Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Теоретические аспекты формирования и развития индустрии спорта).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития индустрии спорта
1.1 Понятие, цель и задачи
1.2 Направления развития индустрии спорта
Глава 2. Особенности развития индустрии спорта как отрасли российской экономики на современном этапе
2.1 Нормативно-правовое обеспечение индустрии спорта в России
2.2 Динамика изменений в отечественной индустрии спорта
2.3 Проблемы развития индустрии спорта в России
Глава 3. Инновационные перспективные направления развития индустрии спорта в России
Коммерческие фитнес-центры слишком дороги для большинства населения, а на создание инфраструктуры для массового спорта у регионов часто не хватает денег – да и нет мотивации.
Все сказанное выше про массовый спорт в еще большей мере справедливо по отношению к детскому спорту. Лучшие представители наиболее престижных видов спорта могут рассчитывать на помощь государства и спонсоров, но только тогда, когда они уже стали выдающимися спортсменами. А талантливый ребенок может надеяться лишь на себя, своих родителей и тренеров-энтузиастов. [21]
Е.А. Трушина, А.А. Сергеев отмечают, что в России развитие спортивной индустрии носит монопольный характер и приводит к отсутствию инициативы и конкуренции со стороны предпринимателей, что в свою очередь, приводит к неэффективному расходованию денежных средств. [30].
В России многие спортивные организации еще только начинают учиться эффективно работать с бизнесом. Бизнес нельзя просто заставить вложить собственные средства в спорт, необходимо найти убедительные аргументы для партнерского взаимодействия с обоюдными интересами. Необходимы аргументы и доказательства в пользу инвестирования в спорт. Для этого спортивные организации, по утверждению А.С. Ларина, должны уметь [16]:
– грамотно, понятно и убедительно сформировать свои коммерческие предложения для потенциальных спонсоров;
‒ показать привлекательность целевой аудитории конкретного спортивного соревнования или спортивной организации;
– рассчитать и обосновать предполагаемый эффект и результат для бизнеса от возможного спонсорства;
‒ сформировать различные варианты спонсорских пакетов;
– выполнять свои контрактные обязательства перед спонсорами;
‒ адекватно реагировать на пожелания и замечания спонсоров, показывая готовность к поиску компромиссных решений.
Соответственно, государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом и уменьшения числа посредников, уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта. В дополнении к этому направлению следует рассмотреть возможность изменения законодательных актов в области спорта и спортивной индустрии, регулирующих спортивный рынок: решить проблему принадлежности к собственности по спортивным объектам; ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций [19]. После устранения всех недостатков спортивная индустрия может развиваться более эффективно, принося не только финансовые результаты и выгоды, но и социальный эффект.
Таким образом, несмотря на значимые успехи в отрасли индустрии спорта в России, актуальными остаются ряд проблем, среди которых: не все формы проявления спортивной индустрии достаточно развиты (формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс, продвижение спорта в массы и т.д.); отсутствие бренда спортивных игр (футбол, баскетбол, хоккей); отсутствие массового привлечения потребителей; проблема популяризации спорта и др. [6]
Глава 3. Инновационные перспективные направления развития индустрии спорта в России
Современные рынки спортивных товаров, услуг и информации характеризуются быстрым развитием и обострением конкуренции. Напряженную борьбу за потребителей, зрителей, покупателей и пользователей интернета одновременно ведут десятки и сотни тысяч производителей спортивных товаров, спортивных телеканалов, радиостанций, специализированных веб-сайтов, профессиональных клубов, спортивных магазинов, спортсооружений и фитнес-клубов. В систему конкурентных отношений вступают также субъекты смежных отраслей предпринимательства - такие, как развлекательное телевидение, кино, эстрада, цирк, событийный туризм и другие сферы досуговой деятельности [4]. Также свою долю рынка стремятся приобрести и расширить представители индустрии красоты и здоровья, санаторно-курортного дела, ресторанного бизнеса. Параллельно в спорте активно развивается конкуренция, когда каждая спортивная организация (федерация, лига или клуб) начинает формировать и развивать свою конкурентную стратегию, стремясь, таким образом, к повышению конкурентоспособности. Далеко не всегда решающим фактором в конкурентной стратегии являются финансовые возможности спортивной организации и наличие крупного бюджета. Для спортивной организации очень важно иметь привлекательный спортивный продукт, яркое спортивное событие, которое представляет интерес для потребителей: зрителей, болельщиков, телевидения и СМИ, бизнес-структур. Поэтому сегодня успешными стратегиями в спорте можно назвать только такие, которые позволяют добиться как хорошего экономического, так и спортивного результата. В реальных рыночных условиях спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся работать как полноценные коммерческие предприятия. Для победы в острой конкурентной борьбе спортивным организациям необходимы грамотно разработанные конкурентные стратегии и подготовленные конкурентоспособные кадры для успешного развития и достижения высоких спортивных и экономических результатов [11]. Соответственно, все вышеперечисленное обуславливает необходимость развития индустрии спорта по всем сегментам на основе инновационных подходов и технологий.
