Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий (Теоретические подходы к организации прогнозно-плановой работы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к организации прогнозно-плановой работы

1.1 Место прогнозирования и планирования в системе государственного и муниципального управления

1.2 Нормативное регулирование прогнозно-плановой работы

ГЛАВА 2. Оценка ОРГАНИЗАЦИИ прогнозно-плановой работы муниципального образования город Краснодар

2.1. Общая характеристика МО город Краснодар

2.2. Организация прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар и ее направленность на социально-экономическое развитие муниципального образования

ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар

3.1. Развитие прогнозно-плановых инструментов реализации целевых программ

3.2. Совершенствование нормативной базы обеспечения прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Актуальность темы. Прогнозирование и планирование являются важнейшими функциями менеджмента. Особое значение они приобретают в системе государственного и муниципального управления в силу сложности и многосоставности объекта управления. Система планирования достаточно эффективно функционировала в нашей стране в советский период, но в начале 90-х годов в связи с рыночными преобразованиями она фактически прекратила свое существование. Именно в этот период государственное и муниципальное управление переживало наиболее глубокий кризис. Но уже в середине 90-х годов прошлого столетия стала очевидной невозможность социально-экономического развития как государства в целом, так и отдельных его территорий без разработки обоснованных планов. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» стал первым важным шагом по упорядочению и приданию целенаправленности процессов управления в стране. Впоследствии законодательство по вопросам прогнозирования и планирования постоянно совершенствовалось. Результатом стало построение принципиально новой модели планирования социально-экономических процессов и организации планово-прогнозной работы, позволяющей увязать федеральные, региональные и муниципальные аспекты управления. Сегодня прогнозно-плановая работа является основой управленческих воздействий на всех уровнях власти, инструментом регулирования социально-экономических процессов. В этой связи изучение деятельности по прогнозированию и планированию представляет большой теоретический и прикладной интерес.

Степень разработанности темы. Вопросы организации прогнозно-плановой работы раскрыты в трудах таких авторов, как Афиногенов Д.А., Воронин В.В., Постовой Н. В., Таболин В.В., Черногор Н.Н., Светуньков И. С. и др.

Значительное число работ посвящено вопросам законодательного обеспечения прогнозно-плановой работы. Этот аспект прогнозирования и планирования раскрыт в трудах Е.В. Кудряшовой, Б.Н. Кузык, И.А. Курбатовой и др.

Макроэкономическое прогнозирование и планирование как правило направлено на повышение темпов и качества социально-экономического развития государства в целом и его территорий. Вопросы прогнозирования базовых социально-экономических показателей и их планирования рассмотрен в работах В.Б. Зотова, И.С. Светунькова, С.Г., Светунькова, К.В. Харченко.


Несмотря на достаточно подробное изучение данного вопроса в научной литературе многие вопросы использования инструментов прогнозирования и планирования в качестве регуляторов социально-экономического развития требуют дополнительного изучения. Все вышесказанное обусловило выбор темы, цель и задачи курсовой работы, ее объект и предмет.

Целью курсовой работы является анализ места прогнозно-плановой работы в системе государственного и муниципального управления и выявление ее потенциала как основного регулятора направлений социально-экономического развития.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

  • раскрыта сущность понятий прогнозирования и планирование;
  • определено место прогнозно-плановой работы в системе государственного и муниципального управления и ее роль как регулятора социально-экономического развития территорий;
  • проанализированы нормативные акты, регулирующие организацию и порядок проведения прогнозно-плановой работы;
  • дана оценка организации прогнозно-плановой работы на примере муниципального образования город Краснодар;
  • изучены муниципальные правовые акты, порядок корректировки прогнозных показателей и другие аспекты организации прогнозирования и планирования в МО г. Краснодар;
  • на основе проведенного исследования выявлены направления совершенствования прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар.

Объектом исследования в курсовой работе выступают сложившиеся подходы к организации прогнозно-плановой работы в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Предмет исследования: прогнозно-плановая работа как инструмент регулирования социально-экономического развития МО г. Краснодар.

Теоретико-методологическую основу работы составили фундаментальные научные труды и монографии отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам государственного и муниципального управления, организации прогнозно-плановой работы, регулирования направлений социально-экономического развития.

