Файл: Прибыль - источник самофинансирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики (см. Таблицу 3.1.) [12, с. 637].

Таблица 3.1.

Основные подходы к формированию дивидендной политики

Концепция дивидендной политики

Используемые методы выплаты дивидендов

Консервативная

  1. Остаточная политика выплаты дивидендов: в первую очередь прибыль направляется на обеспечение финансовых потребностей предприятия и реализацию инвестиционных проектов. Недостатком является нестабильность дивидендных выплат, что отрицательно влияет на цену акций. Обычно применяется на ранних стадиях жизненного цикла предприятия при высоких инвестиционных потребностях.
  2. Политика стабильного размера дивидендных выплат (в неблагоприятные периоды может отсутствовать источник выплаты – прибыль). Обычно уровень выплат устанавливается невысоким, что отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность и цену акции. Минимизируются риски снижения финансовой устойчивости.

Умеренная (компромиссная)

1. Политика минимального стабильного размера дивидендов плюс экстра-дивиденды (считается наиболее рациональной, дает наибольший эффект для предприятий с нестабильной прибылью). Дополнительные дивиденды (экстра-дивиденды) выплачиваются в наиболее благоприятные периоды.

Агрессивная

1. Политика стабильного уровня дивидендов (предусматривает установление нормативного коэффициента выплаты дивидендов на долгосрочный период). Однако дивиденды могут быть нестабильны, так как прибыль может колебаться, цены на акции могут колебаться, что свидетельствует о повышенных рисках предприятия. Только зрелые компании могут позволить себе такой тип политики выплат дивидендов;

2. Политика постоянно возрастающей выплаты дивидендов (обладает повышенными рисками: постоянно возрастает финансовая напряженность, так как дивиденды с каждым годом растут, однако при росте прибыли курсовая стоимость акций такого предприятия также будет расти). Такая политика возможна лишь для стабильно процветающих компаний.

  • Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы на эксплуатацию социально – бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно – массовых мероприятий и т.п.;
  • К затратам на материальное поощрение относятся выплата премий за достижения в труде, оказание материальной помощи, единовременное пособие ветеранам, компенсация удорожания стоимости питания в столовых и др. [9, с. 78].

Рассмотрим распределение прибыли, остающейся в распоряжении ОАО «ТГК-2».

По итогам 2006 года нераспределенная прибыль предприятия составила 1 016 тыс. руб. из них было направлено в:

  • Резервный фонд 51 тыс. руб.
  • Фонд накопления -
  • Дивиденды 406 тыс. руб.
  • Покрытие убытков прошлых лет 559 тыс. руб.

Таким образом, большая часть чистой прибыли пошла на покрытие убытков, но при этом 40 % прибыли было выплачено в форме дивидендов акционерам Общества.

Решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются Общим собранием акционеров Общества.

Рекомендации Совета директоров по итогам 2007 года представляют собой следующее распределение полученной в размере 20 433 тыс. руб. прибыли:

  • Резервный фонд 1 022 тыс. руб.
  • Фонд накопления 11 238 тыс. руб.
  • Дивиденды 8 173 тыс. руб.
  • Покрытие убытков прошлых лет -

По итогам 2007 года большую часть прибыли планируется направить в фонд накопления. Доля дивидендов остается неизменной – 40 % от всей суммы нераспределенной прибыли (см. Приложение 4) [16, с. 52].

3.2 Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании

Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности предприятия выступает рентабельность [9, с. 79].

Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности организации: эффективность использования активов и капитала, эффективность расходования средств на производство и продажи продукции. Показатели рентабельности применяются при оптимизации структуры выпускаемой продукции, оптимизации структуры капитала, широко используются в финансовом анализе в рамках сравнительных методов анализа и факторных методов (дюпоновская система). Показатели также рассчитываются при организации финансового прогнозирования и планирования (на основе плановых данных) с целью выбора эффективных направлений и способов использования активов, капитала, ресурсов.

Рентабельность продаж (ROS) определяется путем деления чистой прибыли на выручку от реализации продукции и показывает величину прибыли, приходящуюся на 1 руб. выручки.

ROS = ЧП / В

Коэффициент базовой прибыльности активов (генерирования доходов) определяется как отношение операционной прибыли к сумме активов по балансу. Сравнивается со среднеотраслевым показателем.


ВЕР = EBIT / ∑А

Рентабельность всей суммы активов (совокупного капитала) (ROA) – это отношении чистой прибыли и суммы активов по балансу. Показатель характеризует отдачу на вложенный капитал.

ROA = ЧП / ∑А

Рентабельность собственного капитала (ROE) определяется как отношение чистой прибыли и собственного капитала. Характеризует эффективность использования капитала собственников организации.

ROE = ЧП / СК

Дюпоновская система интегрального анализа использования активов предприятия.

Интегральный анализ позволяет получить многофакторную оценку условий формирования финансовых показателей. Система фирмы “Дюпон” предусматривает разложение показателя рентабельности активов (или рентабельности собственного капитала) на ряд частных финансовых коэффициентов, взаимосвязанных в единой системе.