Инновационная составляющая, как движущая сила глобальной конкурентоспособности и инструмент достижения стратегических целей деятельности для развития индустрии спорта необходима как для любой отрасли бизнеса и предпринимательства. Особенности конкурентной борьбы в спортивном бизнесе заключаются в риске утраты лидирующих позиций, т.к. в отрасли объективно существуют факторы быстрого достижения положительных коммерческих результатов, так и факторы потери лидирующих позиций. Кроме этого, развитие в сфере физической культуры и спорта иногда происходит за счет ограниченного набора факторов. Например, для профессионального спорта набор данных факторов М.М. Ищенко представляет в виде схемы, которая представлена на рис. 3 [15].
Рис. 3. Взаимосвязь факторов развития с инновационной деятельностью
Из представленной схемы видно, что в развитии профессионального спорта выделяют 4 основополагающих фактора: развитие природного таланта, развитие врожденных способностей, методики подготовки и тренировки, технические и технологические нововведения в производстве спортивного оборудования, одежды, экипировки и т.п. Следовательно, необходим постоянный поиск новых научных разработок и инноваций в области спортивной медицины, физиологии, биомеханике, фармакологии, психологии и производстве.
Барышева А.В., Ищенко М.М., Передеряев В.И. акцентируют внимание на том, что индустрия физической культуры и спорта – это взаимопроникновение материального и нематериального производства, что безусловно сказывается на специфике инновационной деятельности [4]. Материальное производство обеспечивает производство новых изделий по заказам, перемещение грузов, ремонт спортивных товаров, производство спортивного инвентаря. Нематериальные услуги удовлетворяют духовные, интеллектуальные потребности, обеспечивают восстановление здоровья, физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. Эффект от потребления этих услуг зависит не только от условий производства, но и от условий потребления и носит долговременный характер, т.к. услуги спорта формируют здоровый человеческий капитал и обеспечивают его воспроизводство.
М.О. Смирнов указывает, что инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта является достаточно важной и неотъемлемой частью рассматриваемого элемента национальной экономики, в которой объектом служат физкультурно-спортивные организации и сферы их деятельности, подвергающиеся воздействию инновационных процессов с целью удовлетворения потребностей общества в услугах физкультурно-оздоровительного и спортивно-развлекательного характера. Тогда инновационный менеджмент в сфере физической культуры и спорта будет представлять собой вид деятельности, направленной на прогнозирование, планирование, организацию, контроль, координацию и необходимое регулирование разработки и реализации продуктов инновационных процессов в данной сфере с целью получения прогрессивного социально-экономического эффекта и повышения уровня жизни населения Российской Федерации. [26]. При определении концептуальных особенностей инновационных процессов в сфере физической культуры и спорта, на взгляд автора следует акцентировать внимание на том, что физическая культура и спорт являются частью культуры общей, а также на том, что инновации, в определенной мере затрагивающие культуру общества, представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.
М.А. Гершман акцентирует внимание на том, чо особенности инноваций в сфере физической культуры и спорта характеризуются специфичностью данной сферы, которая имеет две принципиально различные составляющие: с одной стороны – это физкультурно-оздоровительная линия, основанная на гармонизации, духовном и физическом развитии человека, с другой – соревнования, борьба и развлечения, – категории в значительно большей степени материального и потребительского характера. Важно понимать, что при этом они образуют четкую систему взаимодействия друг с другом. Здоровье и общая физическая подготовка всегда подвергается проверке на практике в плане эффективности в противостоянии и соревнованиях, при этом стрессовые ситуации, борьба (развлечения, на наш взгляд, в данном аспекте следует рассматривать лишь как попутный, дополнительный элемент) в определенной мере меняют требования к подготовке, состоянию личности, союзов и объединений людей, являясь мотиватором для совершенствования и движения вперед по первой линии. Отсюда следует сделать вывод, что сфера физической культуры и спорта сама по себе заведомо обладает большим инновационным потенциалом, в ее сущности заложена потребность в нововведениях [9]..
