Файл: Домашняя учебная работа учащихся начальных классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Такой вид работы как домашняя самостоятельная работа на уроках математики способствует вооружению учеников умениями самостоятельно получать знания, помогает педагогу и родителям быть в курсе успехов учащихся, способствует организации свободного времени школьников дома, воспитывает у них ценные качества такие как: трудолюбие, организованность, дисциплинированность, аккуратность.

Педагог руководит домашней учебной работой, осуществляя это инструктированием учеников и проверяя их выполненную работу. Важным является то, чтобы ученикам было понятно с какой целью они должны выполнить домашнее задание, тогда они могут с интересом проделать хоть и не интересную, но важную работу. Ученикам является необходимостью знать, что именно им задали домой и каким способом они должны решить поставленную перед ними задачу.

Проблема задавания домашних заданий по математике в начальных классах требует особого внимания. Учителями не всегда используется возможность выполнений домашних заданий как формы организации в учебной деятельности учеников. Именно по этой причине домашняя работа как форма обучения, обычно не играет той роли, которая ей должна быть отведена.

Изучением домашней работы как формы деятельности занимались в своих трудах такие ученые как Р.М. Микельсон, О.А. Нильсон, П.И.Пидкасистый, Т.И. Шамова, Б.П.Есипов и другие.

Изучением признаков домашней работы, именно как формы учебной и познавательной деятельности, занималась Т.И. Шамова.

По мнению В.Б. Срода домашняя самостоятельная работа учащихся является такой их деятельностью, которая ими выполняется, при этом ученик проявляет максимальную активность, творчество, самостоятельность в суждениях, инициативность в выполнении поставленной задачи.

По мнению Р.М. Микельсона, который большое внимание определяет внешней стороне данной формы работы, подчеркивает, что домашняя работа предполагает выполнение учениками задачи без посторонней помощи.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников

Предмет исследования: процесс формирования умения решать задачи, используя домашнюю работу, как одну из форм организации учебной деятельности.

Цель работы: Изучить формы организации домашней работы как учебной деятельности младших школьников при формировании умения решать задачи на уроках математики.

Задачи:

- Рассмотреть определение понятий «учебная деятельность», «активизация учебной деятельности» «домашняя работа» в педагогической литературе


- Рассмотреть домашнюю работу как одна из форм организации учебной деятельности по математике

- Проанализировать виды домашних заданий по математике в младших классах

- Рассмотреть проверку домашних заданий на уроках математики как одну из форм обучения решать задачи.

- Провести диагностическую работу по изучению уровня сформированности у детей решать задачи на уроках математики.

- Разработать проект использования домашней работы в организации учебной деятельности младших школьников при формировании умения решать задачи по математике.

Методы исследования:

- Теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;

- Эмпирические: наблюдение за процессом развития детей, обобщение передового опыта работы учителей начальной школы.

Глава 1. Теоретические основы домашней учебной работы учащихся начальных классов

1.1 Определение понятий «учебная деятельность», «активизация учебной деятельности» «домашняя работа» в педагогической литературе

Сам термин «учебная деятельность» относительно не является новым в с точки зрения психологии и педагогики. Еще в 40-х гг. его использовали достаточно часто. Но активное изучение учебной деятельности началось лишь в 60-х годах.

Это было обусловлено теми обстоятельствами, что, вопреки труду, игре, учебная деятельность носила очень искусственную конструкцию.

Учебную деятельность считают ведущей для детей младшего школьного возраста. Ее особенностью является то, что в ее основе лежит изменение самого ученика, а содержанием учебной деятельности является овладение обобщенными способами в действиях и в сфере научных пониманий.

Учебная деятельность объединяет такие познавательные функции деятельности: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, так и потребностную, мотивационную, эмоциональную, волевою стороны ребенка.


Основными характеристиками учебной деятельности являются:

- специальная направленность ученика на изучение учебного материала, а также решения учебной задачи;

- благодаря ей проходит осваивание общих способов действий и научных понятий;

- общий способ действия предваряют решению задачи;

- она способствует изменению самого человека-ученика;

- происходит изменение психики, а также поведения школьника «в зависимости от результатов своих собственных действий» [4, с.35].

В дидактической и методической литературе единого мнения о том, что имеется ввиду и что именно значит в понятие «домашняя работа» не существует. Ее рассматривают как форму, также как средство, а также называют методом самостоятельной деятельности учащегося - в зависимости от условий в обучении.

Если рассматривать домашнюю работу как форму учения учащихся, то различными авторами по-разному определяется ее понимание и смысл. Таким образом, одни авторы в ее основное содержание вкладывают описание способа руководства действиями учащихся, смысл выполняемого задания и его значения в воспитании личности школьника, другими авторами она определяется как уровень в самостоятельности, а также в творческой работе учеников, которые выполняют тех или иные задания, третьими же авторами предполагается, что домашняя работа определяется характером решаемой задачи.[10].

По мнению В.Б. Срода домашняя самостоятельная работа учащихся является такой их деятельностью, которая ими выполняется, при этом ученик проявляет максимальную активность, творчество, самостоятельность в суждениях, инициативность в выполнении поставленной задачи.

