Файл: Анализ эффективности формирования портфеля ценных бумаг коммерческого банка на примере ЗАО МКБ "МОСКОМПРИВАТБАНК".pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования портфеля ценных бумаг
1.1. Понятие портфеля ценных бумаг
1.2. Формирование и управление портфелем ценных бумаг
2. Анализ эффективности формирования портфеля ценных бумаг на примере ЗАО МКБ «МоскомПриватБанк»
2.1. Общая характеристика ЗАО МКБ «МоскомПриватБанк»
2.2. Анализ формирования портфеля ценных бумаг ЗАО МКБ «МоскомПриватБанк»
2.3. Мероприятия по совершенствованию формирования портфеля ценных бумаг коммерческого банка
Второй этап формирования инвестиционного портфеля — проведение анализа ценных бумаг. Существуют два основных профессиональных подхода к выбору ценных бумаг: фундаментальный анализ и технический анализ.
Фундаментальный анализ основывается на изучении общей экономической ситуации, состояния отраслей экономики, положения отдельных компаний, чьи ценные бумаги обращаются на рынке. Это дает возможность решить вопрос о том, какие финансовые инструменты являются привлекательными, а какие из тех, которые уже приобретены, необходимо продать. [31, стр. 85]
Отличительной чертой фундаментального анализа является рассмотрение сущности происходящих на рынке процессов, ориентация на установление глубинных причин изменения экономической ситуации путем выявления сложных взаимосвязей между различными явлениями.
Технический анализ связан с изучением динамики цен на финансовые инструменты, т. е. результатов взаимодействия спроса и предложения. В отличие от фундаментального анализа, он не предполагает рассмотрения существа экономических явлений. Технические аналитики изучают биржевую статистику, выявляют тенденции изменения курсов фондовых инструментов в прошлом и на этой основе пытаются предсказывать будущее движение цен.
Фундаментальный и технический анализ не являются взаимоисключающими, они могут дополнять друг друга, но, как правило, существуют аналитики, специализирующиеся в том, или ином методе. Фундаментальный анализ в целом используется для выбора соответствующей ценной бумаги, а технический анализ — для определения подходящего момента времени для инвестиции или модификации инвестиции в эту ценную бумагу. [21, стр. 85]
Третий этап — формирование портфеля. На этом этапе, на основе результатов проведенного анализа ценных бумаг с учетом целей конкретного инвестора производится отбор инвестиционных активов для включения их в портфель. При этом рассматриваются такие факторы, как требуемый уровень доходности портфеля, допустимая степень риска, масштабы диверсификации. Количественные критерии формирования портфеля инвестиций с учетом данных факторов разработаны в рамках.
Четвертый этап — ревизия портфеля. Портфель подлежит периодической ревизии (пересмотру) с тем, чтобы его содержимое не пришло в противоречие с изменившейся экономической обстановкой, инвестиционными качествами отдельных ценных бумаг, а также целями инвестора. Институциональные инвесторы проводят ревизию своих портфелей довольно часто, нередко ежедневно. [24, стр. 105]
Пятый этап процесса управления портфелем ценных бумаг связан с периодической оценкой эффективности портфеля с точки зрения полученного дохода и риска, которому подвергался инвестор.
Совокупность применяемых к портфелю методов и технических возможностей представляет способ управления, который может быть охарактеризован как «активный» и «пассивный».
Первым и одним из наиболее дорогостоящих, трудоемким элементом управления является мониторинг, представляющий собой непрерывный детальный анализ: [26, стр. 75]
фондового рынка, тенденций его развития;
секторов фондового рынка;
финансово-экономических показателей фирмы — эмитента ценных бумаг;
инвестиционных качеств ценных бумаг.
Таким образом, конечной целью мониторинга является выбор ценных бумаг, обладающих инвестиционными свойствами, соответствующими данному типу портфеля.
Мониторинг является базой для прогнозирования размера возможных доходов от инвестиционных средств и интенсификации операций с ценными бумагами. [23, стр. 95]
Мониторинг является основой как активного, так и пассивного способов управления.
Активная модель управления. Активная модель управления предполагает тщательное отслеживание и немедленное приобретение инструментов, отвечающих инвестиционным целям портфеля, а также быструю смену состава фондовых инструментов, входящих в портфель.
