Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Теоретические аспекты формирования и развития индустрии спорта).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития индустрии спорта
1.1 Понятие, цель и задачи
1.2 Направления развития индустрии спорта
Глава 2. Особенности развития индустрии спорта как отрасли российской экономики на современном этапе
2.1 Нормативно-правовое обеспечение индустрии спорта в России
2.2 Динамика изменений в отечественной индустрии спорта
2.3 Проблемы развития индустрии спорта в России
Глава 3. Инновационные перспективные направления развития индустрии спорта в России
Базовой отраслью всей системы российского права является конституционное право России.
В систему федеральных органов исполнительной власти входит и Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту (ст. 71) [10].
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. И, как пример тому - создание при Госкомспорте России Совета руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта, Советов по развитию физической культуры и спорта при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Ключевыми документами, регулирующими отношения в современном европейском спорте, являются Спортивная хартия, принятая на VII-й конференции министров спорта стран - членов Евросоюза в мае 1992 г. и Кодекс спортивной этики [3].
Российская Федерация, разработав новый закон о физической культуре и спорте, приняв общеевропейские стандарты тестирования физической подготовки различных групп населения "Еврофит", создав информационную спортивную систему, тем самым наша страна подтвердила свое желание участвовать в объединении европейцев для защиты принципов гражданского общества. Эта интеграция дала новый импульс к разработке и совершенствованию нормативной правовой базы в сфере российской индустрии спорта.
2.2 Динамика изменений в отечественной индустрии спорта
Современный период развития менеджмента спортивной индустрии в России характеризуется ослаблением государственной формы централизованного управления физической культурой и спортом. Его основные черты: интенсивное развитие спортивного предпринимательства, коммерческих спортивно-оздоровительных организаций; существенное повышение статуса Олимпийского комитета России, которому передано право регулирования деятельности федераций по видам спорта, а также других общественных организаций. В последние годы одной из главных является проблема управления как развитием спорта в целом, так и деятельностью отдельных организаций [4].
В.А. Леднев отмечает, что масштабы развития мировой индустрии спорта характеризуют сегодня следующие показатели получения доходов [17]:
2006г. ‒ 107 млрд, долларов;
2009г. – 112 млрд, долларов;
2012г. ‒ 129 млрд, долларов;
2014г. ‒ 146 млрд, долларов;
2017 г. ‒ 163 млрд, долларов.
Из этих данных отчетливо видно, что мировой финансово-экономический кризис практически не повлиял на развитие мировой индустрии спорта. Также распределение денежных средств в спортивной индустрии России по данным Федеральной службы государственной статистики РФ представлено на рис. 2. [24].
Рис. 2. Распределение денежных средств в спортивной индустрии России
В последнее время Россия стала крупнейшим мировым игроком на рынке главных международных спортивных событий. Доказать этот факт достаточно просто. Для этого необходимо привести всего два примера. Из пятерки самых значимых событий мировой индустрии спорта (по признаку их инвестиционной и коммерческой привлекательности, интереса зрителей и бизнеса) Россия провела три: Чемпионат мира по футболу (2018); Олимпийские зимние игры в Сочи (2014); Чемпионат мира по легкой атлетике (в августе с большим успехом уже прошел в Москве) [27]. На фоне этих грандиозных мега-событий, подчеркивает П.А. Рожков, несколько в тени находятся другие крупнейшие соревнования: Чемпионат мира по водным видам спорта (2015); Чемпионат мира по хоккею (2016); Этап автогонок «Формула - 1» (2014); Всемирная летняя Универсиада (2018 в Казани) [25].
Ни одна другая страна мира сегодня не располагает таким разнообразным набором крупнейших престижных и коммерчески привлекательных спортивных соревнований. Это накладывает огромные обязательства на государство, которое в конечном итоге несет полную ответственность за организацию и проведение этих соревнований перед международным спортивным сообществом (МОК и международными федерациями по видам спорта) [2].
Инвестиционный и экономический эффекты – это то, к чему обязательно стремится каждая страна-организатор спортивного события. Благодаря проведению Олимпийских игр в Сочи этот город (а также Краснодарский край) получил новую прекрасную, современную и очень технологичную инфраструктуру, которая позволит ему интенсивно развиваться на многие годы вперед.
