Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджетно-налоговое законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных законодательных актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных законодательных актов представительных органов местного самоуправления.

Бюджетно-налоговое законодательство регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, административно-территориальных единиц и соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с образованием и использованием денежных фондов государственных и муниципальных образований. В круг субъектов бюджетного права РФ входят: государство, государственные и административно-территориальные образования. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных законодательство отношений.

Одним из основных источников бюджетного права в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., которая устанавливает форму государственного устройства России и принципы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов.

Специальным законодательным актом, регулирующим бюджетные правоотношения в нашей стране – является Бюджетный Кодекс РФ. Российская Федерация, является федеративным государством, что в свою очередь подразумевает определенную свободу регионов в формировании бюджетной политики.

При этом следует отметить. что наравне с диспозитивными нормами, Бюджетный Кодекс РФ, содержит ряд императивных норм, а учитывая тот факт что законодательство федерального уровня исходя из принципов верховенство, имеет высшую юридическую силу, региональное законодательство субъектов Федерации, должно не противоречить императивным нормам права федерального уровня.

В соответствии с этим можно выделить законодательную коллизию в отношении денежных штрафов и взысканий. Так как в п.5 ст.46 Бюджетного кодекса[1]1 Российской Федерации декларируется, что денежные взыскания (штрафы), установленные правовыми актами органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, подлежат зачислению, соответственно, в бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов по нормативу 100 %.


Но ст. 71 Конституции Российской Федерации регламентирует, что уголовное и гражданское законодательство относятся к ведению Российской Федерации, а в соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На развитие бюджета РФ оказывают существенное влияние ряд проблем, которые более детально будут рассмотрены в следующей главе.

Глава 3. Проблемы налогообложения в РФ и пути их преодоления

На эффективное развитие и функционирование бюджета РФ в условиях развития мировой экономики, оказывают влияние ряд факторов, среди которых:

1.Экономические санкции, введенные в отношении РФ западными странами. Данные санкции ограничивают экономические возможности страны в условиях мирового хозяйства, снижая торгово-финансовые показатели;

2.Падение цен на энергоресурсы. Основные страны мира, в том числе и РФ, очень сильно зависят от нефтегазового сектора. В этой связи, резкие перепады котировок цен на топливо наносят серьезный удар по бюджету и всей национальной экономике страны;

3.Мировая напряженность. Данный фактор выражается в том, что Правительству РФ необходимо перестраивать бюджетно-налоговую политику, ориентируя ее вместо социально-общественного вектора, в сторону урегулирования мирового хозяйства и налаживая мировых соглашений с крупнейшими странами мира;

3.Иные проблемы.

В системе налогообложения РФ можно выделить ряд проблем, которые сформировались за последние годы:

1.Фискальный характер налоговой политики. Данный аспект характеризуется затруднением регулирующей и стимулирующей функций налогообложения;

2.Неоптимальность налоговых ставок по ключевым видам налогов;

3.Низкий контроль за эффективностью сборов налогов, в связи с чем, бюджет государства недополучает достаточно большое количество средств;

4.обширный спектр налоговых льгот и вычетов по различным категориям и т.д.

На сегодняшний день, на налоговые поступления от НДС приходится более 40% от всех налоговых поступлений в бюджет государства. Если же говорить о том, на сколько выросла доля налоговых поступлений в бюджете страны за длительный временной отрезок, то здесь можно сказать о увеличении с уровня в 37,39% до 41,09%.


Для того, чтобы преодолеть вышеназванные негативные тенденции, которые ведут к дестабилизации национальной экономики РФ и снижают показатели эффективности бюджета, необходимо:

1.Контролировать целевое расходование бюджетных средств;

2.Усовершенствовать действующее бюджетное законодательство;

3.Улучшение инвестиционного климата за счет упрощения системы налогового администрирования

4.Развивать и инвестировать сферу технологий и инноваций, которые повысят не только статус страны в мировом рейтинге, но и снизят зависимость России от цен на сырье и т.д.

5.Поддерживать малое и среднее предпринимательство и т.д.

Можно выделить несколько путей решения проблем в сфере межбюджетных отношений Российской Федерации. К данным направлениям можно отнести:

1) расширение полномочий региональных и местных органов власти в бюджетно-налоговой сфере;

2)совершенствование межбюджетного механизма распределения налоговых поступлений между федерацией и регионами на долгосрочной основе;

3) контроль за целевым использованием бюджетных средств и межбюджетных трансфертов в субъекты и регионы;

4) ужесточение наказания за нецелевое использование бюджетных средств и т.д.

Важным моментом является формирование системы оперативного и гибкого реагирования на текущие изменения рыночной конъюнктуры и корректировки проводимой долговой политики согласно наиболее достоверным краткосрочным прогнозам.

