Файл: Процессы принятия решения в организации (Разработка и принятие управленческих решений как важнейшие элементы в управлении организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 1512

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Разработка и принятие управленческих решений как важнейшие элементы в управлении организацией

1.1 Сущность, значение и функции управленческих решений

1.2 Этапы процесса принятия управленческих решений

1.3 Контроль реализации управленческих решений

Глава 2. Психологические барьеры на пути принятия управленческих решений

2.1 Когнитивные предубеждения как препятствие для принятия решения

2.2 Жесткие временные рамки как препятствие для принятия решений

2.3 Групповой конфликт как барьер к принятию решений

Глава 3. Анализ процессов разработки и принятие управленческих решений в сфере торговли и услуг на примере предприятия ООО «Леруа Мерлен»

3.1 Характеристика предприятия

3.2 Анализ состояния процессов разработки и принятия управленческих решений в ООО «Леруа Мерлен»

3.3 Выявление и оценка влияния ключевых факторов внешней и внутренней среды на принятие управленческих решений в ООО «Леруа Мерлен»

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

2.2 Жесткие временные рамки как препятствие для принятия решений

Так же, как индивидуальные характеристики и когнитивные предубеждения могут влиять на принятие решений, временное давление может также искажать то, как мы рассматриваем и выбираем возможные альтернативы.[31] Недостаток времени или так называемый «цейтнот» вынуждает лиц, принимающих решения переходить от логического мышления к интуитивному. Серьезные временные ограничения могут сделать процессы принятия решений и индивидуальные суждения менее объективными и более зависимыми от интуиции, поскольку более формальные и строгие подходы игнорируются.

Все решения ограничены по времени в том смысле, что у нас нет бесконечного количества времени для выбора. Тем не менее, жесткие и строгие сроки и ограниченные ресурсы являются распространенными причинами препятствий в принятии управленческих решений. К тому же серьезный барьер возникает вследствие информационной перегрузки. Несмотря на то, что учет всех соответствующих факторов имеет важное значение для формирования управленческого решения, сбор данных может занять больше времени, чем анализ альтернатив и само принятие решения.

Существует ряд эффективных подходов к решению проблемы ограничения во времени. Четкое определение решения и его параметров на ранних этапах могут снизить неопределенность, и позволяет быстрее сосредоточиться на актуальных данных. Установление четких границ по таким вопросам, как определение конкретных участников принятия решения и временных рамок обсуждения, может также увеличить сроки, отведенные на принятие решения. Во многих случаях использование эвристики (специфической научной отрасли, исследующей творческую деятельность индивидов) может быть применено к самым сложным решениям, которые служат ярлыками при дальнейшем проведении анализа и взвешивании альтернатив.

Есть основания предполагать, что восприятие времени может повлиять на качество решения. Лица, принимающие решения, которые считают, что у них достаточно времени, как правило, приходят к более логичным решениям, чем те, кто считает, что у них недостаточно времени.[32] Хотя временное давление, как правило, воспринимается как барьер для эффективного принятия решений, оно может также иметь точно противоположный эффект. Ограниченные сроки могут сосредоточить умственную энергию и усилия на привлечении соответствующих ресурсов для принятия решения быстрее и эффективнее, чем это могло бы быть в противном случае.


2.3 Групповой конфликт как барьер к принятию решений

Внутригрупповая динамика, которая включает влияние на социальное поведение, является основным определяющим фактором в достижении общих результатов. Делегирование ключевых решений между участниками отделов или подразделений часто используется внутри организаций для всестороннего взгляда на ситуацию.

Решения, принимаемые группой, могут быть более обоснованы широкими перспективами, различными источниками информации и экспертными знаниями, чем те, что принимаются отдельными лицами. Вместе с этими преимуществами, однако, межличностная и групповая динамика представляет дилеммы, которые могут стать препятствием для осуществления эффективного выбора.[33]

Групповое единство и приятельские чувства между индивидуумами способствуют продуктивным рабочим отношениям и эффективному принятию управленческих решений. В сплоченных группах легче обмениваться информацией, рамки доверия предполагают, что легче оспаривать идеи, а общие ценности помогают ориентировать решения на единые цели. Поощрение конструктивных разногласий и даже конфликтов может привести к появлению более креативных идей или более простых решений.

Однако, существует и обратная сторона медали: групповое мышление является одним из самых серьезных барьеров в принятии эффективного управленческого решения.[34] Групповое мышление - это психологический феномен, возникающий в группе людей, в которой стремление к гармонии или соответствию результатов с ожиданиями приводит к нерациональным или дисфункциональным решениям.

Изолируя себя от внешних воздействий и активно подавляя инакомыслящие точки зрения в интересах сведения конфликтов к минимуму, члены группы принимают консенсусное решение без критической оценки альтернативных точек зрения.[35]

Лояльность к группе заставляет отдельных людей избегать поднимания спорных вопросы или альтернативных решений, происходит утрата индивидуального творчества, уникальности, и независимого мышления. Динамика внутри такой группы порождает иллюзию неуязвимости (завышенную уверенность в том, что было принято правильное решение). Таким образом, члены подобной группы значительно переоценивают собственные способности принятия решений и значительно занижают способности своих оппонентов (внегрупповых).