А.С. Ларин определяет такие инновационные направления в отечественной индустрии спорта [16]:
– выявление одаренных спортсменов и развитие природных талантов: в России лидирующее место в данной сфере занимает компания Genetic-test, которая представлена в 200 городах России и СНГ. Потребность в данной услуге есть и постоянно растет. Так, постепенно развиваясь, с 2011 г. компания смогла выйти на оборот в 50 тысяч исследований в месяц, что равно полутора миллионам рублей выручки. В планах небольшой инновационной компании из Новосибирска построить бизнес стоимостью 500 млн долл. [1]. Спортивные клубы охотно пользуются такими услугами, т.к. при правильном отборе впоследствии они могут заработать приличные суммы;
– управление тренировочным процессом и новейшие методики тренировки и подготовки спортсменов: разработка и внедрение компьютерных 3D моделей движущегося спортсмена, где четко видна его техническая работа. Апробируя такие программы на спортсменах, в дальнейшем планируется развиваться в направлении медицинских услуг по лечению больных с отклонениями в координации движений. Что может привести к развитию рынка реабилитационной медицины и лечения церебрального паралича. На данном этапе в большинстве случаев технологии 3D моделирования являются очень дорогостоящими и закрытыми, что говорит о высоком потенциале развития этого сегмента рынка программного обеспечения;
– изобретения и усовершенствования в спортивном инвентаре, оборудовании, экипировке и т.д.:
– спортивная фармакология и новейшие методики восстановления спортсменов.
Н.В. Слободянюк, анализируя внедрение IT-технологий в спортивную индустрию, отмечает, что потребность участников рынка спортивной индустрии в информатизации возрастает по мере раскручивания спирали цифровой трансформации и вовлечения в это движение все новых сфер бизнеса и жизни общества под действием таких трендов, как «большие данные», «смартфонизация» населения планеты и глобализация спорта [27]. В спортивных клубах и командах информационные технологии уже применяются для автоматизации бизнес-процессов, как функциональных, связанных, к примеру, с подготовкой игроков, так и свойственных любой компании – управления предприятием, финансами, персоналом. Наиболее распространены IT-технологии в таких видах спорта, в которых для победы нужна Университет усилий людей и машин, – парусный и мотоспорт. К примеру, компания Citrix предоставляет поддержку командам, участвующим в гонках Formula 1. Ее решение позволяет инженерам в режиме реального времени совместно работать и оперативно принимать решения – удаленно просматривать и обрабатывать технические данные с большим объемом графической информации. Технологии позволяют использовать для этого разнообразные каналы передачи данных, протоколы и клиентские устройства. На стороне дата-центра размещаются приложения, собирающие и обрабатывающие огромное количество информации, в том числе в графическом виде. Учитывая острую конкуренцию между командами, доступ к такой информации должен предоставляться максимально защищенно.
В парусном спорте с успехом прошла апробацию на соревнованиях, в том числе международных, система 3D-трекинга, разработанная компанией «Интерпроком». Первой из российских систем она была использована для сопровождения чемпионата России в олимпийских классах яхт, гонок Национальной парусной лиги и чемпионата мира в классе Melges 20 [32].
В «нетехнических» видах спорта дальше всех в направлении информатизации продвинулись футбольные клубы. Так, в Академии «Спартак» по футболу им. Ф.Ф. Черенкова для автоматизации деятельности по подготовке игроков используется система SmartSport, разработанная компанией «Ай-ФОРС» (ГК «ФОРС»). А ФК «Зенит» стал заказчиком проекта по внедрению решения SAP для создания новой системы работы с болельщиками. Интеграционные услуги в рамках заключенного на три года контракта стоимостью 44,5 млн руб. ему окажет компания «Ростелеком».