Файл: Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе обучения огромное значение имеет точный выбор

наглядных средств и организация их восприятия. Перед учащимися необходимо ставить задачи во время показа наглядного материала (задачи: охарактеризовать, найти, показать, определить, сделать выводы). Именно это развивает у учащихся активность в восприятии и усвоении материала.

Наглядный материал выступает в роли опоры действий, происходящих внутри, детьми под наблюдением учителя. При внедрении наглядности в учебный материал необходимо брать во внимание два момента:

1. В чём заключается роль наглядного материала в учебном процессе;

2. Как относится содержание конкретного наглядного материала к изучающему предмету.

Работа учеников с наглядным материалом указывает на роль и место этого наглядного материала в образовательном процессе.

Эта работа учащихся с материалом имеет несколько путей:

1. Оба действия аналогичны (прямая действительность);

2. Первое действие не соответствует второму. Тогда наглядный материал совершенно не нужен в процессе обучения. Зачастую, в этом случае, он выступает в роли отвлекающего маневра.

Пример этого: в учебнике по алгебре авторов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург для учащихся 5 класса (М., «Мнемозина», 2014) задача на странице 184: «Из двух пунктов, расстояние между которыми 7 к м 5 00 м,одновременно в одном направлении вышел пешеход со скоростью 6 км/ч и выехал автобус. Определите скорость автобуса, если он догнал пешехода через 15 мин.?» [15] Она иллюстрируется рис. 1.

Рис. 1. Определение скорости автобуса

Этот рисунок в данном случае выступает в роли наглядного материала. Какова будет деятельность школьников с этим материалом? Очевидно, что они будут просто рассматривать изображённые человека, автобуса, замечать некоторые их особенности. Но эта деятельность совершенно не связана с той, которая достигает цели обучения: в данном случае - выявление общего способа решения задач «на нахождение скорости автобуса».

Поэтому приведённый рисунок не только не помогает осуществлению цели обучения, а мешает этому. В данном случае целесообразней использовать, например, схему-модель на рис. 2.

Рис. 2. Схема-модель

Необходимо не только принимать предложенную наглядность, но и перевести всё на математический язык и осмыслить. Часто учащиеся сталкиваются с чем, что нужно переключаться с одного вида наглядности к другому. Поэтому им необходимо перерабатывать содержание.


Зачастую переделать одно знание в разных системах создаёт огромные проблемы у учащихся, потому что в любом случае получают различное содержание (по значению, по объёму).

Единство понимания достигают благодаря выстраиванию логических цепочек между связующими компонентами. Именно для этого нужно наглядное пособие. В этом случае, когда свойство не основное, то его представление в наглядном пособии должно быть вариативный. Для того, чтобы не было ошибочного вывода.

Статичность и динамичность является характеристикой учебно - наглядных пособий. Пособия, в которых невозможно исправить порядок элементов называется статичность. Динамичные пособия считаются фундаментальными. Необходимо, чтобы динамичность осуществлялась не во вред общим положением

Нужно следовать следующим правилам, чтобы применять средства наглядности:

1. Ни в коем случае не убегать от простых, не до конца усовершенствованных, старых наглядных средств. В определенном моменте они могут помочь. Примером могут послужить пособия сделанные учителем или учениками. Устаревшие пособия не могут вам дать ожидаемого результата только потому, что им неправильно пользуются, а не потому что оно не работает.

2. Наглядные пособия нужно применять как важное средство успешного обучения, а не для того чтобы сделать современней процесс обучения.

3. В процессе обучения при использовании наглядных средств должно быть чувство меры. Учитель может иметь большое количество наглядных пособий, но это не значит, что их нужно применять все сразу. Это

может привести к непониманию учеников, рассеиванию их внимания.

Демонстрация наглядных пособий должна осуществляться по ходу объяснения материала. Модели, схемы, таблицы и т.д. должна быть скрыты от учащихся до определенного момента. Демонстрировать их нужно в точной последовательности и в нужный момент. Исключением из этого может быть плакаты с рядом формул, таблицами, которые необходимы для заполнения. Они висят в математическом классе всегда, для общего пользования.

Перед началом показа наглядных материалов необходимо предупредить о различных побочных действиях, если таковое имеется.

Направлять обучающихся на понимание объекта с помощью органов чувств.


Глава 2. Практический аспект использования средств наглядности на уроках математики для младших школьников

2.1. Наглядность и моделирование

Наивысшей степенью принципа наглядности является принцип

моделирования. Он выступает в качестве развития и обобщения принципа наглядности, связанные с изменением в целях и типах учебного процесса. При рассмотрении понятия модель, можно представить себе систему, в которой замещается определенный объект так, что при детальном его изучении появляются новые знания о нём.

Модели можно разделить на:

1. Материальные модели;

2. Идеальные модели.

В свою очередь идеальные модели делятся на:

Образные (таблицы, графики и т.д.);

Б) Знаковые (неравенства, уравнения);

Мысленные ( представления об объекте).

Благодаря мысленным моделям создаются материальные и идеальные модели. Они тесно связаны друг с другом.

Использование моделирования в процессе обучения имеет два аспекта:

1. оно служит содержанием, которое должно быть усвоено учениками

в процессе обучения;

2. моделирование является тем учебным действием и средством, без

которого невозможно полноценное обучение.

Поподробнее рассмотрим данные аспекты.

Моделирование в содержании процесса обучения.