В работе использовался комплекс методов исследования, включающий метод монографического анализа, системный, структурный, сравнительный подходы и др.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.


ГЛАВА 1. Теоретические подходы к организации прогнозно-плановой работы

1.1 Место прогнозирования и планирования в системе государственного и муниципального управления

Деятельность в сфере прогнозирования и планирования занимает важное место в системе управления. Несмотря на то, что термин прогнозно-плановая работа используется достаточно часто, «прогнозирование» и «планирование» – это различные, хотя и тесно связанные между собой виды деятельности.

И. С. Светуньков и С.Г. Светуньков определяют прогноз как научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления[1]. Из представленного определения видно, что выработка прогноза непосредственно связана с более широким понятием – предвидением. Предвидение опережает отражение действительности и основано на познании законов природы, общества и мышления.

По мнению Б. Н. Кузык с соавторами, предвидение имеет различные формы проявления:

  • предчувствие (простое предвосхищение), свойственное живому организму;
  • предугадывание (сложное предвосхищение) — вид интеллектуальной деятельности человека, размышление о будущем на основе личного опыта;
  • собственно, прогнозирование – исследование перспектив какого-либо явления. Таким образом, прогнозирование является научным предвидением – выводом из законов развития природы и общества, открытых наукой[2].

В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие формы научного предвидения: гипотеза, прогноз, план. И если гипотеза характеризует научное предвидение, исходя из общей теории, т.е. исходную базу построения гипотезы составляют теория и открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов, то под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития.

Прогноз по сравнению с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет количественно характеризовать будущее состояние объекта. Иначе говоря, прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории. Прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Именно по этой причине обычно вырабатывается несколько вариантов прогнозов, которые могут представлять различные варианты развития событий. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием[3].


Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется посредством разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.

План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Но формирование любого плана невозможно без анализа предшествующей ситуации и предположения вариантов ее развития. Таким образом и реализуется связь между прогнозированием и планированием. Исходное начало процесса выработки плана – общенаучное предвидение состояний объекта; завершающий этап – разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.

Таким образом, прогнозирование и планирование взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми разными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз[4].

В то же время, если прогнозирование нацелено на создание научных предпосылок для принятия решений, то планирование является уже собственно процессом обоснования принятия и практической реализации управляющих решений.

Планы имеют различную силу. Исходя из этого, обычно выделяют следующие виды планов:

– императивные планы с правовой обязательностью для адресатов, например, планы застройки;

– влияющие планы, задача которых – опосредованное воздействие на определенные действия при помощи так называемых стимулирующих программ, например, предоставление субсидий или помощи при соответствующих плану действиях;

– индикативные планы с информативной функцией, например, показатели и предварительные расчеты среднесрочных финансовых планов.

В государственном и муниципальном управлении прогнозно-плановая работа занимает чрезвычайно важное место. Связано это со спецификой регулируемых социально-экономических систем. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозном периоде.


Понятия прогнозирования и планирования раскрыты в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Прогнозирование – это деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Планирование – деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания[5].

В государственном и муниципальном управлении в процессе реализации прогнозно-плановой работы необходимо учитывать целый ряд факторов: экономических, социальных, политических, демографических, научно-технических, развития базы естественных ресурсов и др. При этом специфическим является выбор целей желательного развития. Так, для государственного управления социальные или политические цели могут носить более важный характер, чем, например, цели экономические.

Таким образом, прогнозно-плановая работа как управленческий прием обнаруживает достаточную гибкость, чтобы адаптировать управленческие решения к постоянно изменяющейся ситуации. В современной практике – это целый ряд вариантов управленческого воздействия – от наиболее жесткого (директивного) до информационного воздействия. Даже в отношении планирования в Советском Союзе некоторые авторы замечают: «Справедливости ради отметим, что доводимые сверху планы производства и распределения продукции, а особенно контроль за их исполнением, не были предельно жесткими, допускались встречное планирование снизу, корректировка планов. В значительной степени формально директивные планы представляли планы-ориентиры, исполнители обладали определенной свободой действий, тем более что плановые показатели утверждались в агрегированном виде и детализировались производителями на основе договоров с приобретателями, потребителями товаров и услуг»[6].