Файл: Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использования средств наглядности
1.1. Познавательные процессы и их формирование
1.2. История становления средств наглядности
1.3. Функции средств наглядности
1.4. Классификация средств наглядности
2.1. Наглядность и моделирование
2.2. Применение компьютерных технологий в обучении математике
При изучении понятий, ученикам необходимо выделять основные свойства и осознать их смысл. Это нужно для решения задач. Для развития достоверных понятий, в психологии существуют два подхода.
Первый подход - это подход модификации (изменений), которые есть в данном понятии. Данный подход базируется на том, что понятие основных свойств понятия верно тогда, когда синхронно с ними понимаются и несущественные свойства
Этому подходу соответствует обычная наглядность. Для того, чтобы её использовать необходимо принимать во внимание изменение несущественных признаков. Это означает, что при знакомстве школьников, к примеру, с любой геометрической фигурой необходимо её нарисовать не в трафаретном виде и с банальными обозначениями, а в различных положениях и с различными обозначениями. К примеру, изображение прямоугольного треугольника (лежит на большей стороне (катете), а не на меньшей). В таком же ключе действуют и с алгебраическими выражениями . Изменяются не основные признаки алгебраических выражений (наименование переменных, коэффициентов, const).
Второй подход представляет собой подготовку учеников для рассмотрения какого - либо понятия и основных операций с ним для решения задач.
П.Я. Гальпериным введено понятие «ориентировочная основа умственных действий», он считает, что в любом разумной шаге, есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Главная роль ориентировочной части заключается в развитии тех понятий, которые непосредственным образом связаны с обобщением тех предметов, которые входят в ориентировочную часть.» [20]
Можно отметить три типа ориентировки в образовательном процессе: 1подход. Характеризуется тем, что те ориентиры, которые предлагаются ученикам (образцы) отличаются полнотой условий, на которые следует опираться для необходимого выполнения действий. Данный тип является очень востребованным в учебном процессе. Педагог, на примере задачи, показывает учащимся как её решать и создаёт тем самым алгоритм решения, он же образец, по которому решаются аналогичные задачи. Но практика показывает, что несмотря на такие утраты времени и сил не все ученики безошибочно могут решать задачи по образцу. Даже если другая задача имеет несущественное отличие от образцовой.
В этом случае мет од вариаций не сможет помочь в решении задач аналогичных типов, т.к. идентичных задач нет, а задачи в которых меняется огромное число несущественных признаков данным методом решить нельзя.
2 подход. Это подход, в котором даётся инструкция для учащихся для безошибочного решения задачи. Она даётся в готовом виде и в чёткой форме, применяемой лишь в каком - то частом случае.
Примером для такого подходы может являться правило, которое даётся в готовом виде, например правило умножения натуральных чисел, 5 класс ( даётся выражение (формула) и расшифровка компонентов и вместо них подставляются значения). Учащийся безошибочно может найти произведение натуральных чисел, но для выполнения других операций над ними нужны другие правила.
3 подход. Это подход, в котором проводится анализ данного понятия для того, чтобы учащиеся самостоятельно составляли алгоритм работы с данным объектом. Этот подход ориентирован для случаев с действиями над выражениями с буквами и даётся учащимся, в основном, в виде общей схемы:
1. Для того, чтобы выполнить любую операцию над выражениями с буквами необходимо каждое из них поставить в скобки и поставить между ними нужный знак, в соответствии с действием которое хотите выполнить.
2. Для того, чтобы выражение с буквами привести к стандартному виду, необходимо применять всевозможные правила и законы к этим выражениям. Например, такие законы как переместительный, распределительный и сочетательный . Использовать как в прямом, так и в обратном порядке. На основании данной схемы эти законы учащиеся могут применять самостоятельно.
Для изучения третьего подхода и его успешного усвоения учителю необходимо выделить этот подход из всех остальных и представить его в наглядном виде для лёгкого усвоения. Данный подход существенно помогает школьникам легко решать предложенные задачи. Реализовать это можно с помощью моделирования, нужно лишь построить модель, которая поможет решать задачи данного типа. Это можно сделать в виде таблицы или схемы.
На практике второй путь считается основным, а первый - второстепенным, который хорошо подходит для изучения нового материала. Педагогу, исходя из современных условий образовательного процесса, необходимо использовать метод моделирования для успешного развития умственных способностей учеников, благоприятному усвоению нового материала. Лучше всего это делать по третьему подходу. Он является наиболее эффективным. Моделирование формирует у учащихся научно - теоретическое мышление, рефлексирующую деятельность, что имеет важное значение в ходе процесса обучения. Важным является и то, чтобы учащиеся могли высказывать свои идеи по поводу какого - либо понятия, могли производить действия над ним и главным является то, чтобы они могли проанализировать свои действия над ним и делали это в любом другом случае. Необходимо приучать к такой деятельности школьников. Это способствует составлению ими определённых схем, таблиц, блоков для лучшего усвоения материала.
Подводя итог к выше изложенному, можно сказать, что принцип моделирования:
1) Определяет содержание образовательного процесса с точки зрения моделей;
2) Развивает у школьников навыки, умения в области моделирования, что не маловажно. Это поможет не только в математике, но и в других дисциплинах;
3) Применение моделирования для мыслительных процессов.
2.2. Применение компьютерных технологий в обучении математике
Увеличение возможностей наглядных средств в процессе обучения математике происходит благодаря внедрению новейших технологий в образовательный процесс. Такому наглядному средству как компьютер, в современном учебном процессе уделяется огромное внимание. Привлечение компьютера в процесс образования значительно облегчает деятельность учителя. Благодаря его использования, педагог может сообщить ученикам намного больше информации по сравнению со стандартным уроком, информация более наглядная и учащиеся с большей вероятностью осваивают её.