В последнее время, в РФ и законодательных органах власти в частности, не утихают споры относительно того, как оптимизировать налоговые поступления в бюджет страны, какая ставка по налогу на добавленную стоимость является оптимальной и т.д.

Обобщив все мнения относительно данных споров и обсуждений можно сформулировать ряд перспективных направлений, которые позволят сделать систему налогообложения в РФ более рациональной:

1. Введение единой ставки НДС на уровне от 14 до 17%. Данное направление позволит устранить бухгалтерские ошибки, которые возникают в большом количестве и так или иначе связаны с объектами налогообложения. Введение единой ставки позволит облегчить проведение процедуры налогового аудита и проверок.

2. Совершенствование механизма налогового администрирования. Экспертами предлагаются следующие меры:

А) максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета;

Б) специальная регистрация плательщиков и т.д.

3. Проведение процедуры переориентации налоговой системы от функционирующей в данный момент к сбалансированной модели, в основе которой будет преобладать доля прямых налогов над косвенными.


4.Ужесточение процедуры контроля и надзора за сбором и уплатой налогов и т.д.

Реализация данных направлений позволит оптимизировать налоговую систему страны и сделать ее рациональной в условиях современного мирового хозяйства.

Заключение

В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:

Под налогами принято понимать денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией финансовых ресурсов в централизованные денежные фонды

Налоги классифицируют по различным признакам:

1.Способ обложения – прямые и косвенные

2.По объекту налогообложения – имущественные, стоимостные и т.д.

3.По уровню предоставления в бюджет – федеральные, региональные, местные

4.По уровню использования – общие и специальные.

Сегодня систему в систему налогообложения многих стран мира входят несколько уровней налогов:

1.Федеральный;

2.Региональный;

3.Местный налог;

Согласно общим определениям налоговая система государства – это налоги государственного уровня и местные налоги, уплачиваемые в различные бюджеты, формы и методы их существования и реализации, изменения, отмены, начисления, уплаты и взыскания, а также обеспечение привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения и организация работы налогового контроля.

Налоговая система является одним из важнейших элементов регулирования и обеспечения жизнедеятельности всякого государства. Продуктивность ее существования и реализации оценивается экономическим состоянием, уровнем влияния различных политических сил, налоговой культурой, предпочтениями и достижениями экономической науки и пр. Существенное развитие системы налогообложения происходит как оптимальное соотношение прямых и непрямых налогов в зависимости от конкурентоспособности и экономического состояния конкретного государства.

Определяющей для состояния налоговой системы является структура налогов. Она непрерывно меняется под влиянием экономических, социальных и политических тенденций. В общем, существованию и развитию налоговых систем в любом государстве присущи такие характеристики: расширение налогообложения частных доходов; модернизация доходов, использующихся на нужды потребления; все большее уменьшение влияния налогов на прибыль хозяйствующих субъектов; постоянное увеличение отчислений на социальное страхование.


На сегодняшний день, существует разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:

1.Евроконтинентальная;

2.Англосаксонская;

3.Латиноамеринская;

4.Смешанная.

В структуре федерального бюджета РФ за последние годы можно наблюдать дефицит бюджета, так как расходная часть существенно превышает объем доходных поступлений. Экономическая нестабильность мирового хозяйства негативно отразилась на уровне доходов бюджета, существенно снизив показатель нефтегазовых доходов с отметки в 6534 млрд дол в 2013 году до показателя в 5050 в 2017 году. В системе ненефтегазовых доходов преобладают такие категории как:

1.НДС;

2.Налог на прибыль.

В системе налогообложения РФ можно выделить ряд проблем, которые сформировались за последние годы:

1.Фискальный характер налоговой политики. Данный аспект характеризуется затруднением регулирующей и стимулирующей функций налогообложения;

2.Неоптимальность налоговых ставок по ключевым видам налогов;

3.Низкий контроль за эффективностью сборов налогов, в связи с чем, бюджет государства недополучает достаточно большое количество средств;

4.обширный спектр налоговых льгот и вычетов по различным категориям и т.д.

можно сформулировать ряд перспективных направлений, которые позволят сделать систему налогообложения в РФ более рациональной:

1. Введение единой ставки НДС на уровне от 14 до 17%.

2. Совершенствование механизма налогового администрирования.

3. Проведение процедуры переориентации налоговой системы от функционирующей в данный момент к сбалансированной модели, в основе которой будет преобладать доля прямых налогов над косвенными.

4.Ужесточение процедуры контроля и надзора за сбором и уплатой налогов и т.д.

Данные направления позволят сделать налоговую систему РФ более рациональной и сбалансированной в условиях рынка.

Список использованной литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -: http:// www.consultant.ru

2.Налоговый кодекс Российской Федерации N 117- ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -: http:// www.consultant.ru

3.Аскаров А.О. Тенденции и направления совершенствования налоговой системы государства: Учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / А.О Аскаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2015. - 236 c.