Менеджер, занимающийся активным управлением, должен суметь отследить и приобрести наиболее эффективные ценные бумаги и максимально быстро избавиться от низкодоходных активов. При этом важно не допустить снижение стоимости портфеля и потерю им инвестиционных свойств, а, следовательно, необходимо сопоставлять стоимость, доходность, риск и иные инвестиционные характеристики «нового» портфеля (то есть учитывать вновь приобретенные ценные бумаги и продаваемые) с аналогичными характеристиками имеющегося «старого» портфеля. Этот метод требует значительных финансовых затрат, так как он связан с информационной, аналитической экспертной и торговой активностью на рынке ценных бумаг, при которой необходимо использовать широкую базу экспертных оценок и проводить самостоятельный анализ, осуществлять прогнозы состояния рынка ценных бумаг и экономики в целом. [31, стр. 20]
Пассивная модель управления. Пассивное модель управления предполагает создание хорошо диверсифицированных портфелей с заранее определенным уровнем риска, рассчитанным на длительную перспективу. Такой подход возможен при достаточной эффективности рынка, насыщенного ценными бумагами хорошего качества. Продолжительность существования портфеля предполагает стабильность процессов на фондовом рынке. В условиях инфляции, а, следовательно, существования, в основном, рынка краткосрочных ценных бумаг, а также нестабильной конъюнктуры фондового рынка такой подход представляется малоэффективным.
Во–первых, пассивное управление эффективно лишь в отношении портфеля, состоящего из низкорискованных ценных бумаг, а их на отечественном рынке немного.
Во–вторых, ценные бумаги должны быть долгосрочными для того, чтобы портфель существовал в неизменном состоянии длительное время. Это позволит реализовать основное преимущество пассивного управления — низкий уровень накладных расходов. Динамизм российского рынка не позволяет портфелю иметь низкий оборот, так как велика вероятность потери не только дохода, но и стоимости.
Как «активная», так и «пассивная» модели управления могут быть осуществлены либо на основе поручения клиента и за его счет или на основе договора. [31, стр. 82]
Активное управление предполагает высокие затраты специализированного финансового учреждения, которое берет на себя решение всех вопросов по купле-продаже и структурному построению портфеля ценных бумаг клиента, управлению имеющихся в его распоряжении средств инвестора. Управляющий осуществляет операции с фондовыми ценностями, руководствуясь своим знанием рынка, выбранной стратегией и т.д. Прибыль будет в значительной степени зависеть от инвестиционного искусства менеджера, а следовательно, комиссионное вознаграждение определяется процентом от полученной прибыли.
Пассивная модель управления подразумевает передачу денежных средств специализированному учреждению, которое занимается портфельными инвестициями с целью вложения этих средств от имени и по поручению их владельца в различные фондовые инструменты с целью извлечения прибыли. За проведение операций взимается комиссионное вознаграждение. [27, стр. 37]
2. Анализ эффективности формирования портфеля ценных бумаг на примере ЗАО МКБ «МоскомПриватБанк»
2.1. Общая характеристика ЗАО МКБ «МоскомПриватБанк»
Полное наименование банка – Закрытое акционерное общество «Московский коммерческий банк «МоскомПриватБанк». Сокращенное наименование банка – МоскомПриватБанк.
ЗАО МКБ «Москомприватбанк» с 1994 года оказывает в Российской Федерации финансовые услуги юридическим и физическим лицам.
Имеет лицензию ЦБ РФ № 2827 от 30 мая 2006 года. Входит в состав одной из ведущих в СНГ банковских групп — ПриватБанк.
Москомприватбанк входит в число 100 крупнейших российских банков по размерам активов - 25 233,4 млн. рублей (807, 3 млн. долларов США – по курсу ЦБ РФ на 1 июля 2016 года) по данным газеты «КоммерсантЪ» от 20 сентября 2016 года.
ЗАО МКБ «Москомприватбанк» занимает 46-е место по объему привлеченных вкладов физических лиц - 19 542 млн. рублей, 76-ое место по объему выданных потребительских кредитов - 3 778 млн. рублей по данным портала Bankir.Ru на 1 августа 2016 года.
ЗАО МКБ «Москомприватбанк» специализируется в банковском обслуживании частных клиентов, предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса.
Главное конкурентное преимущество ЗАО МКБ «Москомприватбанк» – сочетание индивидуального подхода в работе с клиентами с применением современных банковских технологий, а так же организация социально значимых мероприятий.
