Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты налогообложения физических лиц).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1. Налоговая система: сущность, функции, принципы построения
1.2. Правовые основы налогообложения физических лиц
2. Анализ налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Оценка действующей системы налогообложения физических лиц в России
2.2. Исследование налогообложения физических лиц в Республике Мордовия
3. Основные направления совершенствования налогообложения физических лиц
3.2. Оптимизация налоговых отношений физических лиц с бюджетом
Увеличен размер освобождаемых от налогообложения доходов получаемых налогоплательщиками в виде процентов по рублевым вкладам в банках (п. 27 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона 22.05.2003 № 55-ФЗ).
Увеличены предельные размеры (с 25000 рублей до 38000 рублей) социальных налоговых вычетов, предоставляемых налогоплательщикам (пп.2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в редакции Федерального закона от 07.07. 2003 № 110-ФЗ).
В число лиц, имеющих право на социальный вычет не только включены опекуны и попечители, но и установлено, что право на получение социального налогового вычета распространяется на плательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях (Федеральный закон от 06.05. 2003 № 51-ФЗ).
С 2001 г. в Российской Федерации с принятием части II Налогового кодекса РФ введена совершенно новая система налогообложения доходов физических лиц, отличающаяся от ранее действовавшей не только новым названием налога, но и новой концепцией налогообложения. Она ориентирована на снижение налогового бремени путем расширения налоговых льгот, отказа от прогрессивного налогообложения совокупного годового дохода и введений минимальной налоговой ставки к большей части доходов налогоплательщиков. Различные особенности установлены как в определении налоговой базы, так и в исчислении суммы подлежащего уплате налогового платежа. По-прежнему сохраняются способы уплаты налога с доходов, получаемых физическим лицом: у источника получения дохода — путем удержания из дохода налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога; На основании декларации о доходах, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган [33, c. 88].
2. Анализ налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Оценка действующей системы налогообложения физических лиц в России
Самые первые теории налогообложения исходили из того, что налог рассматривался как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги. Превращение налогов в главный источник государственных доходов создавало возможность и поставило задачу исследования природы налогов, в том числе источников и принципов обложения.
Налог на доходы физических лиц — наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики. В соответствии с действующим законодательством все предприятия, учреждения, организации, индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы в пользу граждан, обязаны удерживать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Данный налог является прямым федеральным налогом (рисунок 1) [32, c. 36].
Налог на доходы физических лиц
Федеральный налог
Прямой налог
Рисунок 1 – Общая характеристика налога на доходы физических лиц
Налогообложение доходов физических лиц базируется на ряде принципов:
равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности, т. е. ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного вида;
налоговый кодекс РФ устанавливает объект обложения — совокупный годовой доход физического лица;
возложение на работодателя обязанности взимать и перечислять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам. Данный принцип можно было бы назвать принципом первичного взимания налога у источника получения доходов. Вытекающий отсюда принцип — недопущение уплаты этого налога за плательщика, т. е. налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода. Предприятия в данном случае выступают налоговыми агентами;
принцип предоставления в определенных случаях декларации о совокупном годовом доходе;
установление необлагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма дохода, называемого стандартным налоговым вычетом;
принцип предоставления отдельным категориям налогоплательщиков целевых налоговых льгот (в форме доходов, не подлежащих налогообложению), направленных на решение важнейших социальных задач. В Налоговом кодексе — это стандартные, социальные, профессиональные и имущественные вычеты;
важнейшим принципом является то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.
Плательщиками налога с доходов физических лиц являются (рисунок 2) [33, c. 37]:
- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
- физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников, расположенных в России.
Плательщики (физические лица)
Резиденты
Нерезиденты
Рисунок 2 – Плательщики НДФЛ
Для правильности исчисления налога на доходы физических лиц необходимо четко определить, кто признается резидентом России. К физическим лицам — налоговым резидентам РФ относятся лица, фактически находящиеся на территории страны не менее 183 дней в календарном году независимо от гражданства. Налоговым кодексом РФ определено, что течение срока фактического нахождения на территории России начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на ее территорию, а дата отъезда за пределы территории России включается в количество дней фактического нахождения на территории страны.
Вводя налоги и сборы, государство преследует основную цель: изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу.
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода страны (НД). В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальные и регулирующие функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому - косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
Исторически сложилось так, что с возникновением налогов плательщиками всех податей, будь то натуральные или денежные повинности, были граждане, позднее их бремя разделили другие субъекты. Сейчас налоговые платежи с населения являются частью финансово-экономических отношений, образуя подсистему налогов с физических лиц в единой налоговой системе.
