Файл: Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использования средств наглядности
1.1. Познавательные процессы и их формирование
1.2. История становления средств наглядности
1.3. Функции средств наглядности
1.4. Классификация средств наглядности
2.1. Наглядность и моделирование
2.2. Применение компьютерных технологий в обучении математике
В таких странах как Китай, Греция, Египет и т.д. наглядность являлась одним из принципов обучения и была очень популярна. Учебники этих древних стран были с всевозможными рисунками. Но в связи с появлением нового принципа (словестно - схоластический), принцип наглядности утратил своё значение. Значительно позже принцип наглядности появится в процессе познания.
Наглядность, в средние века, почти полностью исчезла из процесса обучения.
Значительно позже, принцип наглядности был ярой темой для обсуждений огромного числа знаменитых педагогов. Одним из первых, который определил применимость принципа наглядности, изучил и оформил теорию о ней известный чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 - 1670).
Коменский неоднократно цитировал фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении» [10].
Он оценил принцип наглядности как принцип, который значительно облегчает изучение. Чтобы использовать его на практике Я.А.Коменский предлагал использовать:
1) реальные предметы и естественное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки, как изображение, предмета или явления.
Предложенное им «золотое правило дидактики» необходимо для
безошибочного наблюдения: «Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»[11]. На уроке можно использовать заранее приготовленные модельки фигур для того, чтобы школьники могли знакомиться и представлять их в реальности.
Коменский считал, что необходимые знания нужно черпать из окружающей нас действительности. Знания, которые опираются на реальность, правдивее, нежели с чужих слов, утверждал Коменский. Высказывания Коменского привлекли российских и зарубежных педагогов.
Подробнее принцип наглядности изложил Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). «Моей самой существенной исходной точкой зрения, - писал Песталоцци, - является следующая: созерцание (чувствительное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания. Всё, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия» [20] . Песталоцци утверждал, что необходимо добиться понимания окружающей действительности, чтобы правильно пользоваться принципом наглядности. Песталоцци вложил много нового в принцип наглядности. Он утверждал, что наблюдение это всего лишь этап в учебном процессе.
И.Г. Песталоцци пришел к такому выводу, что исходя из законов, от которых зависит развитие разума человека. Все наши знания следуют из следующих способностей:
1. воспроизводить звуки;
2. неопределенной, исключительно чувственной способности представления, из которой происходит знание всех форм;
3. из определенной, не исключительно чувственной способности представления, из которой следует выводить понимание количества [22]
«Под средствами наглядности Песталоцци понимал реальные предметы или их физические копии. Знаки, цифры и числа не являлись наглядными. Он не учитывал того, что с развитием изменяется уровень мышления учащихся, а вместе с этим должны изменяться средства наглядности и методика их использования»[18] В его учениях наглядность преображается в самоцель.
Принципу наглядности огромное внимание уделял русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) . Он дал фундаментальное психологическое доказательство наглядности обучения. Он предлагал совмещать использование наглядности с развитием речи, мышления. Он уделял внимание тому, что использование наглядности соответствует природе ребёнка, который «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще...». Ушинский отдавал достаточное внимание наглядному обучению как методу, который обязан как можно чаще применяться на уроках в первоначальный период, потому что он [22]:
- активизирует естественные умственные процессы;
- формирует устную речь;
- благоприятствует быстрому усвоению изучаемого материала в памяти учащихся;
- помогает учителю лучше узнать свой класс.
Большое внимание уделял преподаванию, приучая, учеников к внимательности, Лев Николаевич Толстой (1828 - 1940), обширно прибегал в Яснополянской школе к экскурсиям и исследованиям, использовал таблицы и рисунки, любил демонстрировать ученикам истинные явления и предметы в их прирожденном, натуральном виде, отдавая должное принципу наглядности.
Советский психолог и педагог Леонид Владимирович Занков (1901-1977) изучал различные варианты сочетаний слов с использованием слова наглядность. В учебном процессе рассматривал разнообразные формы сочетания слова и наглядности в обучении: «наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью». Занков изучал различные формы сочетания слова и наглядности, которые надлежит анализировать и при обучении:
1) посредничеством слова учитель управляет наблюдением, которое проводится учениками, а знания об образе предмета, его свободно сознаваемых свойствах и отношениях учащиеся заимствуют из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;
2) посредничеством слова учитель на создании реализуемого учащимися наблюдения наглядных объектов и на основе имеющихся у них знаний направляет учащихся к пониманию таких связей в явлениях, которые не могут быть познанными в процессе понимания;
3) информация об образе объекта, о его напрямую сознаваемых свойствах и отношениях учащиеся принимают из словесных сообщений преподавателя, а наглядные средства выступают обоснованием или уточнением словесных сообщений;
4) базироваться на реальное учащимися наблюдение наглядного объекта, учитель сообщает о таких связях между явлениями, которые напрямую не усваиваются обучаемыми, либо приводит к заключению, суммирует, подытоживает отдельные условия.
