Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты налогообложения физических лиц).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1. Налоговая система: сущность, функции, принципы построения
1.2. Правовые основы налогообложения физических лиц
2. Анализ налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Оценка действующей системы налогообложения физических лиц в России
2.2. Исследование налогообложения физических лиц в Республике Мордовия
3. Основные направления совершенствования налогообложения физических лиц
3.2. Оптимизация налоговых отношений физических лиц с бюджетом
И поэтому в Российской Федерации реформирование налога на доходы физических лиц отстает от принципа справедливости в налогообложении. Об этом т акже свидетельствует отсутствие какой-либо связи налоговых вычетов и прожиточного минимума. Несоблюдение справедливости подтверждает тот факт, что с увеличением заработной платы снижается величина налоговых вычетов.
Несмотря на положительные изменения в уровне жизни населения, сохраняется высокая дифференциация населения по уровню доходов и значительный масштаб бедных слоев. Те изменения, которые произошли в сфере подоходного налогообложения, несомненно, сказались на уровне доходов граждан. Сокращение списка льготных категорий налогоплательщиков, плоская ставка налога для всех плательщиков, снижение вертикальной справедливости, расширение налоговой базы и ряд других факторов свидетельствуют о несоблюдении принципа социальной справедливости в налогообложении доходов физических лиц, который должен обеспечивать возможность равноценного изъятия налоговых средств у населения, не ущемляющего интересы плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджеты всех уровней.
3.2. Оптимизация налоговых отношений физических лиц с бюджетом
В настоящее время в России стоит важнейшая задача сбалансирования интересов государства и налогоплательщика посредством создания такой налоговой системы, которая будет гарантировать сбор налогов в объеме, достаточном для финансирования государственных расходов, обеспечивать условия для экономического роста, одновременно снижая налоговое бремя на население с целью повышения жизненного уровня каждого гражданина. Тем самым, интересы государства - это увеличение объема доходов бюджета, интересы налогоплательщика - снижение налоговой нагрузки и установление ее оптимального размера [24, c. 125].
Проведенный анализ налогообложения доходов физических лиц выявил следующие теоретические и практические проблемы в этой области:
- высокое значение налоговой нагрузки на доходы физических лиц;
- механизм предоставления налоговых вычетов не отвечает принципу социальной справедливости;
- слабая проработанность вопросов налогового администрирования;
- определение оптимальности ставки по налогу на доходы физических лиц;
- уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц;
- в целом подход к налогообложению доходов физических лиц свидетельствует о несоблюдении социальной справедливости.
Для совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации целесообразно:
- ввести необлагаемый налогом на доходы физических лиц минимум равный величине прожиточного минимума;
- способствовать повышению налоговой культуры через раскрытие информации о направлениях использования уплачиваемых физическими лицами налогов, о порядке предоставления социальных и имущественных вычетов;
- пересмотреть налоговые ставки по налогу на доходы с учетом перехода к прогрессивной шкале налогообложения;
- изменить порядок предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов.
Приоритетными направлениями развития налогообложения доходов физических лиц являются снижение налоговой нагрузки на население, увеличение размеров налоговых вычетов, повышение роли налоговых льгот, внедрение механизма прогрессивного налогообложения. Кроме того, целесообразно создание правовых инструментов для оценки налоговыми органами базы налогообложения физических лиц на основе так называемых "внешних признаков" богатства. Главной целью любой налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Она призвана обеспечить более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и упрощение налоговой системы в целом. При этом система администрирования налогов должна способствовать снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.
Российское законодательство в некоторой степени учитывает теорию и мировую практику построения системы вычетов и скидок при исчислении налога на доходы физических лиц. Величина вычета в России экономически не обоснована и не имеет существенного регулирующего значения для налогоплательщика, не обеспечивает должную дифференциацию потребления для семей, имеющих и не имеющих детей.
Установление предела для стандартных вычетов ошибочно, ибо представляет принципиально общий для всех равных перед законом плательщиков элемент налогообложения. Более обоснованно было бы применить мировой опыт и не облагать прожиточный минимум ежемесячно. Целесообразно изменить подходы к вычетам на детей; предусмотреть ежегодную индексацию стандартных налоговых вычетов на уровень инфляции; упростить процедуру предоставления социальных налоговых вычетов; пересмотреть систему предоставления имущественных налоговых вычетов; установить прогрессивную шкалу налоговых ставок.
Увеличение размера социальных налоговых вычетов, на первый взгляд, может привести к снижению степени прогрессивности подоходного налога. Тем не менее, оно может быть оправдано, так как установление вычетов на образовательные расходы обусловит возникновение положительных последствий в виде повышения привлекательности вложений в человеческий капитал, а принципы горизонтальной справедливости оправдывают предоставление вычета на медицинские расходы. Возможно, следует отменить имущественный налоговый вычет по факту покупки или строительства жилья и заменить его бюджетным финансированием посредством субсидий. Замена налоговых льгот системой субсидий хотя и создает значительные издержки, связанные с необходимостью сбора и перераспределения средств, однако обладает целевым характером. Одновременно применение налоговых вычетов снижает встречные финансовые потоки, уменьшая потребности в субсидиях и трансфертах, предоставляемых населению.
