Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические основы мотивации и стимулирования труда на предприятии).pdf
Добавлен: 15.05.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Роль и значение мотивации и стимулирования персонала
1.2. Основные модели мотивации персонала предприятия
1.3. Эффективная система мотивации и стимулирования на предприятии: принципы и методики построения
2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ПУЛЬС»
2.1. Организационно - экономическая характеристика ООО «Пульс»
2.2. Анализ процессов стимулирования и мотивации персонала ООО «Пульс»
2.3 Мероприятия по формированию системы стимулирования в ООО «Пульс»
ВВЕДЕНИЕ
Анализ функционирования современных хозяйственных субъектов показывает, что важным фактором их успешного развития является мотивация и стимулирование сотрудников организации к труду и профессиональному росту. Современная коммерциализация работы с персоналом подразумевает, что в новых условиях именно от кадровой службы компании требуются грамотные предложения и решения по оплате труда и стимулированию труда работников. Отсутствие приемлемого механизма мотивации и стимулирования труда сотрудников ведет к утечке квалифицированных кадров во многих компаниях, что является настоящей катастрофой для организаций с высоким уровнем специализации.
На сегодняшний день мотивирование труда персонала и его стимулирование является значимым элементом успешного функционирования предприятия. Одна из главных задач предприятий - это поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей на предприятии является их мотивация.
Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности любого предприятия, в том числе торгового сектора.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблематика мотивации и стимулирования персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако, попытки адаптировать классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации и стимулирования персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики.
Проблемы, связанные со стимулированием персонала и проблемы мотивации исследованы в публикациях А.Р. Алавердова, В.М. Бирюкова, М.З. Бора, Л.А. Дробозиной, С.А. Камионского, Ю.И. Коробова, О.И. Лаврушина, Н.Ф. Пушкарёва, Н.В. Самоукиной, Н.А. Чижова.
Цель курсовой работы – изучить методы мотивации и стимулирования работников и обеспечение их взаимодействия на примере конкретной организации.
Достижение выше поставленной цели обусловило решение в работе следующих задач:
- Изучить сущность трудовой мотивации и стимулирования труда в мировой и российской практике;
- Определить основные модели мотивации персонала;
- Исследовать методики и модели построения эффективной системы стимулирования и мотивации персонала;
- Дать организационно – экономическую характеристику организации;
- Проанализировать существующую систему стимулирования и мотивации сотрудников организации;
- Разработать мероприятия по формированию системы стимулирования организации.
- Объект исследования – компания ООО «Пульс».
Предмет исследования – методы мотивации персонала в компании ООО «Пульс».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Роль и значение мотивации и стимулирования персонала
Мотивация, по сути, является одной из наиболее важных функций управления персоналом, поскольку именно при помощи мотивации формируется трудовое поведение работника, которое, в свою очередь, определяет результаты его труда и результаты работы организации в целом.
Для начала необходимо определить сущность мотивации персонала. В первую очередь, мотивация относится к функциям менеджмента. Под функцией менеджмента понимается вид управленческой деятельности, своего рода совокупность обязанностей, задач управляющей подсистемы (или же субъекта управления) [3, с. 68].
Управление современными организациями основано на анализе потребностей, целей и ценностей персонала.
Потребность человека - ощущение недостатка в чем-либо или стремление к чему-либо [21, с. 8].
Цель человека - это объект, состояние, положение в обществе, на достижение которых направлены действия человека.
Можно выделить следующие основные цели деятельности человека:
- материальные блага;
- власть и слава;
- знания и творчество;
- духовное совершенствование.
Ценности человека определяют его отношение к окружающему миру и прежде всего к другим людям.
Понятие мотивации обычно рассматривается как способ воздействия на поведение человека. Однако данный термин применим и к деятельности организации. Исходя из этого предлагается следующее определение.
Мотивация - это побуждение человека или организации к изменению их состояний [10, с. 23].
Поведение человека может меняться как под влиянием его собственных (внутренних) побуждений, так и в результате внешних воздействий. Внутренние побуждения человека обусловлены его целями, ценностями, потребностями, потенциалом. Внешние воздействия на поведение человека в конечном счете обусловлены целями и ценностями семьи, коллектива, организации, общества.
Соответственно указанным причинам, т.е. источникам изменений поведения человека, принято выделять два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю.
По отношению к организации также целесообразно выделять два источника изменений: внутренний и внешний. Первый обусловлен целями, ценностями и планами организации; второй - ее внешней средой, в том числе ситуацией на рынках благ и ресурсов.
