Файл: Процессы принятия решения в организации (Разработка и принятие управленческих решений как важнейшие элементы в управлении организацией).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 1514
Скачиваний: 63
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, значение и функции управленческих решений
1.2 Этапы процесса принятия управленческих решений
1.3 Контроль реализации управленческих решений
Глава 2. Психологические барьеры на пути принятия управленческих решений
2.1 Когнитивные предубеждения как препятствие для принятия решения
2.2 Жесткие временные рамки как препятствие для принятия решений
2.3 Групповой конфликт как барьер к принятию решений
3.1 Характеристика предприятия
3.2 Анализ состояния процессов разработки и принятия управленческих решений в ООО «Леруа Мерлен»
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что существование любой компании, независимо от специфики её деятельности, невозможно без постоянного принятия управленческих решений и реализации их на всех уровнях организации. Практическая значимость обусловлена тем, что современные исследования в области менеджмента позволяют руководителям применять профессиональный подход к принятию решению, разбивать его на этапы и выявлять барьеры, мешающие его исполнению.
Цель данной работы состоит в выявлении особенностей и механизмов процесса работы по принятию управленческих решений .
Исходя из поставленной цели формируются следующие задачи:
- изучить сущность, специфику и функции управленческих решений в организации;
- описать общие принципы организации и реализации управленческих решений;
- выявить препятствия, возникающие на всех этапов принятия решения и изучить методы их нейтрализации;
- проанализировать эффективность принятия управленческих решений, на примере строительного гипермаркета «Леруа Мерлен».
Объектом курсовой работы является процесс принятия управленческих решений внутри организации.
Предмет данной работы – специфика принятия управленческих решений в ООО «Леруа Мерлен»
Литературу, позволяющую изучить вопрос о специфике процесса принятия управленческих решений можно условно разделить на две группы.
Первую группу составляют исследования, посвященные непосредственно сущности, этапам и функциям управленческих решений. Ко второй группе можно отнести труды по изучению препятствий и составлению рекомендаций по действиям в кризисных ситуациях.
Также для написания выпускной квалификационной работы использовался ряд источников:
1) официальный сайт «Леруа Мерлен», анализ которого помог дать общую характеристику и выявить полный спектр функций и задач;
2) нормативно - правовые акты РФ;
3) социальные сети, через которые осуществляется работа по связям с общественностью;
Данные источники позволили представить полное видение функций и сферы профессиональной деятельности лиц, принимающих и реализующих управленческие решения, а также помогли дать оценку результатам этой деятельности.
Глава 1. Разработка и принятие управленческих решений как важнейшие элементы в управлении организацией
1.1 Сущность, значение и функции управленческих решений
Принятие решений является неотъемлемой частью современного менеджмента, так как рациональное и правильное управленческое решение является одной из основных функций управления. Каждый менеджер принимает сотни решений, сознательно или подсознательно, что делает его ключевым элементом в функционировании любой организации. Управленческие решения принимаются на всех уровнях руководства в целях внедрения организационных или бизнес-целей, кроме того, такие решения позволяют обеспечить оптимальный рост производительности, с точки зрения предлагаемых товаров или услуг.
В экономической литературе понятие "решение" также неоднозначно и рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат выбора.[1] Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как акт выбора включает этап принятия решений с соблюдением особых правил. Решение как результат выбора - это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения лица, принимающего решение.[2]
Авторы работ по менеджменту в определение понятия "управленческое решение" включают организационные, психологические аспекты, положения общей теории принятия решений.[3]
Так, управленческое решение формулируется как:
- продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему;
- выбор определенного курса действий из возможных вариантов;
- выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;
- выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.
Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.[4]
Исходя из приведенного определения, можно выделить ряд аспектов решения: организационный, психологический, социальный, информационный, экономический.[5]
Организационный аспект проявляется в организации, как разработки, так и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.
Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах[6]. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений.
Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.
Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).[7]
Кроме того, процесс принятия решения можно рассматривать как баланс сдержек и противовесов, который необходимо удерживать в организации на всех уровнях управления. Это означает, что процесс принятия решений преследует цель. Главная задача управленческих решений – достижение предварительно установленных бизнес-целей, следование миссии компании и ее видениям. При достижении этих целей организация может столкнуться с множеством препятствий с точки зрения административного, операционного, маркетингового и оперативного управления. Такие проблемы сортируются на основе комплексного подхода к процессу принятия решений. Однако, когда одна проблема решается, возникает другая, и так далее, поэтому процесс принятия решений является непрерывным и динамичным.
Другой аспект, который касается принятия решений в организационном контексте, заключается в необходимости обеспечения лица, принимающего решения полной и точной информацией. В экономике существует понятие «асимметрия информации», показывающее, что обладание неполной и недостаточной информацией приводит к «параличу анализа» и, как следствие, ошибочным решениям и неправильному выбору.[8]
Однако, даже располагая надежными и достоверными сведениями, лицо, принимающее решение должно иметь навыки решения подобных проблем и принятия решения, а также обладать проницательностью и рассудительностью, чтобы сохранить здравость суждений в преодолении повседневных проблем. Кроме того, нередко фрагментарная структура организации, предполагающая наличие групп с разными интересами подрывает возможность принятия одного, оптимального для всех управленческого решения. Поэтому, лицо, принимающее решение должно обладать авторитетом и поддержкой подчиненных.
1.2 Этапы процесса принятия управленческих решений
Процесс разработки управленческого решения включает три основных этапа:[9]
- подготовки решения;
- принятия решения;
- организации выполнения решения.
Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.
В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
Тем не менее, имеются общие, характерные для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.[10]
В процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы как с количественной, так и с качественной информацией.
Основное назначение экспертных технологий — повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений.[11]
Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.[12]
Основное внимание уделяют ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах.
Для простоты понимания принципов принятия управленческих решений, можно условно разделить этот процесс на несколько блоков и этапов (Прил. 1).
Подготовка к разработке управленческого решения.
Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как:
- получение информации о ситуации;
- определение целей;
- разработка оценочной системы;
- анализ ситуации;
- диагностика ситуации;
- разработка прогноза развития ситуации.
Принятие решений предполагает выбор из множества альтернатив одного определенного курса, который наилучшим образом содействует достижению конечного результата или цели компании.[13] Другими словами, решения принимаются в контексте и под влиянием цели или набора целей, поставленных лицом, принимающим решение.
Таким образом, первый шаг в процессе принятия решений – это сбор и информации и формулировка на основе имеющихся сведений кратких и понятных целей организации. При отсутствии необходимости принятия антикризисных мер, основной задачей любой компании, осуществляющей коммерческую деятельность, является максимизации прибыли.
Цели, по возможности, должны быть определены в конкретной, оперативной форме. Потому что если они изложены в самой общей форме, то могут создавать двусмысленность. В результате становится практически невозможно установить, приближает ли конкретное решение к поставленной цели. Рассмотрим, например, следующие варианты постановки задач.
Цель А: увеличить долю компании на рынке.
Цель Б: увеличить долю на рынке как минимум на 10% в следующем отчетном году.
В первом случае цель фирмы не позволяет оценить эффективность различных управленческих решений, принимаемых для её достижения, и не дает возможности проанализировать, как они относятся к этой цели. Увеличение доли компании на рынке на 0, 005% преследует поставленную цель в такой же мере, как и увеличение доли на 20%.
Однако, в случае постановки более конкретной цели, как во втором варианте, организации легче спланировать свою деятельность, определить точный курс и оценить, насколько полученные результаты соответствуют поставленным целям. Кроме того, если компания последовательно добивается запланированных задач, то из года в год показатели доли на рынке могут увеличиваться, что позволяет эффективно повышать прибыль.
Разработка управленческого решения.
В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят: