Файл: Домашняя учебная работа учащихся начальных классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверка домашней работы учащихся может сочетаться с текущей проверкой знаний учащихся. В этом случае устные ответы на вопросы, позволяющие выяснить сознательность выполнения учеником работы, выполнение задания, аналогичного тому, которое предлагалось на дом, могут служить хорошим материалом для оценки уровня усвоения материала учеником.

Выводы по первой главе

Рассмотрев понятие «домашняя работа», как форма обучения учеников, мы выяснили, что разные авторы по-разному понимают ее смысл. Одни – а ее главное содержание вкладывают описание способа руководства действиями учащихся, а также смысл самого выполняемого задания и его значение в воспитании личности школьника, другие же авторы ее рассматривают как уровень в самостоятельности, а также в творческой работе учеников, которые выполняют те или иные задания, третьими же авторами предполагается, что домашняя работа определяется характером решаемой задачи.

Задавая домашнее задание, педагог должен обязательно учитывать время выполнения его школьником, а также саму посильность для ребенка поставленной задачи.

Существует очень много видов домашней работы. Мы рассмотрели такие виды: обще, индивидуальное и групповое.

Также нами были приведены способы проверки домашних заданий именно на уроках математики, мы их рассмотрели, как одну из форм для обучения учеников решать задачи.

Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по использованию домашней работы в организации учебной деятельности младших школьников при формировании умения решать задачи по математике

2.1. Диагностика уровня сформированности умений младшими школьниками решать задачи по математике


С целью изучения уровня сформированности умений младшими школьниками решать задачи по математике, мы провели констатирующий эксперимент.

Эксперимент мы осуществляли поэтапно:

На первом этапе мы выявили исходный уровень сформированности умений у младших школьников решать задачи;

На втором уровне мы определили критерии, которые позволили оценить уровни сформированности умений решать задачи учениками;

На третьем уровне провели анализ полученных результатов.

Методы исмследования: наблюдение, анкетирование, анализ работ учеников.

В исследовании приняли участие ученики 2 класса, в количестве 20 человек МБОУ СОШ №19 г.Владивостока.

Задания для школьников были составлены на основе выделенных нами критериев сформированности умения решать задачи, а на их основе уровни и уровневые характеристики, отражающие сущность исследуемого явления.

Задания, составляющие в тест, предполагают выявление показателей сформированности умений решать задачи.

1. Умение выделять структурные элементы в задаче

2. Умение анализировать задачу, т.е. устанавливать связи между данными и искомыми, конструировать модели задачной ситуации

3. Умение проводить поиск плана решения задачи

4. Умение реализовать найденный план решения задачи

5. Умение осуществлять контроль и коррекцию решения

В соответствии с показателями были мы выявили уровни сформированности у младших школьников умений решать текстовые задачи: высокий, достаточный, средний, низкий.

Высокий уровень - 9-10 баллов

Достаточный уровень - 7-8 баллов

Средний уровень - 4-6 баллов

Низкий уровень - 0-3 баллов

Нормой считается если ученик набрал 10 баллов.

Результаты экспериментального исследования представим в виде таблицы 1, диаграмме рис.1.

Таблица 1. - Уровни сформированности умения решать задачи учащимися

Уровень сформированности умений

Кол-во

уч-ся

Кол-во

уч-ся %

Высокий уровень

4

20%

Достаточный уровень

8

40%

Средний уровень

7

35%

Низкий уровень

1

5%

Рис. 1. Сравнение уровней сформированности умений решать задачи учащимися

Как видим с диаграммы рис.1, в данной группе учащихся преобладает достаточный уровень сформированности умений решать задачи – 40%, но видим, что большой процент составил средний и низкий уровень.


С целью повышения уровня сформированности умений решать задачи учащимися нами был разработан проект по использованию домашней работы в организации учебной деятельности младших школьников по математике.

2.2. Проект использования домашней работы в организации учебной деятельности младших школьников при формировании умения решать задачи по математике

При формировании умения решать задачи большое значение имеет домашняя работа детей. Работа ребенка над домашним заданием предполагает:

1) Твердое знание изученного материала обеспечивает необходимый уровень знаний для формирования умения решать задачи. Этот момент подробно рассматривать не будем.

2) Постановка цели перед прочтением задачи

Цели могут быть самыми разнообразными, но должны быть направлены на осмысление задачи. Это могут быть такие задания:

  • прочитай задачу и подумай, можно ли ответить на вопрос задачи сразу;
  • прочитай задачу и определи, что известно в задаче;
  • прочитай задачу и определи, что обозначает каждое число;
  • прочитай задачу и приготовься ее пересказать;
  • прочитай задачу и подумай о чем она.

Это не все задания, они могут быть и другими, но все они должны включить ученика в процесс осмысленного решения задачи.

3) Иллюстрирование задачи

а) Рисунок

Ребята должны были вскопать грядки. В понедельник они вскопали 8 грядок, во вторник 7 грядок, и им еще осталось вскопать 9 грядок. Сколько грядок ребята должны были вскопать?

П. ОООООООО

В. ООООООО ?

С. ООООООООО

Но рисунок чаще применяется в 1 классе, а также при изучении задач нового вида и при ознакомлении с задачами на умножение и деление.

Во 2 классе же классе чаще используют схемы или краткую запись.

б) Схема

  1. – 8 г.
  2. – 7 г. ?
  3. – 9 г.

в) Краткая запись

На стройке работало всего 20 подъемных кранов, затем на другую стройку перевели 4 больших и 6 маленьких кранов. Сколько кранов осталось на стройке?

Было – 20 к.

Перевели – 4 к. и 6 к.

Осталось - ?


г) В виде чертежа

Миша шел из школы в библиотеку, а Ваня из библиотеки в школу. Когда они встретились, то один из них прошел 150 м, а другой 200 м. На каком расстоянии от школы находилась библиотека?

Ш. 150 м 200 м Б.

?

Папа нашел в лесу грибы. Подберезовиков он набрал 24 гриба. Их в 3 раза больше, чем белых, а белых на 2 гриба больше, чем подосиновиков. Сколько всего грибов набрал папа?

Изобразим 1 клеточку за 1 гриб, получим чертеж.

Подб. 24 г.

? Белые 2

Подос.

Иллюстрацию в виде чертежа целесообразно использовать при решении задач, в которых отношения значений величины (больше, меньше, столько же), а также при решении задач, связанных с движением.

д) С помощью таблицы

В магазин привезли несколько ящиков с яблоками, по 8 кг в каждом, и столько же ящиков с грушами, по 6 кг в каждом. Масса всех ящиков с яблоками 32 кг. Узнай массу всех ящиков с грушами.

Масса 1 ящика

Количество ящиков

Масса фруктов

Яб. 8 кг

Одина-

32 кг

Гр. 6 кг

ковое

?

Чаще таблицы используются в задачах с зависимостью величин, они помогают установлению связей между величинами.

е) Использование предметов

Раздай 10 карандашей двум ученикам поровну. Сколько карандашей получил каждый ученик?

Данный вид иллюстрирования используется при ознакомлении с задачами на умножение и деление.

4) Разбиение составной задачи на входящие в неё простые

В понедельник в гипермаркете продали 24 телевизора, во вторник на 6 штук больше, а в среду в 2 раза меньше. Чем во вторник. Сколько телевизоров продали в среду?

Можно составить две простые задачи.

  1. В понедельник продали 24 телевизора. А во вторник на 6 штук больше. Сколько телевизоров продали во вторник?

- число телевизоров, проданных во вторник.

2. Во вторник продали телевизоров, а в среду в 2 раза меньше. Сколько телевизоров продали в среду?

Первая простая задача - на увеличение числа на несколько единиц, будем неизвестное число находить сложением, полученное число будет больше данных (больше 24).

Вторая простая задача – на уменьшение числа в несколько раз, решается делением. Ответ будет меньше числа .

5) Решение задачи

Решим эту же задачу.

а) Решение по действиям без пояснения

1) 24+6=30 (т.)

2) 30:2=15 (т.)

б) Решение по действиям с пояснением

1) 24+6=30 (т.) - продали во вторник;

2) 30:2=15 (т.) - продали в среду.

в) Решение с планом


1) Сколько телевизоров продали во вторник?

24+6=30 (т.)

2) Сколько телевизоров продали в среду?

3062=15 (т.)

г) Запись решения выражением

(24+6):2=15 (т.)

6) Проверка решения задачи

а) Составление и решение обратной задачи

При проверке решения задачи этим способом учащиеся должны выполнить ряд действий:

  • подставить в текст задачи найденное число;
  • выбрать новое искомое;
  • сформулировать новую задачу;
  • решить составленную задачу;
  • сравнить полученное число с тем данным в первой задаче, которое было выбрано в качестве искомого, на основе этого сравнения составить соответствующее умозаключение о правильности решения прямой задачи.

В качестве образца – критерия оценки правильности решения первоначальной задачи используется решение обратной задачи, но при этом оно должно быть верным и не вызывать затруднений. Если это условие не выполняется, то решение обратной задачи не может выступать средством контроля. Трудность данного способа проверки задачи заключается еще и в том, что ученик должен не только решить обратную задачу, но и составить ее, это еще более усложняет процесс проверки.

Самостоятельное применение этого способа проверки в качестве средства контроля для учащихся вряд ли приемлемо. А это означает, что применение данного способа на уроках, вероятно, не может служить формированию самоконтроля у учащихся. Но хочется заметить, что составление обратной задачи затруднено для составной, а не для простой задачи. Применение составления обратной задачи в качестве способа проверки возможно при работе вместе с учителем.

б) Решение задачи другим способом

В бочонке было 20 кг меда. Из него налили в одну банку 5 кг, а в другую 4 кг меда. Сколько килограммов меда осталось в бочонке? Реши задачу разными способами.

1 способ

  1. 5+4=9(кг)
  2. 20-9=11(кг)

2 способ

  1. 20-5=15(кг)
  2. 15-4=11(кг)

3 способ

  1. 20-4=16(кг)
  2. 16-5=11(кг)

Обучение учащихся такому контролю не только способствует формированию развитых форм самоконтроля, но и лучшему усвоению математических понятий.

в) Соотнесение полученного результата и условия задачи («Разыгрывание условий задачи»)

Проверка рассматриваемым способом заключается в проведении рассуждений по тексту задачи с выполнением арифметических действий. Проведение этих рассуждений носит всегда неформальный характер и основано на понимании проверяющим всех слов и предложений текста задачи. Если при этом получатся числа, данные в условии задачи, то можно считать, что задача решена правильно. Рассмотрим применение этого способа.