Очень важно, чтобы ученики в процессе обучения овладели основными методами познания для того, чтобы они самостоятельно умели искать необходимый им материал, пополняли свои знания из дополнительных источников, ориентировались в той информации, которую нашли, могли выделить нужную информацию из всего материала.

Для того, чтобы достичь это, ученикам нужно раздать наглядный материал (модели) этих методов, которые представлены в виде схем, таблиц, графиков и т.д. Эти модели и станут предметом изучения, а через них учащиеся начнут воспринимать методы и способы.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что благодаря методу моделирования процесс обучения будет намного познавательнее и целостнее.

Использование метода моделирования можно проследить на следующем примере. Мы будем использовать эвристическую схему для распознавания того или иного объекта по данному понятию.

Пример: На столе лежат три монеты. Одна из трёх фальшивая. Известно, что монета отличается по весу от других, но легче она или тяжелее неизвестно. Как с помощью чашечных весов найти фальшивую монету?


Исходя из условия, на столе три монеты, но чаш на весах всего две, поэтому нужно поочередно взвешивать монеты и сравнивать их. На рис.1, рис.2, рис.3, показаны взвешивания.

В этом случае, если чаши весов уравновешены рис.1, то монеты равны по весу, значит фальшивых нет, из этого следует, что фальшивая третья. Если же весы находятся в неуравновешенном состоянии как на рис.2 и рис.3, то одна из монет будет фальшивой, а третья будет настоящей. Для того, чтобы узнать какая из двух монет не настоящая необходимо по очереди взвесить монеты.

Возможно два случая взвешивания:

1) Взвешиваем 1 и 3 монеты;

2) Взвешиваем 2 и 3 монеты.

И после этого делаем вывод . В каком случае монеты уравновешиваются, а в каком нет. Ответом к данной задаче - алгоритм, представленный на рис.4. Для экономии времени именно данный наглядный алгоритм в виде схемы поможет в данном случае.

Рис4. Алгоритм

Данные блок - схемы и алгоритмы хорошо воспринимаются школьниками 5-6 классов. Они с любопытством и интересом рассуждают над задачей и созданием блок - схемы, которая является ответом к задаче.

Моделирование нужно и не только для построения блок - схем и графов. Главной целью образовательного процесса является развитие у школьников научного мировоззрения. Именно благодаря ему у обучающихся развивается чёткая оценка окружающего мира и научных знаний, ясное осознание картины мира и оценки окружающей действительности и теорий в науке. У учеников должна быть развита оценка научных понятий моделей в

окружающем мире. Очень важно иметь представление о том, как понимают ученики рассматриваемые понятия. Именно изучения и использования моделирования благоприятствуют развитию у школьников диалектико- материалистического мышления.

Если подробно рассматривать математику в моделях, то можно сказать о том, что многие определения и понятия можно представить в виде отдельной модели мира. Благодаря историческому развитию, математика создала такие модели. Сейчас же, приветствуется каждая творческая идея, задумка в построении новых моделей в математике. Чтобы дать характеристику моделям, узнать о ней побольше, создано большое количество методов таких, как измерение объёма и площади данных фигур, измерение длины и ширины. Эти способы и методы составляют аппарат математики. Для рассмотрения моделей, в математике существуют специальные методики. Первая такая методика: решение практических задач по средствам уравнений. такие методики образуют такую область знаний в математике, которую называют прикладной математикой.


Можно сделать вывод, что для прикладной математики необходимо содержание объекта, его систему моделей, аппарат для рассмотрения данных моделей и непосредственно методика, которая будет использоваться.

Попутно возникает вопрос: необходимо ли обучающимся иметь представление о модельном характере изучающего объекта, неужели им не хватает тех знаний, которые они уже получили? Какие изменения произойдут, если школьники узнают о том, что например, моделью текстовой задачи, в процессе её решения стало уравнение?

Нужно донести до учащихся, что текстовая задача - это всего описание, которое происходит в реальности в определённое время в определённом месте. А для того, чтобы решить данную задачу, её нужно перевести на математический язык, т.е. построить её математический образ/модель. Именно уравнение в данном случае ею и является. Необходимо сказать ученикам и то, что именно решение уравнений является основным способом решения задач. И если раньше смысл задачи, с математической точки зрения, понимается неправильно. Большое количество учеников на вопрос: что значит решить задачу? Большинство отвечали: получить ответ. То при использовании моделей в учебном процессе смысл задачи осознаётся. понимается и составление уравнения занимает другое место в деятельности учеников.

Внедрение метода моделирования, установления задач, целей, ролей и сущности этого метода в учебном процессе изменяет отношение учеников к данной дисциплине, делает образовательный процесс более целесообразным и продуктивным.

Развитие у школьников метода моделирования в математике, формируется лучше условия у них для общих теоретических знаний и мотивации в изучении предмета. Мысль о том, чтобы внедрить моделирование в содержание образовательного процесса, знакомство школьников с современными определениями метода моделирования и моделью и успешным использованием этого метода в решении задач на сегодняшний день требует обсуждения.

Моделирование как учебное действие.

Использование моделирования в учебном процессе предписывает и психолого - педагогические соображения.

Основная задача, стоящая перед педагогом заключается в том, чтобы научить учеников поиску нужной информации, научить в ней ориентироваться. Для этого необходим активно - творческий подход в учебном процессе.

Нужно создать у учеников развитие:

1. Достоверных понятий;

2. Основных методов умственных действий с данными, которые ищут своё отражение в решении задач.