Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности изучения налогов и налоговой системы
1.1. Понятие и сущность налогов
1.2. Бюджетно-налоговая политика и ее инструменты
1.3. Налоговая система и ее виды
Глава 2 .Анализ налоговых систем в мировой экономике: отечественный и зарубежный опыт
2.1. Анализ особенностей англосаксонской налоговой системы на примере США
2.2. Анализ специфики налоговой системы на примере Германии
2.3. Анализ латиноамериканской налоговой системы на примере Чили
2.4. Анализ смешанной налоговой системы на примере РФ
Глава 3. Проблемы налогообложения в РФ и пути их преодоления
4.изменение нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке – операции по купле-продаже ЦБ государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами на вторичном рынке.
Валютные интервенции – участие Центрального Банка в операциях по купле-продаже иностранной валюты. Такие меры, принимаемые с целью поддержания курса национальной валюты, принимаются крайне редко и только в экстренных случаях, связанно это с тем, что валютные интервенции – это очень дорогое мероприятие. Изменение ставки рефинансирования. Одним из самых эффективных инструментов регулирования денежной массой считается политика учетной ставки (изменение ставки рефинансирования).
На практике рефинансированием принято считать кредитование центральным банком коммерческих банков в том случае, когда у них наблюдается нехватка финансовых ресурсов. А ставкой рефинансирования называется та ставка, по которой выдаются кредиты коммерческим банкам. Именно эта ставка является инструментом денежно-кредитной политики, с помощью которого Центральный Банк имеет возможность воздействовать на ставки межбанковского рынка и другие процентные ставки.
Изменение нормы обязательных резервов. В некоторых странах в качестве инструмента денежно-кредитной политики так же используется изменение нормы обязательных резервов. Изменение нормы обязательных резервов может повлиять на объемы кредитных возможностей коммерческих банков.
Повышение нормы резервирования может вынудить банки не только прекратить кредитование, но и требовать немедленного возврата уже предоставленных ссуд. Следует отметить, что в мировой практике изменение норм обязательных резервом не относится к гибким инструментам денежно-кредитной политики
Различные категории налогов образуют налоговую систему государства, речь о которой более детально пойдет в следующем параграфе.
1.3. Налоговая система и ее виды
Согласно общему подходу налоговая система – это совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, которые вводятся и собираются на территории государства.
Объективное значение принципов, на основе которых создана и функционирует налоговая система, есть безусловной. Это объясняется тем, что принципы не только направляют развитие правоотношений, исполняют роль регулятора в случае нормативного упущения в налоговом законодательстве, выделяют те или иные общественные отношения в определенную правовую категорию, а также формируют определенное правовое мышление, правовую культуру в обществе и государстве. Ценность принципов налоговой системы заключается в том, что они призваны обеспечить органическую связь и логическую системность норм налогового прав.
А. Смит стал автором теоретических основ налогообложения. Однако его характеристики налогообложения исходят из интересов только налогоплательщика. Поэтому их называют «декларациями прав плательщика». Немецкий экономист А. Вагнер предложил девять основных правил налогообложения. Он объединил принципы в четыре группы.
Первая группа: финансовые принципы налогообложения, то есть достаточность обложения, при которой объем денежных ресурсов должен быть достаточным для поддержания хозяйственной системы.
Вторая группа: использование в налоговой системе определенных налогов, которые при увеличении государственных потребностей предоставляют возможность увеличить размер налоговых поступлений.
Третья группа: принципы, касающиеся народного хозяйства, то есть должен быть надлежащий выбор источника налогообложения, при котором в качестве источника налогообложения должен выступать не только доход, а и капитал.
Четвертая группа: наличие налогов, в большей мере, содержащих регулирующее начало или фискальное; этические принципы или равенство всех плательщиков; административно – технические правила, включающие фактическую определенность налогообложения; удобство уплаты налогов; максимальное уменьшение затрат на взимание.
Определенное развитие принципы налогообложения А. Смита получили в работе «Опыт теории налогов», принадлежащей российскому ученому Н.И. Тургеневу. В указанном труде он углубляет принципы налогообложения, называет необходимостью сокращение издержек налогообложения и целесообразностью взимать налог не с самого капитала, а с чистого дохода с тем, чтобы не опустошать источники государственных пополнений.
Рассмотренные принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы, в основном, государства
Также существуют иные взгляды, которые рассматривают принципы налоговой системы значительно шире, а именно, в качестве основы, что отражает соотношение, взаимосвязь элементов налоговой системы, то есть налогов, сборов, пошлин. В таком смысле под принципами налоговой системы понимают их совокупность, регулирующую налогообложение. Так, в этот перечень можно включить следующие принципы: простота и понятность начисления; отсутствие дублирования; простота и экономичность налогов; стабильность и пропорциональность налоговых сборов услугам, предоставленным государством; допустимый размер общего налогового бремени.
