Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий (Теоретические подходы к организации прогнозно-плановой работы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к организации прогнозно-плановой работы

1.1 Место прогнозирования и планирования в системе государственного и муниципального управления

1.2 Нормативное регулирование прогнозно-плановой работы

ГЛАВА 2. Оценка ОРГАНИЗАЦИИ прогнозно-плановой работы муниципального образования город Краснодар

2.1. Общая характеристика МО город Краснодар

2.2. Организация прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар и ее направленность на социально-экономическое развитие муниципального образования

ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар

3.1. Развитие прогнозно-плановых инструментов реализации целевых программ

3.2. Совершенствование нормативной базы обеспечения прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Очевидно, что в силу такого своеобразия прогнозно-плановая работа может быть выделена в самостоятельный метод управления, т.е. установленные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия.

Обобщая проведенный анализ можно сделать следующие выводы:

  • прогнозно-плановая работа представляет собой комплекс действий по анализу состояния объекта, предположению вариантов его развития и разработке методов перевода объекта в новое заданное для него состояние;
  • в государственном и муниципальном управлении прогнозно-плановая работа занимает особое место в силу сложности объекта управления – социально-экономическая система – и необходимости учета широкого комплекса факторов, влияющих на ее развитие (экономических, социальных, политических, демографических, научно-технических, развития базы естественных ресурсов и др.);
  • поскольку прогнозно-плановая работа используется органами исполнительной власти в целях решения задач государственного управления, а процесс ее осуществления закреплен в особых юридических нормах, определяющих статус органа исполнительной власти и его обязанности, а также, исходя и того, что прогнозно-плановая работа является конкретным способом реализации государственного управления и вызывает юридические последствия, ее можно рассматривать как особый метод управления, обусловленный компетенцией конкретного субъекта управления.

1.2 Нормативное регулирование прогнозно-плановой работы

Важность прогнозно-плановой работы предполагает законодательное закрепление ее основ. В соответствии с Конституцией, Российская Федерация – социальное государство (ст. 7 ч. I). Конституционные функции государства:

– создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. I) 192; с помощью экономической политики достигать социальные цели (ст. 7 ч. II) 193;

– обеспечивать единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8 ч. I, II) 194 и др. [7]

В Конституции РФ подробно определена компетенция высших исполнителей экономической политики РФ – Президента РФ (ст. 80 ч. II–III, 83, 84, 85, др.) 195; Федерального Собрания (ст. 102–106) 196; Правительства РФ (ст. 114). Таким образом, по своим конституционным целям, задачам и масштабам воздействия на производственные отношения российское государство призвано играть важную роль.


Характеристика государства как социального предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод и соответствующие государственные обязанности, к которым можно отнести и конституционный принцип планирования.

В Конституции РФ нет каких-либо положений о государственно-правовых инструментах регулирования социально-экономического развития страны. Развитие экономики и социальной сферы основываются на законах рыночного хозяйствования. В тоже время все органы государственной власти, и, прежде всего, органы исполнительной власти, имеют своей основной функцией выработку решений, направленных на обеспечение развития экономики и социальных процессов в обществе[8].

Основными элементами существующей нормативно-правовой базы по вопросу государственного планирования и организации прогнозно-плановой работы являются:

– Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[9];

  • методические рекомендации Минэкономразвития РФ[10];

– другие нормативные правовые акты большей частью касающиеся разработки планов и прогнозов на среднесрочную перспективу или имеющие программный характер.

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования, а также регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования[11].

Закон распределяет полномочия в сфере прогнозно-плановой работы между ветвями власти в Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 4 к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования относятся:


  • установление принципов организации и функционирования системы стратегического планирования;
  • определение порядка осуществления стратегического планирования;
  • определение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также способов и источников ресурсного обеспечения их достижения;
  • формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития Российской Федерации, решение задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
  • установление общих требований к содержанию документов стратегического планирования, к последовательности и порядку их разработки, корректировки, рассмотрения и утверждения (одобрения);
  • установление порядка координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования;
  • обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, включая согласованность утверждаемых ими целей и задач деятельности органов государственной власти, показателей достижения этих целей и решения этих задач;
  • разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • методическое обеспечение стратегического планирования;
  • мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) федеральными органами государственной власти;
  • иные полномочия в сфере стратегического планирования, отнесенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации[12].

