Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Теоретические аспекты формирования и развития индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.1. Определение понятия «спортивная индустрия»

И.В. Солнцев акцентирует внимание на том, что индустрия спорта – полноценный элемент экономики, приносящий прибыль от продаж билетов на спортивные мероприятия, продажи телетрансляций, мерчандайзинга, спонсорства, именно поэтому при правильно подобранном развитии данного элемента экономики, спорт сможет принести довольно большую отдачу, что будет интересно и для государства, и для бизнеса [28].

В.А. Леднев, выделяя сегменты индустрии спорта, в качестве оснований для классификации рассматривает целе­вые установки и возможности для развития, источники финан­сирования, потенциальный интерес для инвестиций [17]. Поэтому классификация В.А. Леднева включает все «многообразие про­явлений» спорта как социально-экономического явления: дет­ский спорт, школьный спорт, дворовый спорт, студенческий спорт, оздоровительный спорт, массовой спорт, спорт ветера­нов, адаптивный спорт, корпоративный спорт, спорт высших достижений.

Основанием для описания структуры спортивной инду­стрии у В.В. Галкина выступают понятия «потребитель» и «услу­га» [8]. Поэтому сегментами индустрии спорта являются бо­лельщики (потребители услуг), предприятия (производители услуг и спортивных товаров) и спортсмены, тренеры, физкуль­турники, спортклубы, лиги и федерации (и потребители, и про­изводители услуг).

С понятием «индустрия спорта», подчеркивает В.В. Алешин, непосредственно связано понятие «менеджмент спортивной индустрии» как самостоятельный вид профессионально осу­ществляемой деятельности, направленной на достижение в современных социально-экономических условиях намеченных целей путем рационального использования всех видов ресур­сов с применением принципов, функций и методов экономи­ческого механизма управления [2].

Таким образом, современная спортивная индустрия как межотраслевой сектор экономики, в котором складываются устойчивые экономические отношения между ее основными субъектами. Спортивная индустрия является динамичной системой экономических отношений и интересов, имеет свои субъекты и различные формы.

​​​​​​​​​​​​​​1.2 Направления развития индустрии спорта

Выделяют десять основных сегментов индустрии спорта: профессиональный спорт, оздоровительный спорт, детский спорт, массовый спорт, школьный спорт, дворовый спорт, студенческий спорт, корпоративный спорт, спорт ветеранов, спорт для лиц с ограниченными возможностями [21].


В.А. Алексунин, В.А. Баскаков, рассматривая индустрию спорта как сектор экономики, в состав спортивной индустрии включают [1]:

  • рынок спортивных событий – спортсмены, команды, матчи, лиги, агенты, клубы;
  • рынок спортивных товаров – ритейл, дистрибуция, поставщики;
  • рынок спортивных услуг – фитнес, тренировки, ин­струкции;
  • рынок спортивных сооружений (спортбилдинг) – стадионы, арены, поля, бассейны;
  • рынок инфраструктуры спорта – организации, федера­ции, союзы, ассоциации маркетинговой инфраструктуры;
  • спортивная наука – университеты, НИИ, лаборатории;
  • массмедиа – телевидение, пресса, Интернет;
  • рынок спонсорства;
  • рынок спортивных кадров;
  • государственные органы;
  • квазирынок – лицензиаты, производящие разнооб­разную продукцию с официальной символикой спортивных организации.

Соответственно, индустрия спорта, по мнению В.А. Леднева, обладает всеми признаками полноценной отрасли, включающей большое число разных производителей продукции (товаров и услуг); процесс производства товаров и оказа­ния услуг; различные продукты индустрии спорта (от спортив­ного события до спортивно-оздоровительной услуги); различ­ные категории потребителей продукции (болельщики и зрите­ли, спонсоры, рекламодатели и телевидение) [17]. Следовательно, мировая индустрия спорта, являющаяся сегодня полноценным сектором экономики, имеет стабильные и давно сформиро­вавшиеся источники доходов. Индустрия спорта уже давно пе­реросла границы просто спортивной отрасли, в ней работают и проявляют свои интересы не только спортивные организации, но и представители крупного бизнеса и других отраслей (например, фитнес-клубы, учебные заведения, СМИ, маркетин­говые агентства и др.).

Характеризуя индустрию спорта в целом, нужно отметить и совершенно разные формы ее проявления [19]. К таким относятся:

  • вид трудовой деятельности для спортсменов, их менеджеров и тренеров;
  • бизнес (непосредственно для проф. клубов и, спортивных лиг, менеджеров, телеканалов, маркетинговых агентств и промоутеров);
  • важный экономический ресурс;
  • эффективная продажа на рынке своего бренда и продукции;
  • способность сформировать позитивный имидж своей компании для покупателей.

Среди субъектов индустрии спорта можно выделить различные заинтересованные группы, каждая из которых представляет ин­тересы государства, спорта и бизнеса, поэтому все множество продавцов и покупателей спортивной продукции и услуг, по­ставщиков и потребителей спортивной информации, организа­торов спортивно-зрелищных мероприятии и других операторов спортивных рынков также следует отнести к сегментам спор­тивной индустрии [21].