Такой пример обозначает, что происходит отождествление принципов построения налоговой системы и самого процесса налогообложения. Вместе с тем такое отождествление вызывает смешивание понятий «налоговая система» и «система налогообложений», что противоречит, как экономической, так и правовой науке. Заслуживает понимания тот факт, что налоговая система представляет собой совокупность различного рода обязательных платежей публичного характера, которые выступают источником для формирования доходной части бюджета и других публичных денежных фондов. Таким образом, система налогообложения – это не только совокупность налогов и сборов, а и их администрирование. Однако очевидно, что наука и законодатель в этом вопросе имеют расхождения.
На сегодняшний день, принято выделять две основные разновидности налоговых систем:
1.Глобальная. Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям - они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.
2.Шедулярная (шедула - часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.
Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:
1.Евроконтинентальная. Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых.
К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, внутренний налог на нефтепродукты, таможенные пошлины, которые дают около 60% налоговых доходов общего бюджета. Важную роль в системе поступлений играют и прямые налоги, которые дают около 40% доходов общего бюджета. Среди прямых налогов значительную роль играют подоходный налог физических лиц и налог на прибыль акционерных компаний. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.
2.Англосаксонская. Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц.
На долю подоходного налога с населения приходятся до 64% поступлений в госбюджет, в то время как на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.
3.Латиноамеринская.Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Базовая ставка налога на прибыль компаний - 25%. В качестве косвенного общегосударственного налога взимается также так называемый налог на потребление, которым облагаются импорт и продажи сигарет, сигар, трубочного табака, автомобилей, мотоциклов, лодок, катеров и яхт, всех напитков в бутылках кроме минеральной воды, алкогольных напитков и пива.
Ставка налога для всех вышеозначенных продуктов разная, для напитков она взимается в зависимости от литража, а не стоимости, самая высокая - для виски (0,86 долл. за литр), самая низкая для безалкогольных напитков (0,02 долл. за литр), для транспортных средств ставка налога колеблется от 10% до 18%, для табачной продукции - 50%.
Важная особенность - налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии.
4.Смешанная. Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов.
Смешанная налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Для нее характерны три уровня налогов: федеральный, региональный, местный. Характерна для Российской Федерации.
Таким образом, завершая исследование по первой главе можно сказать о том, что в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением понятия и сущности налогов, а также исследована налоговая система и ее виды.
Глава 2 .Анализ налоговых систем в мировой экономике: отечественный и зарубежный опыт
2.1. Анализ особенностей англосаксонской налоговой системы на примере США
Для современной американской налоговой системы характерным является преобладание прямых налогов над косвенными. Прямые налоги составляют более 70% всех налоговых поступлений, более 50% из которых составляют федеральные подоходные налоги.
Система налогов и сборов США больше ориентирована на прямые налоги, а поступления от налога на доходы физических лиц существенно превышают объем средств, получаемых от сбора корпорационного налога. Налоговое законодательство США не содержит перечня федеральных, региональных и местных налогов.
Штаты США обладают правом по установлению на своей территории любых налогов главное при этом, чтобы они соблюдали конституционные принципы налогообложения.
Налоговой системе США присуще параллельное использование основных видов налоговых платежей федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти налогообложения.
К примеру, граждане США уплачивает 3 вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), 2 вида имущественного налога и универсального акциза (штатный и местный), а в цене некоторых видов товаров (горючее, табачные и винно-водочные изделия) содержится 5 видов акциза (федеральный, штатный, смежные, универсальные и специфические акцизы).
Посредством налоговой системы США в государственный бюджет поступает свыше 90 процентов всех доходов. Налоговое бремя (это доля суммарных налоговых поступлений в ВВП) в США – около 30 процентов. Структура и состав налоговой системы США определяются масштабами использования всех видов налогообложения. В системе налогообложения используются основные виды налогов по всем уровням власти: верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; среднего, где собираются налоги, сборы, вводимые законами штатов и поступающие в бюджеты штатов; нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты.
Законодательные органы штатов могут вводить налоги, не противоречащие федеральному законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законами штатов. В США за последние десятилетия наблюдается быстрый рост объема финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде средств. В тоже время на местные финансы перекладывается существенная часть расходов.
В налоговой системе США одновременно используются основные виды налогов по всем уровням властных полномочий. На практике это означает, что штаты обладают фактически неограниченной самостоятельностью в установлении налогов, т.к. федеральное налоговое законодательство США, в отличие от российского, не содержит перечня налогов, разрешенных для введения в штатах. Названная ситуация заставляет жителей штатов проявлять большой интерес к выборам своего губернатора и парламента, так как от этого напрямую зависит их налоговое бремя.
Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. Прогрессивный характер имеют федеральные налоги, то есть с увеличением объекта налогообложения растет и налоговая ставка, а штатные и местные налоги исчисляются по регрессивной ставке.
Налоговая система США в основном ориентирована на прямые налоги. Косвенные налоги в США занимают значительно меньшую долю по сравнению с прямыми. Среди косвенных налогов предпочтение отдается налогу с продаж и акцизам. На определенные товары вводятся акцизы. На федеральном уровне - на алкогольные напитки, на табачные изделия, телефонные переговоры, авиабилеты и др. НДС в США не установлен, а в европейских государствах он является основным источником доходов государств.