1.3. Функции средств наглядности
Наглядность осуществляет немаловажную функцию в учебном процессе - она способствует выработке у учеников эмоционально- оценочного взаимоотношений к полученным знаниям, убедительности преподавания. Выполняя самостоятельное наблюдение, проводя практические исследования, либо наблюдая за презентацией их педагогом, ученики удостоверяются в истинности приобретаемых знаний, действительности тех или иных действий и явлений, о которых идет речь на уроке.
Выделяются следующие функции наглядности [10]:
1) образовательная функция.
Носители большого количества информации служит средством наглядности. Использование таких средств как схемы, графики, таблицы, формулы позволяют конкретизировать вещи сказанные словесно.
2) развивающая функция.
Наглядность - это этап, который ведёт к формированию мышления у школьников, а не только базовые положения чувственного понимания.
Перед учителем, в учебном процессе, стоит важная задача - формирование умственных способностей, логического мышления и самостоятельность в действиях, которую он по средствам познания может выполнить.
Наглядность - это не только основа чувственного восприятия, необходимая для сознательного усвоения новых знаний, но и путь, ведущий к развитию мышления.
3) воспитательная функция.
Школьники представляют себе математику как одну из самых серьёзных и важных дисциплин. Изучая математику, они обретают для себя знания, которые помогут им разносторонне развиваться.
Рассмотрим некоторые функции средств наглядности:
1. Эстетическое воспитание
«Эстетика - это наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.»[15].
Существует ошибочная точка зрения, что разницы между математикой и эстетикой нет. Многие знаменитые деятели подчёркивали это.
К примеру: «Математика - один из видов искусства» (Норберт Винер), «В математике тоже есть красота, как в живописи и поэзии» (Н.Е. Жуковский), «В математике красота играет громадную роль» (Н.Г. Чеботарев), «Великая книга природы написана математическими символами» (Г. Галилей). [15]
Грамотное использование наглядности в развитии эстетики в учебном процессе, позволяет красиво и изящно доказывать теоремы, решать задачи.
2. Нравственное воспитание.
Создание и использование средств наглядности усиливает заинтересованности изучению предмета. У школьников вырабатывается доказательство своей точки зрения, развиваются нравственные качества.
3. Умственное воспитание
Для увеличения умственного развития у школьников, необходимо искать новые пути повышения результативности учебного процесса. Изучение математики с использованием средств наглядности даёт значительные альтернативы умственного воспитания. Развитие абстрактных математических понятий с использованием средств наглядности оказывает благоприятное отношение школьника к окружающим явлениям. Формируется такие качества как любознательность, наблюдательность, качества, помогающие в исследовании объектов и их анализе.
Если педагог грамотно использовал принцип наглядности в процессе обучения математике, то у школьников значительно увеличивается организованность в обучении, повысятся знания по данному предмету.
1.4. Классификация средств наглядности
В школах применяется множество видов наглядности. Их разделяют на несколько типов:
1. Естественная (натуральная) наглядность.
Естественная (натуральная) наглядность, представляет собой действительные предметы и процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.). Используют их такими, какими они есть. [7].
2 Изобразительная наглядность.
Изобразительная наглядность (фотографии, художественные картины, рисунки, учебные картины и др.). Представление своё находит в упражнениях, которые отражают объекты, явления, а также знания о них. Известно три типа изобразительной наглядности:
1) художественная,
2) символическая,
3) текстовая. Ученики с легкостью запоминают основную идею, в случае, если они ее не только услышат, но и увидят [12].
З.Аналогии.
Аналогия - это сходство предметов, явлений, величин и т.д. в каких - то свойствах или путём сравнения. К примеру, выделяется два предмета и какое - либо утверждение, непосредственно связывающее эти предметы. Для первого предмета утверждение носит неочевидный характер, а для второго это утверждение понятно и очевидно.
4. Словесно-образная наглядность.
Словесно образная наглядность - это применение художественных образов, сопоставлений, образцов устного народного творчества. Использование словесно образной наглядности красочно раскрывает математические модели, облегчив тем самым процедуру восприятия и усвоения теоретического материала, увеличивает чувственное влияние на аудиторию слушателей [4].
5. Практический показ.
К примеру, на уроке геометрии учитель демонстрирует ученикам конкретный геометрический объект и сообщает какие действия можно с ним выполнять. [7].
6. Внутренняя наглядность.
Внутренняя наглядность - это образующиеся в сознании ребенка представления, связанные с презентацией объекта и основывающийся на прошлый его опыт [7].
Главная цель наглядности - базировать формирование мышления учеников на эмоционально-наглядных впечатлениях. Благодаря наглядности формируются требования с целью практического использования осваиваемого материала.
Применение наглядности должно использоваться в той же мере, в какой она содействует развитию знаний и умений. Использование наглядности увеличивает результативность урока, таким образом, она помогает создавать визуальное мышление, а визуальное мышление представляет немаловажную значимость, когда мы работаем с объектами. Таким образом, развитие словесных понятий следует подкреплять визуальными образами.
Наглядность в обучении математике - это совокупность вещественных, материализованных, образцовых действий, реализуемых как обучающим, так и обучаемым в ходе осуществления дидактической цели наглядного обучения [4].