостью установления следующих обстоятельств:
– подлежащее конфискации имущество получено в результате совершения преступления или доходов от этого имущества;
– имущество используется или предназначено для использования в качестве орудия преступления;
– имущество используется или предназначено для использования финансирования терроризма, организованной преступной группы, незаконного вооруженного сообщества (преступной организации).
Задачей органов, осуществляющих ОРД, является применение сил, средств и специальных методов для установления имущества, подлежащего конфискации, которое может быть подозреваемым лицом сокрыто, продано, передано другим лицам и т.п. Данная задача решается в тесном взаимодействии с ФССП России. Судебные приставы при исполнении своих обязанностей по розыску должника и его имущества обращаются за содействием в ОВД, ФМС России, ФСБ России и др.[23] Например, полиция обязана оказывать содействие судебным приставам при осуществлении розыска гражданина – ответчика по гражданскому делу, а также должника и имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам.[24]
Частные задачи конкретизируются для каждого органа, осуществляющего ОРД, с учетом его функциональной специализации.
Для территориальных оперативных подразделений полиции полномочия в сфере ОРД закреплены в подп. 8, 10, 17, 24, 33, 37 п. 13 Типового положения о территориальном органе МВД РФ по субъекту РФ и конкретизируются в ведомственных нормативных правовых актах в виде частных задач для каждого структурного подразделения с учетом его специализации.
Частные задачи органов ФСБ России установлены ст. 8 Положения о ФСБ, утвержденного Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960. [25]Задачи Службы внешней разведки закреплены в ст. 6 ФЗ от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ "О внешней разведке".[26]
Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание (ст. 84 УИК РФ), являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.[27]
Частные задачи органов по контролю за оборотом наркотиков определены в ст. 3 Положения «О ФСКН».
В связи с тем, что в составе органов, осуществляющих ОРД функционируют различные оперативные подразделения (службы), в ведомственных приказах, инструкциях, наставлениях, директивах с учетом социально-экономической ситуации, компетенции подразделения частные задачи могут детализироваться. В подзаконных актах для отдельных оперативно-розыскных подразделений определяются частные задачи не только по раскрытию, но и предупреждению преступлений с учетом приоритетных направлений борьбы с преступностью на определенном этапе.
Частные задачи отражают специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам ОРД, а лишь конкретизируют их.
Права и обязанности органов, осуществляющих ОРД
Согласно ст. 15 Закона «Об ОРД» при решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
1) проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в ст. 6 указанного Закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной военной экономической или экологической безопасности РФ;
2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД. Любой гражданин РФ, лицо без гражданства, а также гражданин или подданный другой страны могут сотрудничать с органами, осуществляющими ОрД. Органы, осуществляющие ОРД, могут конфиденциально сотрудничать с ними на безвозмездной либо возмездной основе. Сотрудничество на безвозмездной основе не предполагает какой‑либо оплаты за негласные услуги, которые лицо оказывает оперативным подразделениям. В этом случае основой конфиденциального сотрудничества являются доверительные межличностные отношения между оперативным работником и гражданином;
3) использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Тактические цели подобного использования могут быть самыми различными – засада и т. п. Услуги владельцев помещений, транспортных средств и имущества могут оплачиваться;
5) создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач ОРД. Порядок создания предприятий, организаций и учреждений определяется гражданским законодательством. Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, влекут ответственность.[28]
Кроме этого права органов, осуществляющих ОРД, закреплены и в других нормах Закона «об ОРД»:
– осуществляет ОРД посредством проведения ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия (ч. 4 ст. 6);
– не представлять судье (равно и прокурору) оперативно-служебные документы, содержащие сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках и лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 5); об организации и тактике проведения ОРМ (ч. 3 ст. 9);
– использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства (ч. 3 ст. 6);
– в ситуациях, не терпящих отлагательств, начать проведение ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан без предварительного разрешения судьи, но с обязательным его уведомлением в течение 24 часов и с последующим решением вопроса о получении санкции в течение 48 часов с начала проведения ОРМ;
– в случае отказа судьи о проведении ОРМ подобного вида обратиться с аналогичной просьбой в вышестоящий суд (ч. 6 ст. 9);
– создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета (ч. 1 ст. 10) и другие права.
- гласно и негласно проводить ОРМ непосредственно корреспондируется с обязанностью принимать все необходимые меры при решении определенных законом задач ОРД. Это с неизбежностью вытекает и из того, что вся ОРД осуществляется посредством ОРМ (ст. 1 Закона об ОРД).[29]
Кроме прав, предписанных Законом «Об ОРД», должностные лица оперативно-розыскных подразделений пользуются полномочиями сотрудников органов, осуществляющих ОРД.
Так, сотрудники оперативных подразделений системы ОВД, являясь сотрудниками полиции, могут реализовать права, закрепленные в Законе о полиции, в частности:
– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
– проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске;
– вызывать в полицию граждан и должностных лиц в связи с расследуемыми уголовными делами, получать от граждан и должностных лиц, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения;
– запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы, иную необходимую информацию;
– производить в случаях и порядке, предусмотренных законом, следственные и иные процессуальные действия, а также ОРМ, осуществляемые по решению задач в борьбе с преступностью;
– требовать от организаций при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления проведения проверок и ревизий;
– производить в соответствии с федеральным законом изъятие документов, материалов, сообщений и предметов;
– доставлять граждан в служебное помещение ОВД в целях решения вопроса о задержании гражданина, установления личности, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывающийся от органов дознания, следствия и суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как без вести пропавший;