ЧРСК

(ROE) =

ЧП

х

∑А

=

Ч П

х

В

х

∑А

∑А

СК

В

∑А

СК

где ЧП – чистая прибыль;

А – сумма активов;

В – выручка;

СК – собственный капитал.

Система предназначена для поиска причин снижения рентабельности и выявления резервов ее роста. Сравнивается разложение рентабельности отчетного и предшествующего периода, а также возможно использование этой системы применительно к прогнозным и плановым значениям показателей рентабельности [5].

Рассчитаем показатели рентабельности ОАО «ТГК-2»:

  • ROS = 20 433 / 16 580 395 * 100 % ≈ 0,12 %.

На один рубль выручки приходится 0,0012 рубля прибыли.

  • ВЕР = (110 868 + 450 766) / 23 128 277 * 100 % ≈ 2,43 %.
  • ROA = 20 433 / 23 128 277 * 100 % ≈ 0,09 %.

На один рубль всех активов предприятия приходится 0,0009 рубля прибыли.

  • ROE = 20 433 / 13 252 133 * 100 % ≈ 0,15 %.

На один рубль собственного капитала приходится 0,0015 рубля прибыли.

Показатели рентабельности являются невысокими для отрасли, что связано с началом операционной деятельности ОАО «ТГК-2». Общество относится к числу российских энергетических предприятий, деятельность которых подвержена влиянию фактора сезонности. Основной объем выручки таких предприятий формируется в течение отопительного сезона, приходящегося на 1 квартал и конец 4 квартала финансового года. 2 и 3 кварталы финансового года являются для предприятий традиционно убыточными ввиду снижения уровня выручки с одновременным ростом затрат на проводимые ремонтные работы, имеющие целью подготовку к следующему отопительному сезону (см. Приложение 5) [16, с. 107].


Заключение

Прибыль – это источник самофинансирования предприятия. Сущность этого важного экономического показателя рассмотрена в первой главе данной курсовой работы. Помимо определения прибыли глава включает в себя перечень функций прибыли. Третий параграф главы дает возможность понять, в чем состоит различие таких показателей прибыли, как валовая, балансовая прибыль, прибыль от реализации товаров.

Вторая глава работы посвящена методам планирования прибыли. Здесь рассмотрены три основных метода: аналитический и метод прямого счёта, а также маржинальный анализ управления прибылью. На примере Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» найдена точка безубыточности; определен необходимый объем реализации продукции, обеспечивающий достижение целевой суммы (запланированной) прибыли от продаж; выявлен запас финансовой прочности. По полученным результатам сделан вывод, что взятое в качестве примера предприятие является устойчивым к колебаниям рынка; риск минимален.

Три основных направления использования прибыли – это вопрос первого параграфа третьей главы курсовой работы. В нем же показаны направления распределения прибыли рассматриваемого предприятия. Помимо этого в данной главе рассмотрены показатели рентабельности, характеризующие эффективность деятельности организации. Их практическое применение представлено на примере ОАО «ТГК-2». По итогам расчётов можно сделать вывод, что Общество обладает невысокими для отрасли показателями рентабельности.

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации от 27.12.1991г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» № 2116-1 с последующими изм. и доп.;
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая)» от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред 16.05.2007г.);
  3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998г. (с изм., внесёнными законом от 18.12.2006г. № 231-ФЗ);
  4. Приказ Минсельхоза РФ от 31.01.2003 N 28 «Об утверждении методических рекомендаций по бухгалтерскому учету доходов и расходов деятельности сельскохозяйственных и других организаций АПК» (вместе с «Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций»);
  5. Классификация и планирование затрат на производство и реализацию продукции: Пособие в электронном виде / Л.В. Юдкина. – 54 с.;
  6. Планирование на предприятии: Учебное пособие / Кобец Е.А. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.;
  7. Финансовый менеджмент: Методические указания по выполнению курсовой и контрольной работ. Для студентов V курса специальности 060400 «Финансы и кредит» (первое и второе высшее образование) и студентов IV специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (первое и второе высшее образование). – М.: Вузовский учебник, 2003. – 69 с.;
  8. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М..: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518 с.;
  9. Финансы предприятий: Учебник / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 413с.;
  10. Финансы предприятия: учеб пособие / В.В. Остапенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 303 с.;
  11. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – 2-е издание, переработано и дополнено. – М.: ИНФРА-, 1999. – 520с.;
  12. Бланк И.А. Управление прибылью. – 2-е изд., расш. и доп. – К.: Ника- Центр, Эльга, 2002. – 752 с.;
  13. Игнатов А.В. Определение интервала безубыточности в деятельности предприятия. // Финансовый менеджмент. – 2005. - № 2.;
  14. Ковалева А.М., Лапуста М.г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 522 с.;
  15. Лумпов Н.А. Формула прибыли // Финансовый менеджмент. – 2005. - № 6.;
  16. Годовой отчёт ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» за 2007 год;
  17. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «ТГК-2»;
  18. Общероссийская сеть «Консультант Плюс»;
  19. Современный экономический словарь (электронная форма). Материалы предоставлены издательским домом «ИНФРА-М»;
  20. материалы лекций;
  21. www.cfin.ru;
  22. www.rts.ru;
  23. www.skrin.ru;
  24. www.tgc-2.ru;
  25. www.wikipedia.ru