Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Теоретические аспекты формирования и развития индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В последние годы индустрия физической культуры и спорта, как обширная отрасль предпринимательской деятельности получила широкое развитие. Обозначенная отрасль достаточно сложная и многоплановая в силу большого количества заинтересованных лиц, субъектов смежных отраслей и инфраструктуры.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» понятие «спорт» определяется как «сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним». В современном спортивном обществе большую роль играет индустрия спорта, который стал полноценной отраслью экономики, куда вкладываются значительные инвестиции в развитие спортивных клубов, сопутствующей инфраструктуры.

Современный спорт – это динамично развивающаяся индустрия, новый инвестиционно привлекательный сектор экономики. Масштабы развития современной мировой индустрии спорта таковы, что даже мировой финансово-экономический кризис практически не повлиял на ее расширение.

Различные аспекты развития индустрии спорта в России представлены в ряде учебных изданий, многочисленных публикациях. Большое внимание исследованию понятия «индустрия спорта» и развитию экономических отношений между её субъектами уделяет В.А. Леднев, определяя «индустрию спорта» «новую и особую сферу экономических отношений, в которой осуществляется специфическая производственная деятельность, результатом которой являются создаваемые продукты индустрии спорта, основным производителем которых являются профессиональные спортсмены, тренеры, менеджеры и другие представители спортивных организаций». О.Д. Цыганкова, уделяя особое внимание экономической стороне спортивной деятельности,  рассматривает индустрию спорта как «подсистему экономики, выражающую связь спорта и сопряженных с ним отраслей и сфер деятельности». М.М. Ищенко рассматривает проблемы инновационного развития индустрии физической культуры и спорта. Автор выявляет и обосновывает необходимость инноваций как движущей силы обеспечения конкурентоспособности современной спортивной организации, особое внимание уделяя коммерциализации инновационных технологий как завершающего этапа инновационного процесса. Менеджмент спортивной индустрии разноаспектно представлен в учебном пособии В.Е. Жабакова, инновационный менеджмент – в пособии М.А. Гершмана. Также различные аспекты индустрии спорта на современном этапе нашли отражение в публикациях С.С. Воеводиной, Е. П. Гетмана, Л. А. Греминой, А.С. Ларина, Е.А. Трушиной, А.А. Сергеева, М.О. Смирнова, И.В. Солнцева, Е.В. Черепанова и др.


Несмотря на достаточную представленность обозначенного направления в теоретических и практических исследованиях, изучение вопросов развития индустрии спорта а России на современном этапе требует дальнейшего рассмотрения и разработки, что обуславливает постановку проблемы данного исследования: каковы особенности состояния индустрии спорта в России на современном этапе и каковы перспективы обозначенного процесса?

Объект исследования – российская индустрия спорта.

Предметом исследования – современное состояние и перспективы развития индустрии спорта в России.

Цель исследования: определить тенденции и перспективы развития индустрии спорта в России на современном этапе.

Для достижения поставленной цели определены соответствующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть теоретические аспекты формирования и развития индустрии спорта
  3. Определить особенности развития индустрии спорта как отрасли российской экономики на современном этапе.
  4. Охарактеризовать инновационные перспективные направления развития индустрии спорта в России

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в определении теоретических концептуальных подходов к изучению современного состояния индустрии спорта в России и определении перспектив ее развития. Результаты исследования могут стать основой для изучения конкретных направлений развития современного спорта, а также для проведении анализа и выявлении проблем развития спортивной сферы в конкретной области России.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников (34 источника), два приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития индустрии спорта

​​​​​​​1.1 Понятие, цель и задачи

В последние годы спорт стал очень важной частью экономики разных стран, в том числе и для России. В него включены финансы и рабочая сила. Постоянно создаются новые модели управления спортом, а также модели его финансирования. Вместе с этим, с одной стороны - растущие коммерциализации и профессионализации, а с другой стороны - сильная конкуренция около бюджетных средств. Это свидетельствует о том, что спорт должен уметь самостоятельно получать прибыль из имеющихся ресурсов, находящихся в его распоряжении.


Рассмотрим понятие спорта, индустрии и спортивной индустрии в целом.

Сайт международного конвента «СпортАккорд», объединяющего свыше ста международных спортивных федераций, предлагает определение спорта, в которое входят следующие критерии: соревновательный элемент; отсутствие основанности правил на элементе случайности или везения; · исключение ненужного риска здоровью и безопасности участников и зрителей; ненанесение умышленного вреда живым существам; и отсутствие монополии единственного производителя на необходимое оборудование [10].

Согласно Федеральному закону от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 2) «спорт – это сфера социально-культурной деятельности как совокуп­ность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним». Основные характеристики этого определения спорта дают возможность понять следующее [цит. по 34]:

– спортивные соревнования очень разнообразны но видам спорта (олимпийские и неолимпийские, летние и зимние, народные, экстремальные и др.);

– главное в спорте — это организация и проведение разно­образных соревнований (профессиональных, коммерче­ских, детских, студенческих, массовых и др.), в которых участвуют как отдельные спортсмены, так и команды;

– в спорте исключительную роль играет учебно-трениро­вочный процесс, в рамках которого спортсмен на регулярной основе готовится к участию в соревнованиях.

Соответственно, несколько перефразируя, упрощая и конкретизируя вышеприведенное понятие, Л. А. Гремина, Е. П. Гетман, С.С. Воеводина указывают, что спорт – это сфера деятельности, участники которой регулярно занимаются спортом, т.е. трениру­ются и участвуют в различных соревнованиях по разным видам спорта. Спорт - особенный вид физической и интеллектуальной активности, используемой с целью соревнования, также целенаправленной подготовки к соревнованиям путём подготовки, разминки и тренировки [11].