Невероятный интерес человека во многих сферах вызвало возникновение компьютера. Востребованность компьютеров росла наряду с их возможностями. Прогнозы учёных о тех возможностях, которые они покажут в будущем напоминают что - то из области фантастики. Компьютер проник во все сферы жизнедеятельности людей, в развитых странах учёные постепенно работают над компьютерными технологиями в науке и в образовании.
Главная задача современной школы - научить школьников изучать и пользоваться, насколько это возможно, компьютерными технологиями. Именно вопрос правильного использования разных компьютерных систем является общегосударственным. С внедрением компьютеризации связаны решение таких вопросов в образовательном процессе, как:
1. Увеличение эффективности в процессе обучения ;
2. Снижение к минимуму разницы между требованиями, которые социум предъявляет к подрастающему поколению и тем, что предоставляет современная школа.
С помощью компьютера у учителя появляется абсолютный контроль над учебным процессом, в котором снижается определённые инструкции при введении каких - либо понятий, появляется возможность заменить пассивные иллюстрации на конкретные примеры.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе могут дать учителю следующее:
1) Превратить воображаемое - наглядным (увеличение уровня наглядности в процессе обучения математике);
2) Усилить процесс индивидуализации обучения;
3) Снизить нагрузку на проверку и анализ проверочных работ;
4) Заинтересовать и увеличить познавательную деятельность учеников.
Но так же имеются и проблемы при использовании обучения с помощью компьютерных технологий:
1. Не во всех образовательных учреждениях имеется современная компьютерная техника (компьютер, проектор, интерактивная доска);
2. Недостаток подходящих методических программ, которые подходили бы к учебному процессу;
3. Многие программы - технические инструменты;
4. Недостаток времени при подготовке к занятию, т.к. некоторые программы временные, а зачастую требуется достаточное количество времени при подготовке к занятию.
Прежде чем использовать компьютерные технологии необходимо «взвесить» все «за» и «против» и преодолеть все препятствия для успешной реализации в образовательном процессе.
При использовании компьютера в процессе обучения необходимо установить позитивное отношение ученика и компьютера. Это можно сделать, если работать с наиболее эффективными, познавательными, обучающими программами. Есть ряд программ, которые оказывают «неназойливую» помощь, предоставляют ученику самостоятельно выбирать темп, в котором он будет работать, включают в себя и игровые стороны, существования различных типов задач и многое другое. Необходимо подчеркнуть еще положительную черту программ. Они незамедлительно оказывают помощь ученику, избавляя от чувства неудачи.
При знании и грамотном использовании компьютерных технологий, реализовывается принцип индивидуализации в учебном процессе.
С применением компьютера и компьютерных программ ученик и учитель открывают для себя новые возможности, потенциал, необходимый им. Это, конечно же, необходимо в процессе обучения математике.
Используя компьютер, учитель может позволить:
1. Делиться своим опытом, своей моделью обучения в конкретной дисциплине, потому что методика, созданная один раз, хорошо распространяется между педагогами одной и той же области преподавания;
2. Можно воплотить в жизнь разные подходы в образовательном процессе одновременно для разно подготовленных категорий учеников, тем самым сделать учебный процесс индивидуальным;
3. Сэкономить время на изложение материала за счёт наглядного материала, сделанного с помощью принципа моделирования;
4. Воспользовавшись компьютером, как тренажёром, учащимся можно привить различные навыки и умения в математике;
5. Проводить регулярный контроль знаний учащихся на разных этапах обучения;
6. Возможность поддерживать историю развития учеников, вести статистику успеваемости, тем самым вести постоянный контроль над образовательным процессом;
7. Возможность учащихся заниматься индивидуальной и творческой работой;
8. Создать условия для производительной самостоятельной работы обучающихся;
Ученик имеет возможность:
1) Работать в том ритме, который для него считается благоприятным;
2) Вести своё обучение в том режиме и тем методом, который считается наиболее эффективным и подходит под его уровень подготовки;
3) Возвращаться к материалу прошлых уроков, получать соответствующую помощь со стороны учителя, закончить изучение материала, а потом к нему вернуться;
4) Наблюдать за происхождением тех или иных процессов, работой механизмов, программ и т.д.;
5) Распоряжаться объектами и предметами, которые изучены им, производить действия, операции над ними, анализировать их, делать выводы о их работе;
6) Легко преодолевать попутные стрессы, такие как неуверенность, нерешительность и т.д. при работе с компьютером.
Вырабатывать в себе нужные умения и навыки, которые потребуются обучающему при работе с компьютером .
Многие возможности компьютера, которые можно реализовать в учебном процессе, не известны. Но можно с уверенностью утверждать, что компьютер может выполнять не только многочисленные алгоритмы, но и искать оптимальные решения. Компьютер помогает обучающимся узнать особенности своего индивидуального учения, помогает познать себя в процессе обучения. И произойдёт такая ситуация, что учение перейдёт в обучение.
Компьютерные технологии позволяют, в процессе обучения, раскрыть у учеников творческое мышление. Показателями творческого мышления являются:
Специфика мысли, получение ответов далёких от стандартных (привычных);
Скорость и правильность появления незаурядных путей;
Расположение к той или иной проблеме, быстрое и необычное её решение;
Свобода мысли, нахождение сходных идей, в соответствии с необходимыми требованиями;
5. Возможность нахождения функций, свойств объекта.
Применение компьютерных технологий в образовательном процессе, позволяет создать на уроке нужную информационную среду, которая заинтересует школьника к изучению математике.