Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности изучения налогов и налоговой системы
1.1. Понятие и сущность налогов
1.2. Бюджетно-налоговая политика и ее инструменты
1.3. Налоговая система и ее виды
Глава 2 .Анализ налоговых систем в мировой экономике: отечественный и зарубежный опыт
2.1. Анализ особенностей англосаксонской налоговой системы на примере США
2.2. Анализ специфики налоговой системы на примере Германии
2.3. Анализ латиноамериканской налоговой системы на примере Чили
2.4. Анализ смешанной налоговой системы на примере РФ
Глава 3. Проблемы налогообложения в РФ и пути их преодоления
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях нестабильности мировой финансовой системы, налоговые поступления являются главным источником формирования доходной части бюджета. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в данной отрасли, имеется ряд проблем, которые более детально будут рассмотрены в данной работе.
Исторически, во многих странах мира, налоги и весь совокупный механизм налогообложения является одним из ключевых элементов, благодаря которому обеспечивается эффективное функционирование государства в условиях рынка.
Принято считать, что весь механизм налогообложения, имеет сою нормативно-правовую основу. Как правило, речь идет о Налоговом Кодексе, в котором прописаны все тонкости и нюансы по объемам налоговых ставок, процедуре налогообложения и прочим моментам.
Объектом исследования в работе выступает налоговая система.
Предмет исследования – изучение особенностей налоговых систем в мировой экономике.
Целью данной работы является исследование текущего состояния и перспектив развития налоговой системы РФ
Задачи работы:
1.Изучить понятие и сущность налогов;
2.Исследовать налоговую систему и ее виды;
3.Выяснить характерные особенности налоговых систем мировых стран;
4.Рассмотретьспецифику налоговой системы РФ;
5.Оценить проблемы налоговой системы РФ и предложить пути их преодоления.
В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа.
В основе написания работы периодические издания и литература, а также труды отечественных авторов по вопросам исследования особенностей налогов и налоговой системы, таких как Бондаренко Е. А., Матушкина Ю.Н. и т.д.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические особенности изучения налогов и налоговой системы
1.1. Понятие и сущность налогов
Зачастую, под налогами принято понимать денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией финансовых ресурсов в централизованные денежные фонды.
Многие ученые, в своих научных трудах, выделяют ряд основных признаков налогов, которые схематично представим на рисунке 1.1.
Рис 1.1. Признаки налогов
Согласно данных рисунка 1.1., для налогов в современных условиях хозяйствования характерны такие признаки, как:
1.Обязательность уплаты;
2.Публичность;
3.Безвозвратность и безвозмездность и т.д.
Помимо основных критериев, связанных с признаками налогов, можно выделить и определенный спектр функций, которые выполняют налоги. Данные функции отобразим схематично на рисунке 1.2.
Рис 1.2. Функции налогов
Конечно, все налоги в современных условиях хозяйствования можно разделять исходя из различных признаков классификации. В общем виде, классификация налогов отображена на рисунке 1.3.
Рис 1.3. Классификация налогов
Как можно заметить из данных рисунка 1.3, налоги классифицируют по различным признакам:
1.Способ обложения – прямые и косвенные
2.По объекту налогообложения – имущественные, стоимостные и т.д.
3.По уровню предоставления в бюджет – федеральные, региональные, местные
4.По уровню использования – общие и специальные.
Сегодня систему в систему налогообложения многих стран мира входят несколько уровней налогов:
1.Федеральный;
2.Региональный;
3.Местный налог;
В первую категорию принято относить НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др. Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.
Основными же региональными и местными налогами принято считать транспортный налог, налог на имущество физических лиц, налог на игорный бизнес и т.д.
На сегодняшний день, принято выделять организационно-правовые налогообложения, к которым относят:
1) принцип справедливости, утверждающий, что каждый должен уплачивать налоги и сборы, определенные законом. При этом должен соблюдаться принцип общности и равенства налогообложения, то есть учитываться фактические возможности налогоплательщика выплачивать налоги.
