Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Правовая основа оперативно розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– производить регистрацию, фотографирование, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления;

– применять в порядке и на условиях, определенных законом, меры безопасности для обеспечения защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;

– вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах;

– использовать банки данных других государственных органов и организаций;

– привлекать граждан с их согласия к нештатному сотрудничеству;

– устанавливать негласное сотрудничество с лицами, изъявившими желание оказывать содействие полиции;

– пользоваться беспрепятственно па безвозмездной основе в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам.[30]

Некоторые авторы в результате научных изысканий пришли к выводу о сущности полномочий как совокупности прав и обязанностей. [31]Так, авторы краткого учебного курса «Теория оперативно-розыскной деятельности», комментируя установления законодателя, отмечают, что оперативные подразделения «обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству».[32] Анализ данного предписания позволяет судить, что обязанности являются составным элементом полномочий органов, осуществляющих ОРД.

В соответствии со ст. 14 этого же Закона при решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

1) принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

2) исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству. Такие поручения, указания и решения суда должны быть изданы в письменной форме и содержать ссылку на конкретное уголовное дело, находящееся в производстве у органа дознания, следователя, прокурора или суда;


3) выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

4) информировать другие органы, осуществляющие ОРД на территории РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь. Круг вопросов, по которому осуществляется взаимное информирование, его порядок, а также основания и процедура привлечения возможностей других органов для решения задач ОРД и совместного проведения мероприятий определяются межведомственными нормативными актами правоохранительных органов;

5) соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД. При помощи мер конспирации обеспечиваются эффективность ОРД, безопасность участников ОРМ, лиц, сотрудничающих с ОРО;

6) содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. Основаниями для оказания содействия могут быть обращения специализированного подразделения или указания руководства. Объем мер, необходимых для обеспечения безопасности, определяется в каждом конкретном случае с учетом складывающейся обстановки. Поводами для применения мер безопасности в отношении сотрудника, его близких или иных лиц являются, как правило, их заявление (рапорт) или непосредственное получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.[33]

Заключение

Итак, под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса. Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели, посредством постановки задач, определения принципов, правовой основы, исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий, оснований и условий их проведения, регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности, использования результатов ОРД и др. Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.


Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления, а также предусмотрел их действия (деятельность), направленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Действия (деятельность) субъектов регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.

Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов оперативно-розыскных мероприятий. Эти гарантии в равной мере важны. Первым предписывает действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения, а вторым либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвола со стороны субъектов ОРД.

В заключении хотелось бы поделиться точкой зрения А. Г. Маркушина, который указывает, что использование объективно необходимых оперативно-розыскных мер в борьбе с преступностью — это обеспечение эффективной защиты главных ценностей: прав, свобод, чести и достоинства личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Список литературных источников

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // СПС «Консультант плюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).
  3. Уголовно-исполнительный кодекс, N 1-ФЗ.
  4. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изменениями от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
  5. ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (с изменениями от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
  6. ФЗ от 21 июля 1997 г. № 188-ФЗ "О судебных приставах"
  7. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ "О внешней разведке"
  8. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.06.2017) "О ФСБ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017).Приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России"
  9. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
  10. Приказ Федеральной таможенной службы от 12 октября 2012 г. N 2066 "Об утверждении перечня подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, время службы в которых засчитывается на льготных условиях при участии в оперативно-розыскной деятельности"
  11. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений".
  12. Конвенция ООН против коррупции (2003 г.)
  13. 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004. -XIV, 848 с., глава 5, § 3.
  14. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Курс лекций / под общ. ред. Фальченко А.А. - Н. Новгород: Нижегородский юрид. институт МВД РФ, 2011. - 287 с.
  15. Оперативно-розыскная деятельность ОВД. Общая часть: Учебник / В.А. Лукашов. - М.: Академия МВД РФ, 2014. - 408 с.
  16. П.Э. Шлендер. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник,. - 304 с.. 2008
  17. Подр.: Железняк И.Н. Полномочия субъектов ОРД органов внутренних дел : дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2008.
  18. Данные ГИАЦ МВД России // Щит и меч. 2011. 7 апр.
  19. URL: mvd.ru/mvd (дата обращения: 13.12.2017г.)
  20. https://studme.org/ Право: оперативно-розыскная деятельность: цели и задачи ОРД (13.12.2017г.)
  21. Краткий курс теоретических основ ОРД. Учебное пособие. Саратов, 2006.

  1. 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004. -XIV, 848 с., глава 5, §3

  2. ст. 4 ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изменениями от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

  3. Ст. 13 ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности»

  4. Приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России"

  5. Приказ Федеральной таможенной службы от 12 октября 2012 г. N 2066 "Об утверждении перечня подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, время службы в которых засчитывается на льготных условиях при участии в оперативно-розыскной деятельности"

  6. Ст. 1, 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изменениями от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

  7. Ст. 2; ч. 2 ст. 8 КРФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // СПС «Консультант плюс».

  8. https://studme.org/ Право: оперативно-розыскная деятельность: цели и задачи ОРД (13.12.2017г.)

  9. ст. 2; ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изменениями от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

  10. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Курс лекций / под общ. ред. Фальченко А.А. - Н. Новгород: Нижегородский юрид. институт МВД РФ, 2011. - 287 с.

  11. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Курс лекций / под общ. ред. Фальченко А.А. - Н. Новгород: Нижегородский юрид. институт МВД РФ, 2011. - 287 с.

  12. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Учебник / В.А. Лукашов. - М.: Академия МВД РФ, 2014. - 408 с.

  13. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений".

  14. Данные ГИАЦ МВД России // Щит и меч. 2011. 7 апр.

  15. URL: mvd.ru/mvd (дата обращения: 13.12.2017г.)

  16. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Учебник / В.А. Лукашов. - М.: Академия МВД РФ, 2014. - 408 с.

  17. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.06.2017) "О Федеральной службе безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017)

  18. П.Э. Шлендер. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник,. - 304 с.. 2008

  19. п. 85 Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

  20. ст 128 Гражданский кодекс Российской Федерации" (ГК РФ). от 30.11.1994 N 51-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

  21. ст. 2 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.)

  22. ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 188-ФЗ "О судебных приставах"

  23. п. 41, ч. 1 ст. 12 Закона «о полиции»

  24. Положение о федеральной службе безопасности, утвержденное Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960

  25. ст. 6 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ "О внешней разведке"

  26. ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса, N 1-ФЗ

  27. ст. 15 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изменениями от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

  28. ст. 1, 5, 6, 9, 10 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изменениями от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

  29. ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (с изменениями от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

  30. Подр.: Железняк И.Н. Полномочия субъектов ОРД органов внутренних дел : дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2008.

  31. Краткий курс теоретических основ ОРД. Учебное пособие. Саратов, 2006

  32. ст. 14 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изменениями от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.