Файл: Особенности управления финансами в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Управление общественной жизнью и государственными процессами включает в себя ряд вопросов, которые непосредственно связаны с планированием деятельности государственных органов и их функций, организацией работы, анализом результатов и финальным шагом - контролем. Государственное регулирование невозможно без государственных средств, которые призваны поддерживать и осуществлять деятельность всех сфер жизни. Основными такими средствами являются государственные финансы страны, которые образуют общую финансовую систему.

Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта.

Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем.

Управляющая система — «Финансовый институт» — это совокупность финансовых учреждений, управляемая система — «Финансы» — это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.

В современном мире существуют многие факторы, которые сдерживают развитие системы управления государственными финансами, чем обусловлено существование проблем управления государственными средствами. Гипотеза данной работы состоит в том, чтобы в результате исследования получить наиболее эффективные меры и пути решения существующих проблем, которые позволят в кратчайшем сроке устранить проблемы и, тем самым, будет способствовать системе управления государственными финансами работать правильно, эффективно и развиваться в соответствии с мировыми тенденциями. Главные проблемы управления финансами и предложенные меры по их решению будут систематизированы в определенном порядке, что представляет собой научную новизну, и которые позволят более ясно понять и оценить сложившуюся ситуацию в области управления государственными финансами.


Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства. В ней выделяют в общей совокупности финансовых отношений три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев имеет свои задачи, собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Выбранная тема является актуальной, так как на сегодняшний день реформирование бюджетного процесса и проведение административных реформ органов государственной власти, которые предполагают качественное и рациональное использование бюджетных средств не только при разработке стратегических государственных программ, но и в первую очередь при их реализации участниками бюджетного процесса, представляет собой огромный интерес в развитии страны.

Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач.

Цель курсовой работы: изучить управление государственными финансами РФ и пути его совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

-рассмотреть характеристику управления финансами;

- разработать направления совершенствования управлением финансами в РФ.

Объектом данной работы являются государственные финансы, предметом – методы управления государственными финансами.

1. Особенности управления финансами в РФ

1.1. Характеристика управления финансами

Управление финансами — это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста. [14, стр. 104]


В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов. [4, стр. 100]

Содержание финансовой политики определяется:

соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области финансов;

разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу; [8, стр. 14]

осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую. В основе каждой из них лежат соответствующие экономические теории. [14, стр. 154]

Классическая теория отводила государству практически «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению классиков, — это достижение полной свободы рыночных отношений. Рынок — главный регулятор, обусловливающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами и стремиться к минимизации всех государственных расходов, представляющих собой дополнительные издержки для предпринимателя. [14, стр. 68]

Планово-директивная теория в качестве основополагающей выдвигала систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и государственных предприятий происходило в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Система была ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала. [7, стр. 41]

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).


Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику. Современная финансовая политика России определяется положениями программ социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, утверждаемых Правительством РФ, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике» и рядом других законодательных и нормативных актов. [13, стр. 140]

Сущность государственных финансов, как отмечалось выше, проявляется через распределение и перераспределение части валового внутреннего продукта – чистого дохода. Чистый доход – основной, а чаще единственный источник формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, который является источником расширенного воспроизводства. [12 стр. 258]

Также сущность государственных финансов проявляется в их функциях. В данном случае, под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. На сегодняшний день многие экономисты и финансисты выделяют следующие основные функции: [13, стр. 521]

-распределительную;

-контрольную.

Распределительная функция государственных финансов заключается в том, что через распределение и перераспреде­ление внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, форми­руются источники финансирования общественного сектора экономи­ки, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фон­дов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации. [16, стр. 75]

Как известно, перераспределение денежных средств осуществляется между различными отраслями, регионами, между сферой материального и нематериального производства. Примером может служить случай, когда московские предприятия заплатили налоги государству, а часть денежных средств с налогов выделены для финансирования и развития районов Крайнего Севера. Таким образом, денежные средства перераспределились между регионами страны. [7, стр. 64]

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, которые совершаются с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. [12, стр. 54]

Вообще распределительный процесс достаточно сложен и многогранен. Распределение и перераспределение ВВП и НД в Российской Федерации осуществляется в два этапа. На рисунке 2 четко можно проследить схему такого распределения. [13, стр. 85]


Рассмотрим основные направления современной бюджетной политики России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной политики, и представляет их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения проводятся согласительные процедуры. В случае отказа Государственной Думы от принятия федерального закона о бюджете возможен ее роспуск. Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2000—2008 гг. создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических целей финансовой политики в начале XXI в. Общей стратегической задачей развития объявлена модернизация экономики, направленная на обеспечение устойчивых и более высоких темпов экономического роста. [12, стр. 85]

Бюджетная политика включает политику в области бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, реализации принципов бюджетного федерализма, управления государственными финансами. В соответствии с этим определяются стратегические и тактические цели бюджетной политики. Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации в ближайшие три года предстоит сосредоточиться на решении следующих основных задач. [13, стр. 144]

Первое. Бюджетная политика должна сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции. [7, стр. 12]

Второе. Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям - на более отдаленную перспективу.