2) принцип универсализации означает то, что налогам и сборам не могут быть присущи дискриминационные характеристики, которые не одинаково применимы в зависимости от политических, идеологических, этнических, конфессионных и других различий между налогоплательщиками;
3) принцип нейтральности гарантирует то, что налоги и сборы не могут нарушать единого экономического пространства и прямо или побочно не могут ограничивать перемещение товаров, работ, услуг или создавать помехи законного существования и деятельности налогоплательщиков;
4) принцип экономического обоснования предполагает, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть установлены на каком – либо ином основании;
5) принцип определенности предусматривает то, что законодательные акты формулируются так, чтобы каждый с ними знакомящийся, точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен заплатить;
6) принцип презумпции невиновности свидетельствует о том, что все непреодолимые сомнения и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться на пользу налогоплательщика.
Таким образом, становится ясно, что принципы правового государства характеризуются двойной природой, так как, по своей сути, они являются конституционно – правовыми принципами и одновременно конституционно – правовыми гарантиями. К тому же принципы правового государства выступают в качестве руководящего начала в правовом регулировании всех возможных социальных отношений, в том числе, налоговых. Законность и четко определенные основы системы налогообложения способствуют стабилизации отношений налоговой системы по отношению к бюджету и способствуют тому, что налогообложение имеет долгосрочный характер.
1.2. Бюджетно-налоговая политика и ее инструменты
На сегодняшний день, под бюджетно-налоговой политикой принято понимать совокупность мероприятий, проводимых в бюджетной сфере и направленных на реализацию финансовых функций и задач государства.
Принято считать, что бюджетно-налоговой политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетно-налоговой политики государства
Бюджетно-налоговая политика призвана выполнять определенный спектр функций, среди которых:
1.Распределительная
2.Контрольная
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества.
Вторая - контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.
В зависимости от состояния экономики правительство проводит либо сдерживающую, либо стимулирующую фискальную политику. В период инфляции проводится сдерживающая политика, которая предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. В период спада осуществляется стимулирующая политика, предполагающая снижение налогов и увеличение государственных расходов.
Рис 1.4. Классификация бюджетной политики
Бюджетно-налоговая политика является ключевым звеном экономической политики государства, поскольку от качества бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния государства на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Под субъектом бюджетно-налоговой политики практически однозначно понимаются органы государственной власти всех уровней, которые непосредственно разрабатывают, утверждают, исполняют, управляют и контролируют исполнение бюджета, а объектами бюджетной политики выступают бюджетно-налоговое законодательство, бюджетная система, бюджетный механизм.
Основополагающей целью формирования бюджетно-налоговой политики является решение экономических и социальных задач, стоящих перед государством, однако на каждом этапе развития цель бюджетной политики, её принципы и задачи конкретизируются под влиянием внутренних и внешних факторов. Бюджетно-налоговая политика реализуется по следующим направлениям:
1. снижение налогового бремени на экономику и усиление мер по налоговому администрированию, направленных на поддержку деятельности хозяйствующих субъектов;
2.разработка и реализация мер по дальнейшему совершенствованию межбюджетных отношений, увеличению доходной базы бюджетов, входящих в консолидированный бюджет;
3.увеличение объема централизованных инвестиций за счет средств Государственного бюджета;
4.принятие мер по своевременному финансированию средств на ускорение развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства;
5.оптимизация сети и штатов работников бюджетных организаций с учетом внедрения информационно-коммуникационных технологий и совершенствования механизмов нормативного планирования расходов и т.д.
К инструментам бюджетно-налоговой (фискальной) политики принято относить доходы и расходы бюджета государства (налоги, трансферты, государственные закупки), с помощью которых правительство получает возможность воздействовать на совокупные планируемые расходы.
Основным источником доходов бюджета государства являются налоги: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами, налоги и взносы на социальные нужды, налоги на имущество и прочие налоги.
Расходами федерального бюджета являются денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства. Согласно Бюджетному кодексу РФ государственные расходы по функциональному признаку группируются в разделы, отражающие направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
В соответствии с данной классификацией в состав государственных расходов принято относить расходы на общегосударственные вопросы, расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на национальную экономику, расходы на социально-культурные мероприятия и прочие расходы.
Важным направлением фискальной политики можно назвать кредитно-денежную политику.
Денежно-кредитная политика государства – совокупность мер экономического регулирования денежного обращения, целью которой является обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Инструментами денежно кредитной политики являются:
1.операции на открытом рынке;
2.интервенции на валютном рынке;
3.изменение ставки рефинансирования;