Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (источники правового регулирования предпринимательской деятельности в России).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. 1. Понятие и сущность предпринимательской деятельности
1 2. Источники правового регулирования предпринимательства
2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
ВВЕДЕНИЕ
Государственно-правовое регулирование развития предпринимательства – одно из приоритетных направлений, которое Правительство Российской Федерации выделяет в стратегии развития страны. Актуальность темы подтверждается той ролью, которую играет предпринимательская деятельность в нашей стране. Значимость предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, важнейшими из которых считаются мобильность и оперативность, способность гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Несмотря на большое количество различных механизмов развития предпринимательства, его государственное регулирование имеет свои недостатки – несовершенство нормативно-правовой базы, практической реализации механизмов регулирования и др. Для того чтобы малый и средний бизнес действительно стал соответствовать отводимой ему роли в экономике, необходимо повышать эффективность государственного регулирования данной сферы.
Целью работы является всесторонний анализ государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской федерации.
Поставленная цель ставит перед нами следующие задачи:
- дать понятие и сущность предпринимательства в России;
- изучить источники правового регулирования предпринимательской деятельности в России;
- исследовать институты, осуществляющие государственную поддержку предпринимательства в Российской Федерации;
- проанализировать финансовую поддержку субъектов предпринимательства в Российской Федерации;
- рассмотреть мероприятия, направленные на создание инфраструктуры развития предпринимательства в Российской Федерации.
Объектом данного исследования являются особенности государственно-правового регулирования развития предпринимательской деятельности.
Предметом исследования выступает система правовых норм, регулирующих развитие предпринимательства в России.
При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебные пособия, монографии различных авторов, публикации из периодических изданий, другая специальная литература, касающаяся вопросов, связанных с правовым регулированием развития предпринимательства.
В качестве методологической основы использован метод системно-структурного анализа изучаемых явлений. Для решения конкретных исследовательских задач в работе используются общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, а также специальные методы (логический, сравнительный анализ, правовой метод).
Эмпирическую базу исследования составили обзоры судебной практики по делам, связанным с государственной поддержкой развития предпринимательства.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Во введении определяются актуальность и практическая значимость обозначенной темы, ставится цель и задачи исследования.
В первой главе приводятся основные критерии определения предпринимательской деятельности и нормативно-правовые акты, направленные на регулирование предпринимательства.
Во второй рассматриваются формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
В заключительной части работы подводятся итоги проведенному исследованию.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. 1. Понятие и сущность предпринимательской деятельности
Понятие о предпринимательской деятельности развивалось сложно, сопровождалось длительным процессом возникновения.
Законодательное закрепление предпринимательская деятельность получила только в XVII в., несмотря на то, что ее корни на Руси как экономической категории уходят в IX в., когда торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян. В то время уровень торговых отношений определялся состоянием сельскохозяйственного и ремесленного производства 48,с. 245.
Дальнейшее развитие законодательство о предпринимательской деятельности получило во времена царствования Петра I, при котором был создан отечественный торговый флот и отвоеваны выходы к морю. Однако управление экономикой в тот период было чрезмерно централизовано. Петр I, с одной стороны, пытаясь ввести рыночные формы хозяйствования, активизировал торговую и предпринимательскую деятельность, а с другой, в силу проводимых реформ, усилил крепостнические и командно-административные начала в организации хозяйственной практики 74, с. 16.
Свод законов Российской империи ознаменовал собой завершение работы по систематизации (кодификации) российского законодательства. Он способствовал унификации российского права в целом и предпринимательского в частности, что можно признать новацией для Российского государства первой половины XIX в. 50, с. 23
При Александре II впервые за всю историю страны сформировался рынок наемного труда, товаров и капиталов и на этой основе быстрое развитие получает частное промышленное предпринимательство, развивается система капиталистического кредита. Дореволюционный период в истории России. Этот период характеризуется ярко выраженной капиталистической системой хозяйства, основанной на свободной экономической деятельности и предпринимательстве. Законодательство того времени было направлено на создание благоприятных условий для развития данной сферы 48, с. 246.
В первые годы советской власти нормативные правовые акты в области предпринимательской деятельности носили декларативный характер. Период «военного коммунизма» ознаменован декретами о национализации всех крупнейших промышленных предприятий. Впоследствии наступил период НЭП. Он развился в коммерческую политику поощрения торговли и обмена, включая финансовую политику, направленную на стабилизацию валюты, и, наконец стал промышленной политикой, чтобы достичь такого увеличения производительности в промышленности, какое необходимо для строительства социалистического порядка 54, с. 31.
В 80-х гг. XX столетия начался период упадка социалистической экономики. Провозгласив «перестройку с ускорением», власть стала осуществлять преобразование всего комплекса общественных отношений, сформировавшихся за годы социалистического строительства. Законодательные акты предоставили предпринимателям - физическим лицам широкие права на осуществление предпринимательской деятельности.
Закон СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР» закрепил виды предприятий, правомочных осуществлять производственную деятельность, направленную на получение прибыли: индивидуальные и семейные, государственные предприятия и т.д. 32.
Если говорить о современном предпринимательстве, то первым шагом в становлении понятия современной российской предпринимательской деятельности стало принятие таких законов, как: Закон от 24 декабря 1990 г «О собственности в РСФСР» 34 и Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 35.
Впервые в российском законодательстве определение понятия «предпринимательская деятельность» нашло закрепление в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 35.
Пункт 1 ст. 1 Закона гласил: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли... Она осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия» (п. 2 ст. 1).
Отсутствие четкой единой государственной политики в области регулирования предпринимательской деятельности привело к тому, что принимались противоречащие друг другу нормативные правовые акты.
Так, в 1990 г. был принят Закон СССР от 31 октября 1990 «Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле» 33 , но уже 5 декабря 1991 г. из Уголовного кодекса РСФСР исключаются ст. 153 и 154, предусматривающие ответственность за спекуляцию и частнопредпринимательскую деятельность, а также коммерческое представительство 62, с.34.
Также принимаются указы Президента РСФСР от 28 марта 1991 г. «О свободе торговли» 37; от 25 ноября 1991 г. «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» 38 и др.
В 1991 г. приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в которых были закреплены такие права гражданина, как право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законодательными актами деятельностью, право создавать самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями юридические лица 36.
Важным этапом на пути развития предпринимательской деятельности стало принятие Конституции Российской Федерации 3 и Гражданского кодекса Российской Федерации 8.
Статья 34 Конституции РФ установила право каждого человека на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности 3.
В настоящее время легальная дефиниция предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) 8, определяющей предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке 45, с.11.
Данная дефиниция была закреплена в виде дополнения к положению о том, что «гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что...» 44, с. 3.
Под предпринимательством понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Чаще такую деятельность называют бизнесом 64, с. 4.
Понятие предпринимательской деятельности имеет общее значение не только для коллективных предпринимателей (юридических лиц), но и также для индивидуальных предпринимателей (физических лиц).
Так, п. 1 ст. 23 ГК РФ определяет, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 8.
Заниматься предпринимательством гражданам в РФ возможно следующими способами:
- создав юридическое лицо;
- зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.
Для получения статуса индивидуального предпринимателя гражданину необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту его жительства. Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с гл. VII.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 17.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 39.
Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).
Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности 40.
В законодательстве термин «предпринимательская деятельность» употребляется в разном контексте и с разными целями 78, с.47.