Существуют разные подходы к выделению субъектов индустрии спорта и их характеристики. Фил Шааф выделяет пять основных групп [цит. по 25]: покупатели услуг (СМИ, спонсоры, организаторы, лица, желающие получить права на лицензирование розничной торговли); продавцы (спортивные лиги, представители команд, органы, выдающие лицензии, спортивные организаторы); служащие всех задействованных в соревнованиях структур; спортсмены; крупные группы, осуществляющие инвестиции в спорт через спонсорство. Кроме этого, Шааф отдельно выделяет зрителей, которые, по его мнению, являются основными участниками любого спортивного события.

Милан Томич разделяет спортивную индустрию на рынок клиентов и рынок спонсоров, доноров, партнеров по бизнесу. Рынок клиентов, по определению исследователя состоит из спортсменов; спортивных менеджеров; спортивной общественности; болельщиков; потребителей спортивных услуг, товаров, оборудования, реквизита. Рынок спонсоров, доноров, партнеров по бизнесу составляют различные компании, являющиеся потенциальными донорами; производители спортивных изделий, оборудования, реквизита; покупатели лицензионных прав; СМИ; организации, приобретающие спортсменов; производители товара со спортивной маркой [цит. по 31].

Кристина Брукс рассматривает индустрию спорта с позиций внутреннего мира индустрии спорта и внешнего окружения спортивной действительности [13]. Она выделяет два уровня рынка: первичный и вторичный. Первичный рынок составляют непосредственные участники спорта как реальные производители создаваемого спортивного продукта; зрители, которые являются основными потребителями сути спортивного продукта; волонтеры. Вторичный рынок включает в себя объявителей символики команд; спонсоров; потребителей символики.

В.А. Леднев, выделяя основные субъекты индустрии спорта, отталкивается от четырех основных групп субъектов экономических отношений: предпринимательских структур, потребителей продукции, наемных работников и государственных структур. Выделяет десять субъектов [21]: государственные органы законодательной и исполнительной власти; спортивные федерации, ассоциации и союзы по видам спорта; профессиональные и спортивно-оздоровительные клубы; профессиональные спортсмены; спортивные менеджеры и агенты; спортивные и маркетинговые агентства; предприятия, специализирующиеся на сдаче в аренду спортивных сооружений; околоспортивные структуры, являющиеся партнерами, спонсорами, рекламодателями; СМИ; болельщики и зрители как основные потребители продуктов индустрии спорта


Как с выделением субъектов индустрии спорта, так и с классификацией продуктов спортивной деятельности нельзя говорить об устоявшихся нормах и представлениях структурирования этих вопросов. Существует несколько взглядов на проблему. Милан Томич, рассматривая данный вопрос, приходит к выводу, что продукт в спорте различается по следующим сегментам: спортивный имидж; спортивное событие; спортивная марка; спортивные услуги [9]. О.Цыганкова называет продукты индустрии спорта «товарами и услугами спортивного назначения», причем она отдельно выделяет «околоспортивные продукты», к которым относит сувениры с использованием спортивной тематики [15]. В. Леднев применяет дифференцированный подход к понятию «спортивный продукт». Он классифицирует спортивные продукты на товары и услуги, причем особо отмечает, что в основном в индустрии спорта оказываются услуги [17]: спортивное событие; спортивно-оздоровительная услуга; спортивная атрибутика с клубной символикой; права на телетрансляции; рекламные права; права на спортсменов; бренды спортивных организаций.

Соответственно, индустрия спорта, являющаяся сегодня полноценным сектором экономики, имеет стабильные и давно сформировавшиеся источники доходов. Среди них можно выделить четыре основных: доходы от продажи билетов и абонементов на спортивные соревнования; спонсорство спортивных соревнований, федераций, лиг, клубов, команд и спортсменов; продажа прав на телетрансляции; мерчандайзинг (включая как спортивную атрибутику, так и спортивные товары).

Глава 2. Особенности развития индустрии спорта как отрасли российской экономики на современном этапе

​​​​​​​2.1 Нормативно-правовое обеспечение индустрии спорта в России

Законодательство Российской Федерации о спорте представляет собой специальную отрасль права Российской Федерации. Оно представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные с деятельностью общества, государства, граждан и иных субъектов права в сфере индустрии спорта. Центральное место среди них занимает основной (и пока и единственный) закон в области индустрии спорта - Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ (ред. от 10.01.2003 г.) [цит. по 10].


Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие спортивной сферы является одним из приоритетных направлений социальной политики государ­ства [29]. Спортивная индустрия становится важной и неотъемлемой частью отраслевой экономики страны. Физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса.

Исходя из данной Стратегии, указывает Н.В. Чхутиашвилли, государство до 2020 года разработало комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Регулирующая индустрию спорта нормативно-правовая база рассматривает понятие «индустрия спорта» как [33]:

1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;

2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;

4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

7) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями [2].

Индустрия спорта состоит из блоков взаимосвязанных норм: статут сборных команд России по различным видам спорта, институты массового, профессионального, детско-юношеского спорта, международного олимпийского движения, спортивных лотерей и др. Эти нормы могут быть характерны для разных отраслей права. Например, институт массового спорта (физическая культура) соотнесен со сферой гражданского права. В основе института профессионального спорта лежит предпринимательская деятельность, цель которой состоит в удовлетворении интересов потребителей зрелищ и спортсменов, избравших спорт своей профессией. В то же время споры по поводу выполнения положений трудового договора между профессиональным спортсменом и профессиональным спортивным клубом могут рассматриваться в судебном органе по правилам гражданско-процессуального законодательства [3].