Психолог Ирвинг Янус, ведущий теоретик группового мышления, определил пути предотвращения зарождения группового мышления:[36]

  • Руководители должны назначить каждому члену роль “критического оценщика". Это позволяет каждому члену свободно высказывать возражения и сомнения.
  • Лидеры не должны выражать свое мнение при назначении задачи в группе.
  • Руководители должны отсутствовать на многих совещаниях группы, чтобы избежать чрезмерного влияния на результаты.
  • Организация должна создать несколько независимых групп, работающих над одной и той же проблемой.
  • Следует изучить все эффективные альтернативы.
  • Каждый член группы должен обсудить идеи группы с доверенными людьми вне группы.
  • Группе следует приглашать внешних экспертов на совещания.
  • По крайней мере одному члену группы должна быть отведена роль «защитника дьявола». На каждой встрече это должен быть новый человек.[37]

Глава 3. Анализ процессов разработки и принятие управленческих решений в сфере торговли и услуг на примере предприятия ООО «Леруа Мерлен»

3.1 Характеристика предприятия

Основой практической части данной курсовой работы является анализ деятельности компании «Леруа Мерлен». Данный объект представил интерес для изучения в связи с большой популярностью среди жителей г. Пенза и наличием конкурентных преимуществ на рынке, что делает «Леруа Мерлен» крупнейшим строительным гипермаркетом в городе.

«Леруа Мерлен» - французская компания, существующая с 1923 года. Это общество с ограниченной ответственностью, которое представлено по всему миру сетью магазинов, в которых можно найти все необходимое для ремонта, строительства, декорирования и обустройства дома и сада.

На Российском рынке компания существует с 2004 года, однако, в Пензе «Леруа Мерлен» был открыт только в 2015 г. Это 41-й магазин компании, который открылся в нашей стране.


Миссия компании - сделать доступным для каждого ремонт и обустройство своего дома. Следует отметить, что это не только внутрикорпоративная задача, но и обращение к покупателям, транслируемое на главной странице официального сайта.

Своей основной задачей компания «Леруа Мерлен» считает стать ближе к покупателям. Задача состоит также в оказании помощи каждому по воплощению в жизнь планов улучшения жилья различными способами:

  • путем адаптации к местным рынкам;
  • путем организации встреч с жителями, чтобы познакомиться с их жильем;
  • путем предложения продукции и услуг, отвечающих потребностям жителей;
  • путем проявления заинтересованности в реализации проекта каждого клиента;
  • посредством организации привлекательных магазинов, где всегда рады клиентам.

Эти задачи прочно вписаны в логотип компании «Леруа Мерлен», который символизирует крышу дома. Она поддерживается общими ценностями, разделяемыми всеми нашими сотрудниками.

В настоящее время сеть развивается и открывает новые магазины в разных регионах и городах России: Самара, Уфа, Ростов, Воронеж, Новосибирск, Омск и т.д. Это предполагает рискованные управленческие решения в условиях неопределенности и экономической нестабильности в России. Но компания находит оптимальные подходы и управленческие решения, которые помогают адаптироваться к российской среде существования организации.

3.2 Анализ состояния процессов разработки и принятия управленческих решений в ООО «Леруа Мерлен»

Рассмотрение процессов принятия управленческих решений и реализации стратегии компании был проведен мной на основе анализа сайта компании и заявлений, сделанных официальными лицами компании за последние несколько лет. Используя данные своего анализа, а также теоретические и практические материалы, изученные в ходе учебного процесса, мною было составлено дерево решений ООО «Леруа Мерлен» в соответствии с типологией управленческих решений (Прил. 3).

Проанализировав сайт компании «Leroy Merlin»[38], я выделил следующие управленческие решения, принимаемые организацией за последние 13 лет:


1. Самое главное и рисковое управленческое решение, которое приняло руководство сети гипермаркетов – это внедрение на российский рынок. Это обусловлено тем, что Leroy Merlin – это французская компания, осуществляющая до 2004 года свою деятельность преимущественно в европейских странах. В связи с этим оценка всех рисков и поведенческих характеристик российского покупателя требовала больших затрат ресурсов. На мой взгляд, этой компании весьма неплохо удалось справиться с этой задачей, следовательно такое управленческое решение явилось очень удачным. Об этом свидетельствует ежегодное открытие новых магазинов и лидирующая позиция на рынке.

2. Решения, направленные на удовлетворение запросов покупателей всех категорий. Цель организации заключается в том, чтобы «каждый мог построить дом своей мечты» и это видно всем посетителям официального сайта. Такой подход дает основание полагать, что придя в магазин, покупатель может рассчитывать на предоставление услуг вне зависимости от своего финансового положения и диапазона потребностей. Кроме того, магазин готов брать на себя обязанности по установке и монтажу продаваемых товаров.

3. Управленческое решение по созданию корпоративной культуре и общих ценностей для всех работников компании. Внутренняя политика и персонал – очень важная ценность «Леруа Мерлен», потому что именно от сотрудников зависит удовлетворенность клиентов.

4. Хочу еще отметить управленческие решения, связанные с ценовой политикой. Это отражается в таком лозунге как «НИЗКИЕ ЦЕНЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ», а также ежемесячные акции, распродажи по разным отделам.

5. И, безусловно, эффективно реализовано управленческое решение по организации работы отдела по связям с общественностью. Компания «Леруа Мерлен» хорошо знает, как важен этот аспект и успешно работает в этом направлении. Главным образом это отражено в возможности обратной связи (Email: commerce@leroymerlin.ru ) и существовании раздела «Вопрос-ответ». Кроме того, компания проводит различные акции и активно привлекает потенциальных покупателей через социальные сети.

На сайте представлено управленческое решение на поиск контактной аудитории (поставщиков, партнеров и т.д.), в котором наблюдаются стратегические УР: длительное и надежное сотрудничество; полноценное участие в развитии нашей сети в России; реализацию ваших идей, направленных на улучшение удовлетворенности наших покупателей; открытый и доверительный диалог друг с другом; объединение усилий для предложения нашим клиентам лучших цен.