Существование налогов с физических лиц на ряду с другими налогами объясняется прежде всего необходимостью создания дополнительного доходного источника для государственной казны, поэтому выполнение ими фискальной функции было очевидным с момента существования [29, c.45].
Сегодня же факт существования налогов с населения, кроме потребностей фиска, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня дохода граждан. С проведением в нашей стране преобразований, возникновением отсутствовавших ранее финансовых институтов (страховых компаний коммерческих банков, бирж и т.п.) население стало активным участником финансового рынка со всем его инструментарием. Это способствовало появлению дополнительных доходных источников у граждан, связанных с операциями как финансового, так и имущественного характера, и разнообразию видов оплаты труда.
В общем смысле налоги с населения представляют собой обязательные безвозмездные платежи, производимые в пользу государства из личных доходов граждан, получаемых ими из любых источников. Из этого следует, что сколько бы ни было налогов, они будут уплачиваться из одного источника — дохода гражданина.
Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. Так, на ряду с подоходным и имущественными налогами, к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства, и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким платежам можно отнести взносы во внебюджетные фонды (единый социальный налог), начисляемые к фонду оплаты труда работников. Эти платежи выполняют функцию перераспределения, поэтому обратная связь между ними и услугами государства не всегда очевидна.
В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет субъекта федерации и является одним из основных источников дохода.
В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17% [14, c. 99].
В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже.
2.2. Исследование налогообложения физических лиц в Республике Мордовия
Управление ФНС России по Республике Мордовия сообщает, что за январь-декабрь 2015 года в федеральный бюджет поступило налогов и сборов в сумме 3 820,0 млн. рублей.
Поступления налогов и сборов в территориальный бюджет Республики Мордовия за январь-декабрь 2015 года составили 9 479,0 млн. рублей, что на 2366,4 млн. рублей меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года.
По налогам, зачисляемым в доход территориального бюджета Республики Мордовия, основная доля обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц 5079,8 млн. р. или 53,6%, имущественных налогов (17,7%), налога на прибыль организаций (14,7%) и акцизов по сводной группе (6,4 %).
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года наблюдается увеличение поступлений по НДФЛ на 288,7 млн. рублей (или на 6%), по имущественным налогам – на 158 млн. рублей (или на 10,4 процента). При этом произошло сокращение по акцизам на 272,9 млн. рублей (или на 31%), а также по ресурсным налогам – на 2.7 млн. рублей (или на 9,8 процента).
В формировании доходной части территориального бюджета Республики Мордовия за январь-декабрь 2015 года доля муниципальных бюджетов составила 30,0%, доля республиканского бюджета – 70,0 % (в январе-декабре 2014 года – 22,4 % и 77,6 %, соответственно) [21].
Поступления по специальным налоговым режимам в территориальный бюджет Республики Мордовия за 2015 год составили 658,4 млн. рублей, что на 20,5 млн. рублей меньше аналогичного периода прошлого года, или на 3 процента. При этом по упрощенной системе сумма поступлений составила 311,4 млн. рублей, по единому налогу на вмененный доход – 325,0 млн. рублей и по единому сельскохозяйственному налогу – 22,0 млн. рублей.
В республиканский бюджет в 2015 году налоговые поступления составили 6637,8 млн. р. или 72,2% к уровню соответствующего периода 2014 года. Плановые показатели по мобилизации налоговых доходов по республиканскому бюджету Республики Мордовия за январь-декабрь 2015 года выполнены на 65 процентов. Поступления в республиканский в 2014 году были о на 1774,6 млн. р. больше 2013 года (таблица 1).
Поступление по налогу на доход физических лиц составило в 2015 году 3047,6 млн. р., это 881,5 млн. р. больше 2013 года и на 173,2 млн. р. 2014 года.
Таблица 1
Поступление налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия, млн. р.
Виды налоговых поступлений |
2013 |
2014 |
2015 |
Отклонение 2015 г от 2013 г. |
Всего в том числе: |
8 412,4 |
9191,3 |
6637,8 |
-1774,6 |
Налог на прибыль |
3 047,0 |
3900,8 |
1398,1 |
-1648,9 |
Налог на доходы физических лиц |
2 166,1 |
2874,4 |
3047,6 |
+881,5 |
Акцизы по сводной группе |
1 059,2 |
879,5 |
606,6 |
-452,6 |
Налог на имущество организаций |
716,6 |
900,6 |
934,1 |
+217,5 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
19,4 |
28,4 |
25,7 |
+6,3 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
243,9 |
331,1 |
311,4 |
+67,5 |
Транспортный налог |
179,8 |
254,3 |
311,3 |
+131,5 |