Мотивы действий формируются исходя из целей и ценностей (человека или организации), их потребностей и потенциалов (возможностей). В зависимости от объекта мотивации «результат действий может характеризоваться экономическими, социальными или психологическими показателями. В частности, речь может идти о величине дохода, повышении статуса, об удовлетворении от хорошо выполненной работы и т.д.» [10, с. 24].
Соответственно, мотивация является одной из основных функций управления в социально-экономических системах, при помощи которых оказывается воздействие на управляемую подсистему – рис. 1.1.
Рис. 1.1 - Воздействие мотивации как функции менеджмента на управляемую подсистему
Таким образом, мотивация оказывает непосредственное воздействие на систему управления персоналом, поскольку формирует изменения в подсистеме, управляемой при помощи определенных методов (материальное стимулирование, нематериальные стимулы, социально-психологические методы и т.д.).
Результативность работы персонала организаций находится в зависимости от двух факторов. Первый и, как показывает практика, не самый главный – профессиональные знания, умения и навыки, компетенция специалиста. Второй – отношение персонала к работе, желание ее выполнять, то есть уровень мотивации. Чтобы организация была эффективной, руководителю нужно создавать систему мотивации и поддерживать в работниках настрой, который приводит к высоким достижениям.
Общеизвестные ученые в области менеджмента всего мира утверждают: «Хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать» (Л. Якокка).
«Уважайте достоинство подчиненных, будьте к ним внимательны. Смотрите на них, а не на капиталовложения и не на автоматику — как на главный источник производительности» (Т. Питерс, Р. Уотермен).
«Когда у нас уже есть штат, состоящий из подготовленных, умных и энергичных людей, в качестве следующего шага надо стимулировать их творческие способности» (А. Морита). [11, с.325]
По оценкам экспертов, профессионализм сотрудников определяет только 15% результата, а остальные 85% зависят от их отношения к своей работе. Ведь, как сказал Г. Марри, «тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».
Вопрос мотивации персонала является одним из актуальных в современной практике управления персоналом. Для выбора способа надо определиться с самим термином. В наиболее общем понимании мотивация может быть рассмотрена как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека [21].
Термином «мотивация» обозначают две группы явлений: индивидуальную систему мотивов и систему действий по побуждению других сделать что-либо [12].
Мотивация в таком понимании подразумевает создание условий, в которых у человека пробуждаются его собственные мотивы. Формирование обогащенной стимулами и возможностями среды, где каждый сотрудник актуализирует свои мотивы, является важным условием построения эффективной работы.
Отличие мотивации от стимулирования заключается в следующем:
- Направленность. Мотивация – это внутренняя заинтересованность, свойственная конкретному человеку, стимулирование – внешнее воздействие, направленное на круг субъектов.
- Содержание. Стимулирование является позитивным или негативным толчком к действию, мотивация может носить только позитивный характер.
- Существование. Стимулирование используется до того момента, пока оно не отменено, мотивация – до тех пор, пока она не реализована.
- Цель. Мотивация – удовлетворение внутренней потребности, стимулирование – способ воздействия на человека.
- Принадлежность. Мотивация свойственна конкретному человеку, работнику, а стимулирование – группе людей, объединенных по единому признаку.
Качественный состав систем мотивации определяют методы мотивации. Существуют различные точки зрения по поводу их классификации. При изучении положений некоторых авторов, были выделены следующие методы мотивации:
Экономические методы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный подход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Организационно-административные методы основаны на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация играет весьма существенную роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных.
Социально-психологические методы мотивации труда основаны на использовании закономерностей социологии и психологии. Их разделяют на две группы: социологические методы (направлены на группы людей и их взаимоотношения в процессе производства, т.е. на внешний мир человека) и психологические методы (воздействуют на конкретного человека, его интеллект, чувства, поведение, т.е. на его внутренний мир), которые строго индивидуальны.
Мотивация в компании может быть (рис. 1.2)
индивидуальной (применительно к одному сотруднику) — индивидуальный подход, зависящий от особенностей работника, его потребностей, мотивов;
групповой (применительно к нескольким сотрудникам, группе) — организация соревнований с другими отделами, выплата премий по итогам работы отдела и др.;
познавательной (применительно к группе либо отдельно к каждому сотруднику) — вызов интереса работника к работе, связанного с познанием чего-либо, поощрение при создании нового, совместный с руководителем поиск инноваций.
Рис.1.2 – Виды мотивации работника
Таким образом, мотивирование представляет собой процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование формирует базу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.