Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. Из них наибольшую роль в формировании доходов федерального бюджета играют подоходный налог с населения, налоги на прибыль с корпораций, взносы в фонды социального страхования

2.2. Анализ специфики налоговой системы на примере Германии

Налоговая система Германии прошла длинный путь до еѐ прежнего состояния. В 1817 году Немецкой империи было передано право устанавливать таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления. Источниками средств являлись доходы от почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога.

Регулярные взносы отдельных государств ставили империю в серьезную зависимость от них. Это и определило путь развития нынешней налоговой системы Германии. Были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, налог на наследство, налог на имущество и на прирост имущества.

В настоящее время налоги в Германии делятся на федеральные, земельные, совместные, муниципальные, общинные и церковные.

Ключевые позиции принадлежат федерации. Для финансового обеспечения трех уровней налоговая система построена таким образом, что наиболее крупные источники формирует сразу три или два бюджета. Подоходный налог с физических лиц распределялся таким образом, что 42,5 % направляются в федеральный бюджет, 42,5 % в бюджет соответствующих земель и 15 % в местный.

Налог на корпорации делится в равных частях между федеральным и земельным бюджетом. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами, но делится между федеральным, земельным и местным бюджетом. Таким же образом налог на добавленную стоимость распределяется по трем бюджетам.

Немецкое законодательство имеет право на взимание налога со всех граждан. Почти по каждому налогу в Германии существует налоговый закон. Они призваны учитывать специальные экономические факторы и особые обстоятельства, как доходы, чрезмерно высокие прибыли и расходы. Гражданство не играет роль при взимании налогов. О них сообщают в письменных извещениях. При несогласии сумму налогов можно обжаловать.

Налоги в Германии следующие:

1 налоги на владения носят прямой характер. Доля в налоговых поступления более чем 55 %;


2 подоходный налог важнейший налог в Германии, его минимальная ставка -19 %, максимальная – 51 %;

3 базовая ставка налога с корпораций составляет 15 %, она была уменьшена с 25 % в 2007 г. Если прибыль не распределяется тогда используется ставка в 29-31 %, также он делится в пропорции между федеральным и земельным бюджетом;

4 по доходной составляющей промыслового налога кроме прибыли, подпадает сумма, за использование земными средствами капитального характера взятый на длительный срок и он равен 0,3 %. Ставка колеблется от 15 до 24 %;

5 земельным налогом облагаются участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц составляет 0,35% для застроенных и незастроенных участков;

6 ставка поимущественного налога для юридических лиц составляет 0,6 %, от стоимости налогооблагаемого имущества. А ставка налогообложения для физических лиц достигает 1 %;

7 социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8 %. Сумма делится в равной части между работником и работодателем. Например, страхование на случай безработицы составляет 4,2 %, пенсионное страхование - 19,9 %, медицинское - 14,25 %, страхование на случай необходимости ухода 1,7 %.

Половину взносов платят сами работники, другую половину - работодатели. Но для них сумма больше, так как они платят их полностью и еще доплачивают дополнительно 0,9 % на медицинское страхование. В Германии существует еще множество других налогов.

На основе всего выше перечисленного сделаем вывод, что Германия является страной с высокими налогами. Но это и в свою очередь самая богатая страна в Европе. И является самой мощной в экономике среди стран ЕС. Банки Германии имеют безупречную репутацию и высокий уровень надежности.

Налоги Германии обеспечивают около 80 % бюджетных доходов, этот главное средство воздействия государства на развитие экономики. В стране действует развернутая и многообразная система налогов, охватывая все стороны жизни общества.

2.3. Анализ латиноамериканской налоговой системы на примере Чили

Структура налогообложения в Чили характеризуется небольшим количеством прямых и косвенных налогов и минимальным числом налоговых льгот, которые распространяются на экспортеров.

Чилийская система подоходного налогообложения включает:


1.налог на доход от предпринимательской деятельности – налог первой категории (Impuesto de Primera Categoría, IPC). Ставка подоходного налога «первой категории» единая – 17%. Для некоторых видов деятельности по выбору налогоплательщика налоговая база может исчисляться как вмененный доход.

2.налог на зарплату и вознаграждения – единый налог второй категории (Impuesto Unico de Seguda Categoría, IUSC) – имеет прогрессивную шкалу: от 0% до 40%. Налог начисляется на зарплату и связанные с исполнением трудовых обязанностей компенсации за вычетом платежей на соцстрахование. Он удерживается работодателем. Налогоплательщики, не имевшие в налоговом году иных видов доходов, не обязаны представлять налоговую декларацию

3.налог на совокупный доход физических лиц – глобальный сопутствующий налог (Impuesto Global Complimentario, IGC) – имеет прогрессивную шкалу с теми же налоговыми ставками, что и IUSC. Он рассчитывается, исходя из годовой налоговой базы, и применяется к доходам, полученным из всех источников, которые включаются в налоговую базу.

4.налог на доходы нерезидентов – дополнительный налог (Impuesto Adicional, IA) – применяется к вознаграждениям или переводам дохода за рубеж или в общем случае к доходам, полученным от источника в Чили нерезидентами либо лицами, не имеющими постоянного места жительства в Чили.

Обязанность по уплате налога лежит на нерезидентах, но он удерживается у источника дохода по ставке 35%. Удержание является окончательным, и налогоплательщик-нерезидент не обязан подавать налоговую декларацию.

Налоговая служба вправе проверить любую налоговую декларацию в течение трех лет с момента ее представления налогоплательщиком. Для доходов, подлежащих обязательному декларированию, если соответствующая декларация не была подана или была фальсифицирована, вышеуказанный срок проверки составляет шесть лет.

2.4. Анализ смешанной налоговой системы на примере РФ

Налоговая политика многих стран мира, зависит от курса национальной валюты. Соотношение рубля к основным зарубежным валютам отобразим на рисунке 2.1

Рис 2.1 Динамика среднегодового курса рубля к доллару

Если же говорить о динамике валютного курса евро относительно рубля, то за последние годы можно наблюдать следующую динамику, отображенную на рисунке 2.2


Рис 2.2. Динамика среднегодового курса рубля к евро

Как можно заметить из данных рисунка 2.2. за последние годы можно наблюдать рост евро относительно рубля. Ученые прогнозируют в ближайшей перспективе падение евро и стабилизацию данного показателя на уровне 65-70 единиц.

Рассмотрим показатели бюджета РФ на основе данных Министерства финансов за 2014-2018 годы.

Рис 2.3 Структура федерального бюджета РФ за 2014-2018 годы в млрд. руб.

Данные рисунка 2.3. наглядно показывают, что в структуре федерального бюджета РФ впервые за последние годы можно наблюдать профицит бюджета, так как доходная часть существенно превышает объем расходных поступлений.

Рис 2.4. Динамика дефицита бюджета РФ в млрд. руб.

Изучив графически динамику и структура бюджета РФ рассмотрим детально ее доходную часть, которая схематично представлена на рисунке 2.5

Как можно заметить из данных рисунка 2.5., в структуре доходной части бюджета выделяют нефтегазовые и ненефтегазовые доходы бюджета.

Рис 2.5. Структура доходной части бюджета Российской Федерации

Переходя к структуре ненефтегазовых доходов отобразим ее динамику и основные категории доходов на рисунке 2.6

Рис 2.6. Структура нефтегазовых доходов РФ в %

Как можно заметить из данных рисунка 2.6., в структуре нефтегазовых доходов преобладают:

1.НДПИ

2.Экспортные пошлины.

Далее рассмотрим структуру ненефтегазовых доходов, совокупная динамика которых отображена на рисунке 2.7

Рис 2.7. Структура ненефтегазовых доходов бюджета РФ

Наряду с увеличением доходной части бюджета РФ можно наблюдать и рост расходной части, динамика которой отображена на рисунке 2.8

Рис 2.8. Динамика расходов бюджета Российской Федерации в млрд. руб.

Если же рассматривать расходы бюджета Российской Федерации за анализируемый период более детально по основным статьям расходов, то в общем виде их можно отобразить на рисунке 2.9

Рис 2.9. Статьи расходов бюджета Российской Федерации за 2014 -2018 годы в млрд. руб.


Из рисунка 2.10 можно заметить, что в системе расходов бюджета РФ основная часть направляется на такие направления, как:

1.Социальная политика;

2.Национальная оборона;

3.Национальная безопасность и т.д.

Проведем анализ динамики межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета. Данные за последние годы отобразим на рисунке 2.10

Рис 2.10 Объемы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации в млрд. руб

Как можно заметить из данных рисунка 2.10, за последние годы можно наблюдать снижение объемов межбюджетных трансфертов в Российской Федерации с отметки в 1378 млрд.руб в 2014 году, до отметки в 947 млрд.руб

Если же рассматривать структуру межбюджетных трансфертов, то ее можно отобразить на рисунке 2.11

Как можно заметить из данных рисунка 2.11., в структуре межбюджетных трансфертов Российской Федерации преобладают дотации, субсидии и субвенции, на долю которых приходится 46%, 27% и 24% соответственно.

Рис 2.11 Структура межбюджетных трансфертов в Российской Федерации в %

Инструменты влияния механизма межбюджетного регулирования комбинируются и взаимодополняются в зависимости от задач финансовой политики государства.

Количественные характеристики механизма межбюджетного регулирования зависят от границ государственного вмешательства в экономические процессы. Инструменты механизма межбюджетного регулирования в Российской Федерации схематично отображены на рисунке 2.12

Как можно заметить из данных рисунка 2.12., все инструменты условно делят на две большие группы:

1.Прямого назначения;

2.Косвенного назначения.

К первой категории можно отнести законодательные акты, Постановления Правительства и т.д. Ко второй группе относятся инструменты кредитно- денежной политики, бюджетно-налоговой, социальной и т.д.

Рис 2.13 Инструменты межбюджетного регулирования в Российской Федерации

Назначение механизма межбюджетного регулировании сводится к:

1. финансовому обеспечению рычагов государственного регулирования развития административно-территориального образования;

2.финансовому регулированию экономических и социальных процессов на региональном уровне и т.д.

В последние годы Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) претерпел значительные изменения, что связано, с одной стороны, с построением бюджетной системы Российской Федерации, адекватной рыночной экономике, а с другой стороны, с наличием пробелов и коллизий бюджетного законодательства РФ.