Россия также получит много плюсов от проведенного чемпионата мира по футболу в текущем 2018 году. В выигрыше от его проведения останутся все: государство и регионы, спортивные власти и футбольная индустрия, бизнес и средства массовой информации, футбольные клубы и рядовые болельщики. Хотя, безусловно, для организаторов чемпионата мира решить все подготовительные вопросы было непросто, так как соревнований подобного масштаба Россия еще не проводила. Общий бюджет на подготовку и проведение чемпионата мира составил порядка 600 млрд.рублей (20 млрд.долларов). 200 млрд.рублей выделено государством из федерального бюджета, 100 млрд.рублей составили затраты региональных бюджетов, а остальные 300 млрд.рублей выделили частные инвесторы. Построенная же в регионах России инфраструктура будет использоваться теперь по окончании чемпионата мира в течение нескольких десятилетий [30].
В связи со стремительным развитием компьютерных и информационнокоммуникационных технологий произошел рост зрительской аудитории на спортивных событиях. Интернет, телетрансляции, мобильные гаджеты и прочие средства связи значительно повысили возможность просмотра спортивных событий. В целом, аудитория наблюдателей спортивных событий возросла в разы, оставив в меньшинстве тех, кто находится на спортивном сооружении как зритель. Это все значительно повысило интерес к спорту, как к бизнесу, особенно крупному, потому как за спортивными событиями в разном виде следят огромное количество их потенциальных покупателей и клиентов.
Довольно быстро в разных видах увеличилось влияние бизнеса на спорт. Результат этого влияния – регулярное увеличение количества коммерческих соревнований; образование все новых и новых форматов проведения соревнований (в том числе за счет обновления правил в некоторых видах спорта); появление новых соревнований и новых видов спорта [21].
В целом, следует отметить, что сегодня в реальных рыночных условиях многие спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся работать как полноценные коммерческие предприятия, в первую очередь ориентируясь на конечных потребителей индустрии спорта. А значит для победы в острой конкурентной борьбе спортивным организациям необходимы грамотно разработанные конкурентные стратегии и подготовленные конкурентоспособные кадры для успешного развития и достижения высоких спортивных и экономических результатов.
2.3 Проблемы развития индустрии спорта в России
Индустрия спорта включает рассмотренные в главе 1основные сегменты. Основными сегментами для отечественной индустрии спорта являются: профессиональный спорт, массовый спорт, студенческий спорт, детский спорт. Большое внимание сейчас уделяется спорту для лиц с ограниченными возможностями, оздоровительному спорту. Есть проблемы у таких сегментов, как школьный, дворовый спорт, спорт ветеранов. Государство делает всё необходимое для привлечения инвестиций бизнеса в данные сегменты, но проблем здесь хватает.
В России из выделенных в главе 1 форм проявления индустрии спорта не все сформированы на том уровне, на котором они должны находиться. Так, например, не в полной мере задействован спортивный бренд таких видов спорта, как хоккей, футбол, баскетбол и т. д. Нет массового привлечения потребителей через систему вещания спортивных каналов, доступных для населения [16].
Наряду с позитивными образами, ассоциирующимися в глазах потребителей со спортом и спортивными событиями, в индустрии спорта иногда возникают отрицательные эмоции и впечатления. Они, как правило, связаны с допингом, проявлениями расизма и хулиганства, различными скандалами и формами недостойного поведения спортсменов и зрителей. Такие факты могут достаточно сильно ударить по интересам бизнеса, так как в этом случае отрицательные впечатления будут косвенно связаны в глазах потребителей с брендом их компании, а также их продукцией [21].. Так, например, допинговый скандал стал главным потрясением для российского спорта в последние годы. Вскрылась государственная система стимуляции использования допинга, в силу чего в глазах зарубежных «инспекторов» возник повод для коллективного наказания всего российского спорта, независимо от степени вины отдельных спортсменов. Абсурдной и циничной была сама стратегия публичной защиты, выбранная нашими спортивными чиновниками и официальными СМИ. Они не пытались осудить допинг и не отрицали предъявленные обвинения, а только настаивали на предвзятости WADA, недостаточности доказательств и повторяли, что все так делают. По сути, российские спортивные чиновники решили дискредитировать весь мировой спорт и едва ли не потребовать узаконивания допинга. При всем при том российские функционеры зачастую просто не могли выстроить взаимоотношения с международными антидопинговыми органами и не очень грамотно взаимодействовали с ними – иначе как можно объяснить тот факт, что в спортивных организациях России просто не узнали вовремя о запрете мельдония. Как отмечает президент Межрегиональной спортивной общественной организации «Самбо-Питер» Андрей Шмелев, в России до сих пор нет врачебной специализации «Спортивная фармакология» [15].