Следует отметить, что помимо налоговых вычетов, механизмом реализации принципа социальной справедливости является установление оптимальной системы налоговых ставок.
В настоящее время единая ставка налога на доходы физических лиц в совокупности с установлением размера необлагаемого минимума в несколько раз ниже реальных расходов налогоплательщика на поддержание нормальных условий жизни, что создает ситуацию, при которой налоговые обязательства распределены между плательщиками крайне неравномерно, без учета их реальной платежеспособности.
Справедливо распределить налоговые обязательства можно только, применяя прогрессивную шкалу налогообложения, как это принято во всем мире. Основополагающим условием при установлении шкалы налогообложения должно стать привлечение к уплате налога платежеспособных лиц, что предполагает освобождение от уплаты налога доходов, превышающих прожиточный минимум (таблица 5).
Прожиточный минимум является наиболее объективным показателем, характеризующим уровень жизни населения, поэтому ставки налога на доходы физических лиц следует установить в суммах, кратных прожиточному минимуму, с ежегодным утверждением с учетом действия инфляции. Преимуществом данного порядка установления шкалы налогообложения является автоматический учет инфляционного роста доходов в шкале налогообложения, соблюдение установленного соотношения при обложении доходов различных слоев населения [11, c.59].
Таблица 5
Предлагаемая шкала ставок налога на доходы физических лиц
Размер доходы в месяц, р. (определяется как количество прожиточных минимумов) |
Ставка налога, в процентах |
до 1 прожиточного минимума, включительно |
0 |
от 1 до 6 прожиточного минимума, включительно |
12 |
от 6 до 10 прожиточного минимума, включительно |
15 |
от 10 до 20 прожиточного минимума, включительно |
20 |
Более 20 прожиточного минимума |
25 |
Анализ действующей системы подоходного налогообложения в Российской Федерации показал, что в настоящее время при распределении налоговых обязательств между различными категориями населения не учитывается социальное и семейное положение физических лиц.
В современной социально-экономической ситуации в России, в условиях безработицы и социальной незащищенности населения, введение практики семейного налогообложения могло бы обеспечить справедливое перераспределение налоговой нагрузки между плательщиками с различным составом семей и стать реальной мерой по реализации и претворению в жизнь закрепленных в Конституции России прав человека. В целях сглаживания экономического неравенства в обществе целесообразно ввести прогрессивные ставки налогообложения с учетом семейного положения и количества детей. Первоочередной мерой при реализации данного направления является освобождение от налогообложения сумм, не превышающих размер прожиточного минимума. Рост размера стандартных налоговых вычетов обеспечит не только соблюдение справедливости в налогообложении доходов физических лиц, но и повысит платежеспособность населения, расширит внутренний спрос.
Заключение
На основании проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы. Налог с физических лиц является составным элементом общей налоговой системы. Налог на доходы физических лиц, в теории, должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенные доли своего дохода в данной стране. Налог на доходы физических лиц — наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики. В соответствии с действующим законодательством все предприятия, учреждения, организации, индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы в пользу граждан, обязаны удерживать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Данный налог является прямым федеральным налогом. Налоговый кодекс РФ устанавливает объект обложения — совокупный годовой доход физического лица.
В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.
В своем развитии система налогообложения физических лиц прошла путь от простейшей формы изъятия дохода — подушной (когда величина налога не учитывает материального положения налогоплательщика) до наиболее сложных схем расчета облагаемого объекта и налога с применением изъятий, скидок и налоговых кредитов и преимущественно прямому налогообложению по доходам.
На основании проведенного исследования нами разработаны следующие предложения по совершенствованию налогообложения налога на доходы физических лиц. Введение налога на состояние в России по принципу налогов на чистую стоимость богатства может преследовать фискальные, распределительные (перераспределительные) и политические цели (порознь или одновременно в любом сочетании). Однако требуется проработать механизм взимания.
Справедливо распределить налоговые обязательства можно только, применяя прогрессивную шкалу налогообложения, как это принято во всем мире. Основополагающим условием при установлении шкалы налогообложения должно стать привлечение к уплате налога платежеспособных лиц, что предполагает освобождение от уплаты налога доходов, превышающих прожиточный минимум. Прожиточный минимум является наиболее объективным показателем, характеризующим уровень жизни населения, поэтому ставки налога на доходы физических лиц следует установить в суммах, кратных прожиточному минимуму, с ежегодным утверждением с учетом действия инфляции. Преимуществом данного порядка установления шкалы налогообложения является автоматический учет инфляционного роста доходов в шкале налогообложения, соблюдение установленного соотношения при обложении доходов различных слоев населения.
Список использованных источников
- Налоговый Кодекс Российской Федерации. — Электронная версия “Консультант+”. http://www.consultant.ru/
- Вареха, Ю.М. Совершенствование системы налогообложения [Текст]// Аудит и финансовый анализ, 2014. - №3. - С. 98-101.
- Варламова Ю.А. Влияние цикличности на сберегательное поведение домашних хозяйств в российской экономике [Текст] / Ю.А. Варламова // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». Вып. 1 (16). - 2013. -С.22-27
- Васюнина Л.А. Домохозяйство как субъект рыночной экономики [Текст] / Л.А. Васюнина, В.В. Шиховец // Вестник ВолГУ. Сер. 3. Экономика. Экология. Вып. 3. -2012. -С.47-55.
- Галимзянов Р.Ф. Управление налогами на предприятии в 2-х тт. [Текст] / Р.Ф. Галимзянов. - Уфа: Эксперт 2012. – 250 с.
- Грачева В. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля [Текст] / В.Ю. Грачева - М.: Юриспруденция, 2010. – 453с.
- Гуськов С. И. Налоги в экономике предприятий [Текст] / С.И. Гуськов. - М.: Дашков и Ко, 2014. – 356 с.
- Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) [Тест] / С.Э. Жилинский. – М.: Юристъ, 2015. – 320 с.
- Засухин А. Т. Доходы и налоги [Текст] / А.Т. Засухин. — М.: ОАО “НПО “Издательство “Экономика”, 2015. – с. 280
- Кабылбеков М. Налоговая система США [Электронный ресурс]/материал с сайта/http://www.adviser.kg/scripts/foxweb.exe/base
- Карбушев Г.И. Совершенствование налоговой системы России [Текст] // ЭКО № 2. – 2013. - С. 58-61.
- Кириллова Л.Н. Роль финансов домохозяйств в России [Электронный ресурс] / Л.Н. Кириллова, О.А. Ворохобова // Экономический журнал РГГУ. - 2010. - № 3 (19). URL: http: economicarggu.ru
- Комаров К.И. Налоговое администрирование в РФ [Текст] / К.И. Комаров. – М.: Аналитика –Пресс, 2012. – 264 с.
- Косов М.Е. Налогообложение физических лиц: учебное пособие [Текст] / И.Е. Косов. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 366 с.
- Лермонтов Ю.М. Как правильно уплатить НДФЛ [Текст] / Ю.М. Лермонтов. – М.: ЭКСМО, 2012. – 108 с.
- Лыкова Л.Н. Налоги на чистую стоимость богатства: мировой опыт и возможности применения в России (научный доклад) [Текст] / Л.Н. Лыков. - М.: Институт экономики РАН, 2013. – 48 с.
- Марчева И.А. Налоги и налогообложение: Учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Марчев. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 122 с.
- Налоги и налоговое право: Учебное пособие [Текст] / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 2013. – 420 с.
- Налоги и налогообложение [Текст] / Под ред. М.В. Ромонавского. – СПб.: Питер, 2013. – 496 с.
- Налоговое право: учебное пособие для студентов юридических и экономических ВУЗов [Текст] / под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Пресс, 2012. – 501 с.
- Официальный сайт Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. URL ://www.nalog.ru
- Попов М.В. Домохозяйство как экономический субъект и социальноэкономический институт[Текст] / М.В. Попов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Социально-экономические науки и искусство. Вып. 9. - 2012. - Т. 73. – С. 56-61.
- Налоговое право России: Учебник для Вузов [Текст] / отв. ред. д. ю. н., проф. Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2014 – 497 с.
- Налогообложение физических лиц: учеб. пособие [Текст]/ Н.А. Филиппова, Г.В. Морозова, Н.Н. Семенова и др. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 200 с.
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов [Текст] / В.Г. Пансков. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2010. – 480 c.
- Пансков В.Г. Налоги физических лиц в Российской Федерации: Учебник для вузов — 5-е изд., доп. и перераб. [Текст] / В.Г. Пансков — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2013. — 544 с.
- Попонова Н.Н. Контроль за уплатой налогов в развитых странах [Текст] / Н.Н. Попонов. М.: ЭКСМО, 2009. – 120 с.
- Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. В 2 тт./ Научные труды Института экономики переходного периода [Текст]. — М.: ЮРИСТ, 2009 – 340 с.
- Рахманова С.Ю. Актуально о НДФЛ [Текст] / С.Ю. Рахманова. – М.: БЕРАТОР-ПАБЛИШИНГ, 2014. – 192 с.
- Рогозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация налогообложения). 7-е изд., в 3-х тт [Текст] / Б.А. Рогозин. — М.: ИНФРА-М, 2013. – 240 с.
- Семенихин В.В. Налог на доходы физических лиц [Текст] / В.В. Семенихин. - М.: Эксмо-Пресс, 2014. – 200 с.;
- Черник Д.Г. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2013. – 540 с.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник [Текст] / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 480 с.