Для понимания сущности современного спорта недостаточно дать одно его определение, поскольку современный спорт – это очень сложное и многогранное явление, у которого много различных форм проявления. Понятие «спорт», в соответствии с толковым словарем-справочником А.Н. Блеера, различается для [5]:

– профессиональных спортсменов и их тренеров;

– спортивных чиновников, руководителей и менеджеров различных спортивных организаций;

– зрителей и болельщиков;


– простых любителей спорта, которые им регулярно и с удо­вольствием занимаются на непрофессиональном (т.е. люби­тельском) уровне исключительно для себя и своего здоровья;

– средств массовой информации, которые пишут о спорте и показывают ею по телеканалам;

– детей и юношей, которые занимаются им в многочислен­ных спортивных школах и училищах, интернатах и ака­демиях, надеясь стать со временем профессиональными спортсменами и победителями различных соревнований;

– посетителей спортивно-оздоровительных и фитнсс-клубов.

Представители вышеперечисленных кате­горий воспринимают спорт каждый исключительно по-своему и видят в нем различные формы проявления и разнообразные возможности для своего индивидуального развития. Например, для болельщиков и зрителей, простых любителей и ценителей спорта – это привлекательное и интересное зрелище, приятное раз­влечение, любимая форма досуга. Поэтому, рассматривая различные грани и стороны проявления спорта, можно сказать, что спорт сегод­ня – это [12]:

– особый вид профессиональной трудовой деятельности (для профессиональных спортсменов, тренеров, спортив­ных менеджеров);

– самостоятельная и огромная индустрия, крупный и расту­щий межотраслевой сектор экономики, объединяющий большое количество различных субъектов из разных от­раслей экономики;

– привлекательный бизнес и специфическая сфера предпринимательской деятельности (для профессиональных клубов и лиг, спортивных и маркетинговых агентств, ди­рекций и оргкомитетов по проведению спортивных сорев­нований, спортивно-оздоровительных и фитнес-клубов);

– эффективный канал продвижения к потребителю сво­ей продукции и услуг, позитивная возможность развивать свой бренд, имидж и репутацию (для бизнеса, который ви­дит, формирует и ищет своего потребителя через разноо­бразные и многочисленные спортивные события);

– важнейший экономический ресурс (для государства), так как, с одной стороны, спорт напрямую влияет на здоровье нации и трудоспособное население, повышая его трудовой потенциал (как в целом, так и каждого человека в отдель­ности), а с другой стороны, дает возможность развивать раз­личные формы предпринимательской деятельности самостоятельная и огромная индустрия, крупный и расту­щий межотраслевой сектор экономики, объединяющий большое количество различных субъектов из разных от­раслей экономики.

Соответственно, можно уверенно и аргументировано утверждать, что спорт сегодня играет исключительную роль в жизни общества и госу­дарства. При этом особое место спорта ярко проявляется как в полити­ческой и экономической, так и в социальной сфере развития современ­ной России.


Индустрия в словаре С.И. Ожегова определяется как «сфера деятельности, участок экономики, включающий в себя производство (иными словами промышленность), сбыт товаров какого - либо рода (в том числе и услуг как товара), сопряжённые секторы и потребительскую аудиторию» [23]. Рассматривая экономическое содержание термина «индустрия спорта», обратим внимание, что в словаре А.Н. Блеера, отмечается, что индустрия - это производство, следо­вательно, как любое производство, спортивная индустрия должна иметь результативные продукты своей деятельности [5]

Индустрия спорта – это межотраслевой сектор экономики (как мировой, так и национальной), в котором складываются устойчивые экономические отношения между ее основными субъектами, многие из которых занимаются предпринимательской деятельностью в процессе производства. продвижения и потребления основного продукта инду­стрии спорта – спортивного события [8].

В этом определении в учебном пособии В. И. Жолдака, В. Н. Зуева выделяется несколько ключевых особенностей развития современной индустрии спорта [14]:

– субъекты (участники) индустрии спорта связаны между со­бой устойчивыми экономическими отношениями и име­ют собственные экономические (и не только) интересы в индустрия спорта;

– многие (но не все) субъекты индустрии спорта занима­ются предпринимательской и коммерческой деятель­ностью, а значит, должны получать от этой деятельности прибыль.

По мнению Мэтью Шенка, цель спортивной индустрии - удовлетворять потребности трех типов потребителей: зрителей, участников и спонсоров, поэтому спортивная индустрия состоит из трех основных элементов: потребителей спорта, спортивных продуктов, которые они потребляют, и поставщиков [цит. по 18].

В.Е. Жабаков указывает, что термин «спортивная индустрия» появился в России в на­чале 2000-х годов в связи с усилением глобальной конкуренции в спорте высших достижений. Спортивная индустрия - это часть национальной экономики, связанная с производством, продви­жением и сбытом спортивных товаров, услуг и иных коммерче­ских продуктов (в том числе, спортивных мероприятий), а также со спонсорством в спорте [13] Автор представил определение понятия «спортивная индустрия» (рис. 1)

Одним из первых, кто использовал понятие «индустрия спорта», стал Фил Шааф в своем исследовании «Спортивный маркетинг» [цит. по 20]. Автор говорит о том, что в индустрии спорта особые производственные отношения складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления тех специфических продуктов, которые производятся в индустрии спорта. Также исследователь выделяет особенности индустрии спорта, в которой производятся и потребляются спортивные продукты, имеющие специфическую товарную форму, причем особенность этого товара заключается в том, что его носителем всегда будет только человек.