Статья 5 определяет полномочия региональной власти:

  • определение в пределах полномочий субъектов Российской Федерации приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации;
  • установление требований к содержанию документов стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению (одобрению) с учетом положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации;
  • мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации;
  • установление порядка осуществления стратегического планирования в субъектах Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона;
  • участие в формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации;
  • иные полномочия в сфере стратегического планирования, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации[13].

Важной законодательной новацией является полноценное включение в систему прогнозно-плановой работы муниципальной власти. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся:

  • определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;
  • мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;
  • иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами[14].

Важными ориентирами при разработке и утверждении всех документов стратегического планирования являются также методические рекомендации Минэкономразвития, определяющие принципы планирования, методы разработки и корректировки планов, подходы к согласованию планов и прогнозов, разрабатываемых на разных уровнях власти[15].

Необходимо отметить, что помимо федерального законодательства, порядок организации прогнозно-плановой работы регулируют и законы субъектов федерации. Так, например, в Краснодарском крае эту функцию выполняет Закон Краснодарского края от 6 ноября 2015 года № 3267-КЗ «О стратегическом планировании и индикативных планах социально-экономического развития в Краснодарском крае», принятый Законодательным Собранием Краснодарского края 21 октября 2015 года[16].

В соответствии с этим законом определены субъекты прогнозно-плановой работы, ее уровни, порядок выработки планов социально-экономического развития, мониторинга его результатов.

Таким образом, формируется многоуровневая система законодательного регулирования прогнозно-плановой работы, обеспечивающая связь между всеми уровнями власти в стране, а также координацию разрабатываемых планов.


ГЛАВА 2. Оценка ОРГАНИЗАЦИИ прогнозно-плановой работы муниципального образования город Краснодар

2.1. Общая характеристика МО город Краснодар

Муниципальное образование Краснодар – один из крупнейших городов Юга России. Расположенный в южной части Прикубанской равнины, в непосредственной близости от двух теплых морей, омывающих граница России, Краснодар фактически является «южными воротами» страны.

Численность населения Краснодара увеличивалась на протяжении всего периода существования города. По данным на 01.01.2018 г. она составила 972,9 тыс. человек, а с учетом агломерации – 1,34 млн чел. (рисунок 1), при этом краснодарская агломерация по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации является самой быстрорастущей агломерацией в стране[17].

Рисунок 1. Численность населения МО г. Краснодар в 1990-2017 гг., тыс. чел.

Является Краснодар и одним из крупнейших экономических центров России. Так, в 2017 г. общий объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий составил 543,5 млрд. руб. (рисунок 2).

Рисунок 2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий МО г. Краснодар в 2012-2017 гг., млрд. руб.

Наиболее интенсивно развиваются в городе такие виды экономической деятельности как добыча полезных ископаемых, обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, сельское хозяйство, сфера потребительского рынка, связь, транспорт[18].

Сельское хозяйство – одна из ведущих отраслей экономики не только в крае, но и в городе. Только крупными и средними сельскохозяйственными организациями города в 2017 году было произведено и отгружено продукции на сумму 4929,3 миллиона рублей, что на 11,4 % выше, чем в 2016 г.[19]

По вводу в действие жилых домов за счёт всех источников финансирования за 2017 г. Краснодар стал лидером Южного Федерального округа с показателем 2462,6 тыс. кв. м. общей площади, при этом в расчете на 1 жителя города было введено 2,53 кв. метра общей площади, что является одним из лучших показателей в Российской Федерации.