По мнению О.А. Нильсона домашней работой учеников является такой вид учебной работы, при котором ученики работают над индивидуальными, групповыми или же фронтальными учебными заданиями, приложив нужные для выполнения данного задания умственные и (либо) физические усилия [26].

Рассматривая домашнюю самостоятельную работу П.И.Пидкасистый определяет ее таким образом «…дидактическое явление, выступающее в двуедином качестве. С одной стороны – это учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности…» [29].

Изучением признаков домашней работы, именно как формы учебной и познавательной деятельности, занималась Т.И. Шамова.

К ним автор относит:

- четкость определения формы выражений и проверку результатов выполненной самостоятельной работы;

- наличие конкретных заданий [29].


Если говорить о практике обучения более распространенным и подходящим является определение по Б.П.Есипову, потому что именно в нём разработаны указания педагогу на то, каким образом именно надо организовывать домашнюю самостоятельную работу учеников, включая их в образовательный процесс. По мнению автора, она является такой работой, которую учащиеся должны выполнять без вмешательства учителя, но именно по его заданиям, в специально выделенное для него время; при этом ученики сознательно должны стремится к достижению поставленных в заданиях целей, направляя все свои усилия для выражения в той или другой форме результатов умственной либо физической сил.

1.2. Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности по математике

Обучая детей математике домашняя, работа является очень необходимой, по тому что она способствует закреплению формируемых навыков, созданию условий для тренировок учащихся самостоятельного применения знаний, которые они получили под от педагога на уроке.

Но, изучив опыт работы педагогов, можем говорить о том, что одним из основных недостатков при постановке работы по обучению математике в начальной школе является то, что детей перегружают домашними заданиями. Перегруженность детей проявляется в двух направлениях [7]:

- домашние задания имеют очень большой объем;

- сами задания являются очень трудными и непосильными для учащихся, поэтому ребенок не можется справится с ними без помощи со стороны.

Домашние задания должны иметь не большой объем. Примерными нормами на время выполнения домашней работы учениками по всем предметам со второго полугодия 1 класса до 1 ч., во 2 классе - до 1,5 ч.; в 3 классе - до 2 ч.

Задавая домашнюю работу, педагог должен быть уверен в том, что оно является посильным и что на его выполнение пойдет в среднем около 20 минут. Учитывая то, что развитию умений и навыков, связанных с выполнениями самостоятельных работ, способствуют задачи на дом, то их можно предлагать, лишь начиная с момента, когда педагог уверен, что созданы все необходимые условия для их выполнения.

Также очень важным является вопрос о самом содержании предлагаемых заданий для домашней работы учеников при обучении их математике.


Ими могут быть задания такого типа, которые были выполнены в классе на протяжении урока: проведение вычислений, проведение сравнений выражений, решения уравнений, также это могут быть задания, имеющие геометрическое содержание (в том числе и работы по вырезанию какой-то геометрической фигуры, а также составление геометрического орнамента и пр.), это может быть также работа над текстовой задачей и др. Однако их можно предлагать лишь после соответствующе проведенной работы в классе с учащимися.

Выходя с выше изложенного материала, возникает вопрос о том, какая же связь должна быть между изучившим на уроке материалом и заданиями, предложенными для домашнего выполнения ученикам. Данный вопрос надо решать в каждом с конкретных случаев по-разному [12].

Проверять домашнюю работу учащихся необходимо всегда. Существует множество форм его проверки. Решению данного вопроса требует учета конкретного содержания проверяемой работы, той цели, которую она предполагала.

Так, если домашняя работа детей не было органически связана с материалом предыдущего урока и не связана непосредственно с задачами данного урока, то коллективная проверка ее в классе могла бы только отвлечь внимание детей от главного. В таких случаях целесообразно ограничиться проверкой фактического выполнения задания учащимися (с помощью беглого просмотра тетрадей на уроке), а правильность выполнения заданных упражнений проверить во внеурочное время.

Если же домашняя работа детей была построена на материале, представляющим интерес в свете целей данного урока, то ее проверку можно использовать в качестве своего рода мостика между тем, что говорилось на предыдущем уроке, и тем, чему будет посвящен данный урок. В таких случаях часто бывает полезным не только проверить, скажем, правильность полученных ответов, но и прослушать объяснения выполненных действий, решения задач и т.п. при проверке домашнего задания в этом случае часто должны звучать вопросы вида: "Почему?", "Как рассуждал?", "Что узнал?", "Как проверил правильность решения?" и т.п.

Довольно часто используется выборочная проверка домашней работы детей, при которой проверяется только самое важное, особенно то, что может помочь перейти к материалу данного урока [22].

Если домашнее задание связано органически с той частью урока, которая была посвящена закреплению и совершенствованию приобретенных ранее знаний, то оно предлагается после этого этапа урока. Наконец, если задание для домашней работы не связано с материалом данного урока, но связано с материалом предыдущего, то оно может быть предложено в начале урока. То же относится и к проверке домашней работы - ее место определяется возможностью установления связи между вопросами, рассматривавшимися при выполнении домашнего задания, и теми, которые служат предметом рассмотрения на данном уроке.