Файл: Стратег. менеджмент-2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 6330

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Донбасский институт техники и менеджмента

Международного научно-технического университета




















«стратегический менеджмент»

Конспект лекций














«Утверждено»

на заседании методического

совета ДИТМ МНТУ

Протокол №

от «__»___________2012г










Краматорск 2012 г.





























Конспект лекций по дисциплине «стратегический менеджмент» (для студентов специальности 06.05.02).

Сост. Д.т.н., проф. Румянцев А.А., г. Краматорск. ДИТМ МНТУ, 2012г.


Содержание

Аннотация.

Тема 1. Введение в стратегический менеджмент

    1. Предпосылки развития стратегического управления на украинских предприятиях.

    2. Этапы развития стратегического планирования.

    3. Сущность стратегических решений.

Вопросы и задания.

Рекомендуемая литература.

Тема 2. Стратегическое планирование в менеджменте.

2.1. Назначения, смысл и уровни разработки управленческой стратегии.

2.2. Типы стратегий и методика стратегического планирования.

2.3. Процесс стратегического планирования и внедрение его результатов.

Вопросы и задания.

Рекомендуемая литература.

Тема 3. Анализ стратегических факторов внешней среды.

3.1. Основные составляющие и типы внешней среды.

Цели ее анализа.

3.2. Анализ отрасли.

3.3. Стратегические группы конкурентов.

Вопросы и задания.

Рекомендуемая литература.

Тема 4. Управленческий анализ.

4.1. Цели, принципы управленческого анализа.

4.2. Определение стратегических ресурсов предприятия и сред деятельности. Конкурентные преимущества предприятий.

4.3.Возможные подходы к определению структуры анализа: система Mc Kincey, цепочки ценностей «Портера, подход Омаэ»

4.4. Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия.

Вопросы и задания.

Рекомендуемая литература.

Тема 5. Портфельный анализ.

5.1. Цели и основные этапы портфельного анализа.

5.2. Матрица Бостонской консультационной группы.

5.3. Матрица Mc Kincey, General Elektric и фирмы Arthur D. Wittle.

5.4. Матрица Ансофеля и трехмерная схема Абеля.

5.5. Деловой и коллективный анализ (проект PIMS).

Вопросы и задания.

Рекомендуемая литература.

Тема 6. Конкурентные преимущества.

6.1. Определения конкурентных преимуществ предприятия.

6.2. Конкурентные преимущества на основе низких издержек.

6.3. Дифференциация продукции.

6.4. Стратегия фокусирования, первопроходца и синергизма.

6.5. Бизнес – план как форма представления стратегии развития бизнес – единицы.

Вопросы и задания.

Рекомендуемая литература.

Тема 7. Диверсификация.

7.1. Цели и методы диверсификации.

Интеграция и диверсификация.

7.2. Основные формы объединения.

7.3. Управления диверсифицированными предприятиями.

7.4. Выгоды и издержки диверсификации.

Вопросы и задания.

Рекомендуемая литература.

Тема 8. Выработка целей и стратегий фирмы.

8.1. Формирование и ранжирование целей.

8.2. Выработка стратегий: путей и методов достижения целей.

8.3. Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии.

Вопросы и задания.

Рекомендуемая литература.

Тема 9. Стратегические альтернативы.

9.1. Определение стратегических альтернатив. Возможные критерии выбора альтернативных решений.

9.2. Условия реализации стратегии: структура и система управления.

9.3. Условия реализации стратегии: культура и персонал предприятия.

9.4. Планирование реализации стратегии.

Вопросы и задания.

Рекомендуемая литература.



Тема 1. Введение в стратегический менеджмент.

План:

    1. Предпосылки развития стратегического управления на украинских предприятиях.

    2. Этапы развития стратегического планирования.

    3. Сущность стратегического менеджмента.

    4. Особенности стратегических решений.


    1. Предпосылки развития стратегического управления на украинских предприятиях.

Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления в ответ на возрастания динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.

В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности поры и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.

«Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направления движения».

«Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном центральным звеном которого является стратегический выбор ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать, как основное связывающее звено между тем, что организация хочет достичь – ее целями и личной поведения, выбранной для достижения этих целей».

Стратегия должна стать нитью времени, связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию. В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраниться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценка позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

В хозяйственной практике Украины механизм стратегического менеджмента находится в стадии становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что украинский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу. Какова же роль стратегического менеджмента для предприятия в условиях рыночной экономики?

В командной экономике при разработке своих планов предприятие получало сверху информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках и потребителях, ценах на свою продукцию, много других показателей и нормативов, которые автоматически закладывались в основу разработки планов. Сама плановая работа сводилась к поиску эффективных путей выполнения заданий в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Такая задача остается и в переходной экономике, но в условиях рынка это только часть плановой работы.


Теперь предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического плана. Сиюминутые стратегические решения, которые принесли некоторым компании успех сразу после 1991г., теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому как руководители новых компаний, так и директора многих бывших государственных предприятий подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной системы, формирование новых целевых установок и интересов предприятия и его работников.

Быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом. Однако в настоящее время большинство украинских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента.

Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами. В украинском бизнесе возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активный процесс образования финансово- промышленных групп (ФПГ), коммерческие компании почти одновременно с созданием основного бизнеса начали организовывать финансово- коммерческие группы. Коммерческие фирмы наряду с группами, за многими из которых стоят коммерческие банки, стали приобретать промышленные предприятия, участвуя в приватизации, инвестиционных конкурсах, активно проводя скупку акций привлекательных предприятий. Названия таких фирм и групп у всех на слуху, это «ЗАЗ ДЭО», промышленные группы банков «Приватбанк», «Укрсоцбанк». Видимо центральная задача теперь будет состоять в том, чтобы от нынешнего состояния интеграции перейти к устойчивому и эффективному развитию интеграционных процессов, что невозможно без решения проблем стратегического менеджмента.

Следующей важной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм –Mars, Siemens, Procter&Gamble, LOreal и множества других продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными методами, т.е. разрабатывая стратегию работы в конкурентной среде.


Таким образом, у директоров бывших государственных предприятий и руководителей новых компаний растет понимание важности формирования долговременных целей и планирования развития в долгосрочной перспективе. Дело осложняется тем, что многие украинские предприятия оказались в своего рода информационном вакууме. С одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации, с другой – отсутствие систематизированных ориентиров для выбора направления развития. Кроме того, инструменты разработки и реализации собственной стратегии существенно отличаются от принятой ранее системы планирования и известно о них пока сравнительно мало, так как на практике они не стали общепринятыми методами плановой работы. Большая часть отечественных производителей только подходит к пониманию того, что называют стратегическим менеджментом.

1.2. Этапы развития корпоративног планирования.

Появление приемов стратегического менеджмента и их внедрение в практику работы фирм легче всего понять в историческом контексте. Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпоративного планирования: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент.

  1. Бюджетирование. В эпоху формирования гигантских корпораций до второй мировой войны специальных служб планирования, особенно долгосрочного , в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование связанное с расчетами соответствующих показателей, ведением форм финансовой отчетности и т.д. ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет- бюджетов по статьям расходов на разные цели.

Бюджеты составлялись, во –первых по каждой их крупных производственно- хозяйственных функций (НИОКР, маркетингу, капитальному строительству, производству). Во- вторых, по отдельным структурным единицам в рамках корпорации: отделениям, заводам и т.д. аналогичные бюджеты и в современной экономике служат основным инструментом распределения внутрикорпоративных ресурсов и контроля текущей деятельности. Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т.е. организация в этом случае рассматривается как закрытая система. При использовании лишь бюджетно-финансовых методов главной заботой менеджеров является текущая прибыль и структура затрат. Выбор таких приоритетов, естественно, создает угрозу долгосрочному развитию организации.

  1. Долгосрочное планирование. В 1950-х – начале 1960-х годов характерными условиями хозяйствования американских компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденции развития национального хозяйства. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования.