Файл: Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использования средств наглядности
1.1. Познавательные процессы и их формирование
1.2. История становления средств наглядности
1.3. Функции средств наглядности
1.4. Классификация средств наглядности
2.1. Наглядность и моделирование
2.2. Применение компьютерных технологий в обучении математике
Введение
Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта, одним из главных направлений процесса обучения, является развитие навыков и умений у обучающихся осуществлять познавательную исследовательскую деятельность.
Огромное внимание уделяется таким проблемам, которые связаны с активацией познавательной деятельности учащихся в современной школе. Большая нагрузка на уроках - вот одна их подобных проблем. Такие проблемы побуждают учителя задуматься над вопросами: как поддерживать заинтересованность обучающихся при изучении нового материала, как поддерживать активность учеников в течение всего урока. Исходя из этого, появляются новые способы и методы в обучении. Такие методы, которые способствовали активному развитию мыслей у учащихся, развивали самостоятельность в поиске знаний на уроках.
Именно благодаря внедрению в образовательный процесс средств наглядности можно осуществить диалог с обучающимися, активизировать и повышать их мыслительную и познавательную деятельность. Многие педагоги посвящали исследования вопросам применения средств наглядности в образовательном процессе. Они неоднократно отмечали, что именно применение таких средств на уроках помогает интенсифицировать (сделать более интенсивным), сформировать заинтересованность учеников, повышать их умственную деятельность.
Итак, необходимо правильно выбрать и грамотно применить наглядные средства в ходе изучения материала.
Обобщение результатов анализа психолого-педагогической и методической литературы по тебе исследования позволило определить его проблему: как использовать средства наглядности в процессе обучения математики для младших школьников?
Объект исследования: процесс обучения математике в младших классах.
Предмет исследования: использование средств наглядности с их методическими возможностями при обучении математике.
Цель исследования: анализ использования принципа наглядности в обучении.
В соответствии с предметом, целью и проблемой были выделены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Выявить особенности использования средств наглядности в учебном процессе при развитии познавательного интереса обучающихся;
3. Исследовать возможности применения компьютерных технологий в образовательном процессе;
4. Разработать конспект урока по математике для младших школьников на тему: «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда» с использованием средств наглядности.
В соответствии с поставленными задачами определена и структура курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются вопросы психолого-педагогического аспекта использования средств наглядности.
Во второй главе рассмотрены средства наглядности и их возможности использования на уроках математики, также рассматривается применение компьютерных технологий в обучении математике. Показаны примеры их использования и разработан конспект урока по теме «Объём. Объём параллелепипеда» с использованием средств наглядности.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использования средств наглядности
1.1. Познавательные процессы и их формирование
Наглядность - принцип, связывающий человека и мир, в котором он живет, человека и людей, с которыми он общается.
Принцип - это регулятив деятельности, который является устойчивым и его нельзя нарушить ни при каких-либо условиях, так как он указывает на сущность определенных процессов.
В процессе усвоения учебного материала, наглядность осуществляется на основе общих закономерностей процесса познания со всеми сложностями.
При изучении нового материала, на каждой стадии познания появляются соотношения, требующие особого подхода при организации процесса познания. Соотношения конкретного и абстрактного, образного и логического. С.П.Баранов считает, что существует три факта, которые способны управлять чувственным познанием учеников:
1. Качественное отображение действительности, т.е. как ученик, на примере модели, рассматривает данное явление;
2. Числом чувственных образов, т.е. правильно ли обучающий подразумевает закономерности, находящиеся вокруг него реальности;
3. Критерием чувственного при отражении закономерности.
Выше изложенные факторы довольно эффективны в процессе
обучения, некоторые в большей степени, некоторые в меньшей, именно поэтому, управление познанием учащихся является педагогической закономерностью, которая вытекает из принципов и методов.
Познание, в зависимости от поставленной перед учениками задачей, выступает в качестве средства концентрации внимания, формирования абстракций. Благодаря принципу наглядности формируется чувственный образ.
Функции чувственного образа, в процессе обучения, совпадают с функциями, которые присуще человеку в процессе познания окружающей действительности.
Функции меняются на каждом этапе процесса обучения. С.П.Баранов выделяет функции познания в учебном процессе.
Суть первой функции состоит в том, что если поставленная перед учеником задача выполнена, то считается, что чувственный образ у ученика уже сформирован.
Суть второй заключается в том, что образ помогает в выполнении какой-либо задачи, но не доводящей до решения.
На практике функции могут иметь несколько значений.
Чувственный образ первой функции выражается:
1) в развитии у учащихся представлений о реальных предметах, благодаря учебным пособиям, дополнительным материалам (энциклопедии, статьи, и т.д.), экскурсиям, экспериментам;
2) в развитии общего познания объектов явлений окружающей действительности;
3) в представлении чувственных образов на основе знаний, доступных учащимся;
4) в развитии элементов чувственного образа в системе философской мысли. Различные научные знания не всегда понятны школьникам, так как у них нет элемента чувственного познания. Этот элемент состоит в знаковом отображении абстракции. Например, в цифрах, схемах, формах, графиках, таблицах и т.д. Изучение знаковых систем необходимо в процессе обучения. Это является необходимым пунктом в усвоении понятий. Главной задачей является не только в изображении какого-либо знака, но и в сравнении его с реальным объектом. Например, вид геометрической фигуры с представлением её в окружающей действительности;
5) в увеличении стадий чувственного познания учеников. У школьников, в процессе обучения, складывается представления об объектах и явлениях, имеющие представления об объектах и явлениях, которых нет в окружающей среде и в опыте обучающихся. Примером может служить понятие бесконечности.
Эти функции приводят школьников к решению определенных задач. В зависимости от ступеней познания, ученики находят решение данных задач. Можно сказать, что вероятность решения задачи учениками напрямую зависит от того, какое место занимает чувственный образ в познании школьников.
Чувственный образ второй функции создаёт условия для постановки различным значениям соответствующих учебных программ. Чувственный образ рассматривается:
1. как основа для начальных знаний;
2. при изучении учебного материала обретается иллюстративное значение. Это способствует успешному усвоению материала;
3. в виде ресурса, убыстряющего процесс усвоения знания. Примером может служить задачи на смекалку, логику.
В психологии под наглядностью понимается следующее:
1. Наглядность - свойство, отличительная черта психических образов предметов [6].
2. Наглядность - показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он формирует в ходе восприятия, памяти, мышлении и воображения [13].
Наглядность преподавания.
Наглядность, которая является главным условием учебного процесса, помогает эффективно развить у школьников все формы мышления. Благодаря наглядности, учащихся получают новые знания об окружающем нас мире. Объект считается наглядным тогда, когда ученики его исследуют, разбирают его на части и анализируют с помощью накопленных ими знаний. Исключительно из любознательности ученика формируется наглядное представление об объекте.
«Дидактика» — это раздел науки педагогики, представляющий собой концепцию преподавания и образования, отвечающий на вопрос: «Как обучать?» [20]. Цели, содержание, принципы, формы, методы и средства учебного процесса считается предметом дидактики.
Главными задачами дидактики являются:
1) описать и дать характеристику процесса обучения;
2) разработать новые подходы, концепции и технологии в процессе обучения.
Дидактические принципы - основы дидактики, которые характеризуют сущность, формы и методы учебной деятельности школы в соответствии с общими требованиями (цели воспитания, закономерности процесса обучения) [20]. Учителю необходимо знать, что при формировании учебного процесса ему необходимо помогать устанавливать суть обучения, формы и методы процесса обучения.
Основой современного образования являются следующие принципы дидактики:
1. принцип целенаправленности;
2. научности в обучении математике:
Учитель, в процессе обучения математики, демонстрирует учащимся закономерности процесса обучения. Учителю необходимо сохранять и принцип доступности. Педагог, беря во внимание реальные знания школьников, обязан составлять содержание, методы и формы процесса обучения, по их возможностям. Этого можно добиться благодаря индивидуальным и коллективным формам познавательной деятельности учеников в процессе обучения.
3. связи обучения с жизнью:
Принцип связи обучения с жизнью предполагает собой использование в процессе обучения математики моделей ситуаций, происходящих в реальной жизни, необходимого содержания процесса обучения. Главным моментом в этом принципе является предложение учащихся задач прикладного характера.
4. систематичности и последовательности математических знаний:
Этот принцип обучения включен во всю систему учебного процесса.
Принцип состоит в следующем: при изучении нового материала необходимо опираться на материал прошлых уроков, выделять основные и главные моменты, найти основную идею, научить учащихся проводить анализ и классификацию, формировать умение сделать вывод. Всё это должно быть в определённом алгоритме. Постепенное изучение понятий в математике подразумевает обучение в соответствие с правилами:
а) от простого к сложному;
б) от легкого к трудному;
в) от известного к неизвестному;
г) от представлений к понятиям;
д) от знания к умению, а от него к навыку.
5. сознательности, активности и самостоятельности в обучении математике:
Восприятие, осмысление, переработка и использование, вот в чём состоит этот принцип. Берёт своё начало из средней школы. Он позволяет проявлять активность и самостоятельность учеников при решении определенных задач, которые требуют творческого подхода.
6. всеобщность и непрерывность математического образования на всех ступенях средней школы;
7. доступности в обучении математике:
Для данного принципа необходимо, чтобы объём учебного материала и его содержания были сформулированы по уровню подготовки обучающихся .
8. воспитывающего и развивающего обучения:
Подготовка разносторонне развитых детей - одна из главных задач воспитания. Воспитание таких детей подразумевает физического и умственного развития, богатый внутренний мир, любовь к искусству.
9. принцип прочности.
Данный принцип основывается на полученных ЗУН, которые большой период времени задерживается в памяти. Умение, навыки и надёжные знания нужны для данного образования, формирования мировоззрения.
10. наглядности обучения.
Для того, чтобы достичь образовательного, воспитательного и развивающего результата необходима дидактика. Неумелое использование принципа наглядности может привести к неправильному пониманию учебной задачи. Излишняя наглядность подавляет заинтересованность школьников и тем самым замедляет понимание материала.
1.2. История становления средств наглядности
Одним из самых известных и наиболее понятных принципов обучения, который имеет очень длительную историю, является принцип наглядности. Люди пользуются этим принципом с тех времен, когда не существовало еще письменности и даже самой школы. Логическое подтверждение данного принципа принято относительно недавно. В основе его заложены четко зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека владеют различной чувствительностью к внешним раздражителям.