Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий (Теоретические подходы к организации прогнозно-плановой работы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к организации прогнозно-плановой работы

1.1 Место прогнозирования и планирования в системе государственного и муниципального управления

1.2 Нормативное регулирование прогнозно-плановой работы

ГЛАВА 2. Оценка ОРГАНИЗАЦИИ прогнозно-плановой работы муниципального образования город Краснодар

2.1. Общая характеристика МО город Краснодар

2.2. Организация прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар и ее направленность на социально-экономическое развитие муниципального образования

ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар

3.1. Развитие прогнозно-плановых инструментов реализации целевых программ

3.2. Совершенствование нормативной базы обеспечения прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Быстрыми темпами растет третичный сектор экономики. Так, оборот розничной торговли по крупным и средним организациям достиг в 2017 г. показателя 191 млрд руб. или 196,2 тыс. руб. в расчете на одного жителя. Объём платных услуг населению только по крупным и средним организациям достиг показателя 82,7 млрд. руб. или 85,0 тыс. руб. на одного жителя.

Активно развивается в городе малый сектор экономики. На территории муниципального образования город Краснодар на начало 2017 г. осуществляли свою деятельность 68562 субъекта малого и среднего предпринимательства, среди которых 133 имели статус средних предприятий, 23837 – малых и микропредприятий, и 44592 были представлены индивидуальными предпринимателями (рисунок 3).

Общая численность занятых в малом и среднем предпринимательстве составила на начало 2017 г. 230932 человек, а оборот субъектов малого и среднего предпринимательства достиг показателя 271519,5 млн. рублей, что составило 41,1% от оборота всех хозяйствующих субъектов муниципального образования город Краснодар[20].

Рисунок 3. Структура предприятий малого бизнеса

МО город Краснодар, %

Растет благосостояние жителей города. Так, уровень среднемесячной заработной платы в 2017 г. достиг показателя 42248 руб. по крупным и средним предприятиям (рисунок 4).

Рисунок 4. Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним предприятиям, руб.

Важно отметить и тот факт, что с точки зрения такого показателя, как уровень безработицы, Краснодар является одним из самых благополучных городов России – 0,3%. Более того, потребность в работниках разного уровня квалификации в городе в последние годы стабильно возрастает. Например, если в 2016 г. в службы занятости города поступило 41097 вакансий, то в 2017 г. – уже 48382 вакансии самого разного профиля и уровня квалификации, что на 17,7% больше, чем в 2016 г.[21]

Краснодар не только один из крупных российских мегаполисов. Он также попадает в список City-600 (600 самых больших городов мира, создающих 60% глобального ВВП), сформированный исследовательской организацией Mc Kinsey Global Institute. Показательным является и тот факт, что Краснодарский край входит в первую пятёрку регионов РФ по ВРП, а Краснодар, в то же время, имеет отличительной чертой концентрацию ресурсов: на долю города приходится более 45 % ВРП региона, до трети промышленных предприятий, 70 % распределения энергии и производства, около 45 % оборота розничной торговли[22].


Особенностью города является и его динамичность. За последние годы он уже трижды признавался «Лучшим городом России для ведения бизнеса» по версии журнала «Форбс». Сочетание высоких темпов роста населения, а также максимальных в стране инвестиций на душу населения, самый большой душевой оборот торговли и растущие объемы ввода жилья обеспечивают Краснодару высокий потенциал развития.

Основные показатели социально-экономического развития МО город Краснодар представлены в таблице 1. Постепенно возрастает и бюджет муниципального образования г. Краснодар (таблица 2).

Таблица 1

Основные показатели социально экономического развития МО город Краснодар

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Объем отгруженных товаров, работ, услуг, млрд. руб.

621,9

745,0

889,6

992,7

1145,0

1128,7

491,0

543,5

Ввод в действие жилья, м2

1013,01

1078,0

1566,3

1304,0

1719,3

2009,3

2128

2462,6

Среднемесячная заработная плата, руб.

20598

22840

26389

29563

31675

32998

40280

42248

Уровень безработицы, %

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

0,3

Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб.

203,1

174,5

223,1

216,3

226,4

101,6

92,3

103,6

Таблица 2

Основные показатели бюджета муниципального образования город Краснодар

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Доходы бюджета, млн руб.

13931,8

16987,9

19558,6

22025,5

24667,3

22058,7

23283,1

30574,4

Расходы бюджета, млн руб.

15095,7

17439,9

20552,4

22284,3

26635,3

24325,2

24505,2

31035,9

Профицит (+), дефицит (-) бюджета, млн руб.

-1163,9

-452,1

-993,7

-258,8

-1968,0

-2266,4

-1222,0

-461,5

Доля налоговых и неналоговых доходов, %

79.4

70.6

72.2

75.7

78.3

87.8

87

65.3


Несмотря на то, что доходы бюджета постепенно увеличиваются, их не хватает на полное покрытие расходов муниципального образования, поэтому в течение всего периода 2010 – 2017 гг. сохраняется дефицит бюджета (рисунок 5).

Рисунок 5. Дефицит бюджета МО г. Краснодар в 2010-2017 гг., млн руб.

