Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности управления финансами в РФ
1.1. Характеристика управления финансами
1.2. Система управления финансами в РФ
2. Направления совершенствования управления финансами в РФ
2.1. Проблемы управления финансами в РФ
2.2. Основные направления совершенствования управления финансами в РФ
Известно, что кредитная система обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал — важнейшее условие осуществления процесса, которое обеспечивает возможность заимствований как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным образом сказаться на экономической активности в обществе. Высокие ставки рефинансирования сказываются самым негативным образом, так как имеют место невозврат кредитов, рост цен на продукцию производственного сектора и сектора услуг, уменьшение рентабельности у заемщиков (вследствие чего происходит сокращение налогооблагаемой базы), свертывание производства, сужение внутреннего потребительского рынка из-за падения доходов субъектов воспроизводственного процесса. [8, стр. 65]
В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. [8, стр. 35]
Финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной.
Тем не менее, нельзя не отметить, что в ее реализации есть много противоречивых моментов. В частности, она ориентирована на сравнительно краткосрочный период (два-три года), предпочтение отдается стабилизации макроэкономических показателей и недостаточно обеспечивается сдерживание инфляции. Резкой критике подвергается политика Минфина России по увеличению профицита бюджета и стабилизационного фонда при крайне незначительном ежегодном снижении налогового бремени (не более 1% в год), что трудно объяснить, например, при планируемом на 2008 г. профиците федерального бюджета в сумме 1943,8 млрд руб. и совокупном объеме средств Стабилизационного фонда Российской Федерации на начало 2008 г. 3851,8 млрд. руб. [8, стр. 32]
Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового аппарата, т.е. определенной структуры органов управления государственными финансами, которая будет рассмотрена в следующем параграфе. [13, стр. 28]
1.2. Система управления финансами в РФ
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:
зависимость от конечной цели;
макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
соответствие интересам всех членов общества;
использование экономических законов;
учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей. [17, стр. 203]
Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.
Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов. [15, стр. 211]
Система управления финансами представлена. В результате реализации финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления. [7, стр. 32]
Президент РФ определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.
Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др. [8, стр. 32]
Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.
4. Министерство финансов РФ (Минфин России) — центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. [4, стр. 105]
К функциям Минфина России относятся следующие:
внесение предложений по формированию финансовой политики;
проведение мероприятий по реализации финансовой политики;
разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;
осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
организация разработки федерального бюджетного плана;
участие совместно с Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны; и др. [11, стр. 67]
На Минфин России и Федеральное казначейство возложены обязанности по организации исполнения федерального бюджета, проведению мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Минфину России предоставлены большие права: получать от министерств, федеральных служб, агентств, организаций, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать и приостанавливать бюджетное финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций; и др. [7, стр. 18]
Государственный финансовый контроль занимает особое место в системе финансового контроля, в частности потому, что распространяется на сферы формирования и расходования средств бюджетов всех уровней, а также бюджетов внебюджетных фондов. Известно, что все финансовые ограничения в отношении системы государственного управления в терминах доступных ресурсов и целей отражаются в государственном бюджете. Вполне очевидно, что государственный финансовый контроль (ГФК) должен проверять следование всем ограничениям и правилам. Поэтому, «задачи государственного контроля можно разделить на две основополагающие группы: удостовериться, что госбюджет исполняется в соответствии с принятыми решениями, а также убедиться, что выполняются положения законов, постановлений и прочих норм, действующих в сфере государственного управления». [12, стр. 89]
Таким образом, ГФК можно определить как систему контроля, состоящую из уполномоченных органов государственной власти, использующих специальные методы, средства и мероприятия по проверке законности деятельности, целесообразности образования и привлечения, а также эффективности использования бюджетных средств. Он «помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан». Стоит отметить, что не только проверка законности и эффективности использования средств бюджета должна осуществляться, но главной обязанностью ГФК является обеспечение достоверной информацией о государственных средствах прежде всего населения, а также органов государственной власти. Такой подход обеспечивает осуществления принципа гласности (публичности). [7, стр. 108]
В отношении объекта ГФК существуют некоторые различия. Так, Подъядлонская Л.М., Герасименко В.П, Рудская Е.М. объектом ГФК определяют денежные отношения, которые призваны формировать бюджетные средства и финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, которые затем распределяются и используются на нужды государственных функций и всего общества. А вот Лушина С.И. считает, что «объектами ГФК выступают юридические и физические лица, которые получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества». [17, стр. 21]
Что же касается субъектов ГФК, то здесь все авторы солидарны. К ним относятся законодательные и исполнительные органы власти, а также созданные ими специальные органы государственного финансового контроля. Основными органами, осуществляющими ГФК в соответствии с законодательством РФ, являются: [7, стр. 23]
Счетная палата РФ,
Центральный банк РФ,
Главное контрольное управление Президента РФ,
Правительство РФ, в том числе Минфин РФ и его подразделения:
Федеральное казначейство,
Федеральная налоговая служба (ФНС),
Федеральная служба страхового надзора (ФССН),
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор),
Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ),
Федеральная таможенная служба (ФТС),
Федеральная служба по финансовым рынкам,
Главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств,
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. [12, стр. 17]
В общем, цель ГФК является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства. [12, стр. 100]
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, обеспечения обороноспособности и достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны. [11, стр. 65]
Основными результатами реализации бюджетных реформ, базовые направления которых были сформулированы в одобренных Правительством Российской Федерации программных документах стали:
создание целостной системы регулирования бюджетных правоотношений на основе установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);
разграничение полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников бюджетов публично-правовых образований;
сокращение «необеспеченных федеральных мандатов» и упорядочение основных социальных обязательств;
введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов; [17, стр. 52]
создание системы Федерального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности; [17, стр. 67]
начало внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период в формате «скользящей трехлетки»;
установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ. [17, стр. 205]
Принят Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон № 83-ФЗ).
Федеральный закон № 83-ФЗ стал основополагающим документом для установления правового статуса государственных (муниципальных) учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных. [21, стр. 207]