Также среди проблем спортивной индустрии следует отметить то, что в основном финансирует российский спорт государство. Однако распределяется эта поддержка крайне прихотливо. Государственные чиновники по одним им ведомым основаниям выбирают те виды спорта, которые достойны поддержки, и сосредотачивают на них львиную долю госпомощи, а остальным приходится выживать самостоятельно. Часто огромные средства вкладываются в те игровые дисциплины, которые в принципе являются популярными в мире, но никогда не приносили особо значимых побед и большого успеха России.
В результате на организацию «пустых» соревнований, перелеты, имидж команды и покупку легионеров футбольные клубы отдают миллиарды бюджетных средств, ради того, чтобы остаться в аутсайдерах футбольной лиги. Исследователи указывают, что есть прецеденты, когда урезались субсидии на другие спортивные дисциплины либо вообще прекращалось финансирование спортивных команд, даже несмотря на золотые медали чемпионов [7]. Между тем для поддержки можно было выбрать менее ресурсоемкие и менее «блестящие» виды спорта, которые могли бы сыграть роль действительно национальных.
Еще одна проблема: чрезмерная зависимость спорта и спортивных спонсоров от государства Проблема элитных видов спорта заключается в том, что они финансируются либо государством, либо зависящими от государства организациями по указке сверху. Но всякое даровое финансирование приводит к демотивации. Менеджеры спортивных клубов перестают думать о результате, о том, чтобы заработать побольше с помощью рекламы и других доступных для спортклубов средств, не думают они и о том, чтобы по-настоящему на рыночных началах бороться за привлечение спонсоров.
Негативная роль государственного финансирования не ограничивается демотивацией спортивных менеджеров. Поведение спонсоров в России тоже становится «неестественным». Как отмечает Ирина Горькова, в управляющих структурах существует негласное правило, создающее замкнутый круг: если у спортивного клуба или федерации нет основного или генерального спонсора, то рассчитывать на субсидии и поддержку со стороны Министерства спорта бессмысленно [15]. В свою очередь, прямое сотрудничество федераций и спонсоров невозможно, поскольку представители крупного бизнеса отчисляют средства в государственные фонды на развитие социальной сферы и целевых программ, в число которых входит и спорт, и далее распределением средств занимаются государственные структуры.
Актуальна и проблема кадрового застоя. Поскольку ведущие спортивные клубы и федерации не борются за свое существование на рынке, а поддерживаются государством или спонсорами по указанию государства, то это порождает там вполне закономерный кадровый застой. Некоторые специалисты полагают, что важнейшая кадровая проблема наших спортивных организаций – засилье в их руководстве отставных спортсменов, которые не позволяют подняться молодым спортивным менеджерам и, в сущности, не дают возникнуть школе спортивного менеджмента. Бывшие спортсмены не знают, что такое маркетинг или фандрайзинг, решение любой проблемы для них сводится к выколачиванию бюджетных средств [16]. Зато известный спортсмен часто обладает таким авторитетом, что повлиять на него уже не может никто.
Проблемой выступает и слабое развитие массового спорта. По единодушному мнению экспертов, спорт больших достижений должен опираться на массовый спорт. Сейчас в российских регионах тотально не хватает спортивных площадок. Многие, еще советские, стадионы находятся в плачевном состоянии. Ранее в жилых кварталах были популярны и востребованы хоккейные коробки, было достаточно небольших футбольных полей, даже примитивные дворовые тренажеры, такие как брусья, перекладина, лестница и прочие, были всегда востребованы среди активной детворы [18]. Сейчас эти площадки застроены коммерческой недвижимостью, а дети смотрят спортивные состязания за компьютером или по телевизору.