Максимальных показателей дефицит бюджета достиг в 20114-2015 гг. и после этого стал постепенно сокращаться, что свидетельствует о стремлении к более рациональному распределению бюджетных средств, одним из направлений которого является использование программно-целевого подхода.

В целом обобщая проведенный анализ, мы можем сделать следующие выводы:

Муниципальное образование город Краснодар является одним из наиболее динамично развивающихся муниципалитетов Российской Федерации. Город отличают выгодное месторасположение, развитые экономика, наука и образование, сфера культуры. Общая численность жителей города по данным на 01.01.2018 г. составила 972,9 тыс. человек, а с учетом агломерации – 1,34 млн чел. Успехи в социально-экономическом развитии подтверждаются неоднократным признанием Краснодара «Лучшим городом России для ведения бизнеса», по версии журнала «Форбс» и «лучшим городом для жизни» и «самым привлекательным для бизнеса» по версии РБК.

Доходы бюджета муниципального образования составили в 2017 г. 30,6 млрд руб. При этом сохраняется дефицит бюджета в размере 461,5 млн руб., что свидетельствует об актуальности проблемы максимально рационального распределения бюджетных средств.

В сложившейся ситуации основной задачей местной власти остается поддержание стабильности, сокращение дефицита бюджета и обеспечение устойчивого роста экономики преимущественно за счет внебюджетных средств.

2.2. Организация прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар и ее направленность на социально-экономическое развитие муниципального образования

Прогнозно-плановая работа в МО г. Краснодар организована в соответствии с требованиями законодательства. В ее основу заложен стратегический подход, а формируемые стратегии развития, во-первых, ориентированы на достаточно долгосрочную перспективу, во-вторых, взаимоувязаны с проектами стратегий развития Российской Федерации, Краснодарского края, других МО региона. Таким образом, обеспечивается взаимоувязка кардинальных направлений развития муниципального образования с общегосударственными и региональными задачами.


В рамках программ стратегического планирования разрабатываются следующие документы:

– документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, – стратегия социально-экономического развития муниципального образования. В настоящий момент действующим документом является «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020 года», утвержденная решением городской Думы Краснодара от 27.12.2007 № 35п[23]

– документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования:

а) прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период;

б) бюджетный прогноз на долгосрочный период;

в) прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период;

– документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования:

а) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития;

б) государственные программы;

в) схема территориального планирования.

Участниками прогнозно-плановой работы являются такие субъекты как Городская Дума, глава администрации муниципального образования и администрация в целом, администрация муниципального образования, контрольно-счетная палата. Помимо этого, к прогнозно-плановой работе привлекаются и другие организации.

Прогнозы разрабатываются на вариативной основе и включают по любому из направлений:

  • оценку достигнутого уровня развития;
  • определение вариантов внутренних условий и характеристик развития. Так, например, если прогноз разрабатывается в социально-экономической сфере, то он должен включать основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов и др.;
  • оценку факторов и ограничений экономического роста
  • направления развития и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза на долгосрочный период, включая количественные показатели и качественные показатели;
  • основные параметры государственных программ;
  • основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности;
  • иные положения.

В качестве примера обратимся к Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020 года. Из этого документа мы видим, что планирование осуществляется на основе глубокого анализа развития всех секторов экономики города и его социальной сферы. По всем из этих показателей был сделан прогноз до 2020 г. В качестве пороговых (при достижении которых, этапы реализации стратегии принимаются как выполненные) выбраны значения показателей при реализации среднего варианта развития[24].


При прогнозировании и планировании используются самые разные методы. Вновь обратимся к Стратегии социально-экономического развития МО город Краснодар до 2020 г. Прогноз социально-экономического развития в этом документе сделан с использованием сочетания следующих методов:

  • регрессионный анализ
  • расчет инновационных процессов по логистической модели
  • аналоговый метод, который базируется на зарубежных и российских аналогах в качестве которых выбираются города, в которых определенные идеи, предлагаемые стратегией, уже были претворены в жизнь.

В числе других методов, применяемых при разработке данного документа, использовались:

  • анализ урбанистических теорий и опыта составления стратегий развития в городах России;
  • проекты стратегий развития Российской Федерации, Краснодарского края, варианты стратегий, разработанных по г. Краснодар ранее, корректировка Генплана г. Краснодара, ФЦП, краевые и городские целевые программы, действовавшие на момент разработки документа;
  • анализ результатов социологических опросов, проводимых в г. Краснодаре (Центр социологических исследований МГУ и Московская высшая школа социальных и экономических наук) по проблемам высшего образования и проблемам межэтнических взаимодействий;
  • результаты общественной оценки качества высшего профессионального образования в ВУЗах Юга России, проведенные Независимым рейтинговым агентством «РейтОР»;
  • результаты фокус-групп, проведенных Центром социологических исследований МГУ;
  • экспертные оценки;
  • результаты специнтервью с референтными лицами;
  • данные Федеральной службы государственной статистик РФ и ее территориального органа по Краснодарскому краю[25].

Важной составляющей прогнозно-плановой работы является механизм общественных обсуждений по наиболее важным вопросам. В соответствии с действующим законодательством проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение, при этом учитываются требования о сохранении государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Замечания и предложения, поступающие в ходе обсуждения проекта рассматриваются органом, ответственным за разработку документа.

В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».