ЗАО МКБ «Москомприватбанк» предлагает широкий перечень банковских продуктов, учитывающих текущие и перспективные потребности клиентов и партнеров, предоставляя им не отдельные услуги, а комплексные решения стоящих финансовых задач. Эффективность данного подхода подкреплена более чем 15-летним опытом работы ЗАО МКБ «Москомприватбанк» на отечественном и международном финансовом рынке.
ЗАО МКБ «Москомприватбанк» представлен в 25 регионах Российской Федерации – в Белгородской, Брянской, Ивановской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Орловской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской, Самарской, Тульской, Тверской, Владимирской, Новгородской, Воронежской, Ярославской, Костромской, Волгоградской, Псковской областях, Краснодарском крае, городе Москве и Московской области, городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Сегодня в регионах присутствия ЗАО МКБ «Москомприватбанк» обслуживает клиентов в 155 филиалах и отделениях, на территории Российской Федерации банком установлено и функционирует около 2000 банкоматов и 9000 POS-терминалов. Численность сотрудников ЗАО МКБ «Москомприватбанк» превышает 2,5 тысячи человек.
ЗАО МКБ «Москомприватбанк» является:
участником системы обязательного страхования вкладов (свидетельство Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" №783 от 14.03.2005);
членом ассоциации Российских Банков (АРБ), Московского Банковского Союза (МБС), Московской Межбанковской Валютной Ассоциации (ММВА);
членом Национальной Ассоциации Участников Фондового Рынка (НАУФОР), Национальной Фондовой Ассоциации (НФА);
участником системы электронных торгов (СЭЛТ), участником всех секций (валютного рынка, фондового рынка, срочного рынка) Московской Межбанковской Валютной Биржи;
официальным дилером ЦБ РФ по операциям с ГКО, ОФЗ;
участником международных межбанковских расчетов системы S.W.I.F.T., членом международной дилинговой системы "REUTERS";
принципиальным членом платежной системы Europay International, банком-участником ассоциации VISA International;
ЗАО МКБ «Москомприватбанк» предлагает своим клиентам широкий перечень банковских продуктов, учитывающих текущие и перспективные потребности клиентов и партнеров, предоставляя им не отдельные услуги, а комплексные решения финансовых задач, основанное на индивидуальном подходе и подкрепленное опытом работы банка на отечественном и международном финансовом рынке. А именно:
- Частным лицам: кредитные карты; платежные карты и электронные услуги; вклады; кредитование; срочные переводы; неторговые операции; интернет – Банк Приват – 24.
- Юридическим лицам: расчетно-кассовое обслуживание; лизинг; кредитование; депозитные операции; карточные продукты.
ЗАО МКБ «Москомприватбанк» был создан в 1994 году на базе представительства украинского ПриватБанка в Москве, однако его учредителями выступили российские фирмы:
АОЗТ «Люир» (33%);
АОЗТ «ТТУ НДМ ИНК» (35%);
ТОО «Давр» (32%).
В начале 1999 года ЗАО МКБ «Москомприватбанк» занимал 68 место по размеру активов среди всех российских банков. Однако на начало 2002 года по этому показателю он занимал уже 162 место, а на 1 апреля того же года — 190. За полгода активы-нетто сократились с 2 млрд. рублей до чуть более 1,5 млрд. рублей. 12 августа 2002 года акционеры МоскомПриватБанка отправили в отставку председателя правления Дмитрия Рябоконя, утвердив на этой должности зампреда ПриватБанка Юрия Пикуша, которого уже в марте 2004 года сменил руководитель филиальной сети и первый зампредседателя правления ЗАО МКБ «Москомприватбанк» Николай Давыдов.
Сегодня в регионах страны работает 562 банкоматов, 2706 POS-терминалов и 425 436 пластиковых карт. Численность сотрудников ЗАО МКБ «Москомприватбанк» составляет около 2,5 тысячи работников.
В целом, филиал ЗАО МКБ «Москомприватбанк» в г. Армавир на сегодняшний день предоставляет широкий спектр банковских услуг, к их числу относятся:
открытие и ведение валютных и рублевых счетов;
расчетно-кассовое обслуживание, в т. ч. приём, пересчёт и зачисление выручки на счета;