Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы использования игровых методик в процессе обучения
1.1.Роль игры в формировании познавательных интересов
1.3. Формирование познавательного интереса посредством сюжетно-ролевой игры
2.1.Исследование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Программа с игровыми технологиями на развитие познавательного интереса
Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым
После проведения игр снова была проведена диагностика
.3. Оценка эффективности игровых методик по формированию познавательной активности в старшем дошкольном возрасте
Опишем третий этап эксперимента - контрольный, в ходе которого происходила оценка эффективности проектного метода «Познавательное развитие».
Повторная диагностика проводилось с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента. Родители охотно соглашались заполнить анкету.
Результаты исследования на контрольном этапе по методике представлены в таблице 5.
Таблице 5.
№ |
ФИО ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
баллы |
уровень позн.акт-ти |
|||
1 |
Коля С. |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
33 |
высокий |
|||
2 |
Лена В. |
а |
б |
б |
а |
б |
б |
а |
27 |
высокий |
|||
3 |
Сеня П. |
б |
в |
а |
б |
а |
в |
б |
21 |
средний |
|||
4 |
Оля А. |
б |
в |
а |
а |
а |
б |
а |
27 |
высокий |
|||
5 |
Катя Т. |
б |
а |
б |
б |
б |
б |
в |
21 |
средний |
|||
6 |
Вася К. |
в |
в |
а |
б |
а |
в |
б |
19 |
средний |
|||
7 |
Петя В. |
в |
в |
б |
в |
в |
б |
а |
15 |
средний |
|||
8 |
Олег З. |
а |
б |
а |
в |
а |
а |
б |
27 |
высокий |
|||
9 |
Уля У. |
б |
а |
б |
а |
б |
б |
б |
24 |
средний |
|||
10 |
Дима М. |
а |
б |
а |
в |
а |
а |
в |
25 |
средний |
|||
11 |
Рома М. |
в |
б |
б |
в |
в |
а |
а |
19 |
средний |
|||
12 |
Вера К. |
в |
б |
б |
б |
в |
б |
б |
17 |
низкий |
|||
13 |
Ваня В. |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
29 |
высокий |
|||
14 |
Нина П. |
б |
а |
в |
а |
а |
а |
б |
27 |
высокий |
|||
15 |
Сергей М. |
б |
в |
б |
б |
в |
б |
б |
17 |
низкий |
|||
16 |
Женя К. |
а |
б |
б |
а |
а |
б |
б |
27 |
высокий |
|||
17 |
Юля С. |
а |
б |
б |
б |
а |
в |
в |
21 |
средний |
|||
18 |
Дима Д. |
а |
б |
б |
б |
а |
а |
б |
27 |
средний |
|||
19 |
Лена К. |
б |
б |
а |
а |
б |
в |
в |
21 |
средний |
|||
20 |
Леша Д. |
а |
а |
б |
б |
б |
а |
б |
27 |
высокий |
Представим результаты в диаграмме 4.
Диаграмма 4 «Уровни познавательной потребности в подготовительной группе МБДОУ №19
Из диаграммы видно, что после проведения проектного метода в группе уверенно преобладает средний и выше среднего уровни познавательных потребностей – 90%, только 2 ребенка (10%) по прежнему показали низкую заинтересованность в познании.
Сравнение изменений в сфере интересов испытуемых, которые произошли с момента констатирующего этапа до контрольной диагностики, представим в Диаграмме 5.
Диаграмма 5. Динамика развития познавательной активности в испытуемой группе
Результаты повторной диагностики по методике «Древо желаний» представлены в таблице 6.
Таблица 6.
№ |
ФИО ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
баллы |
уровень позн.акт-ти |
|||
1 |
Коля С. |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
12 |
высокий |
|||
2 |
Лена В. |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
4 |
10 |
высокий |
|||
3 |
Сеня П. |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
5 |
средний |
|||
4 |
Оля А. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
средний |
|||
5 |
Катя Т. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
10 |
высокий |
|||
6 |
Вася К. |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
средний |
|||
7 |
Петя В. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
8 |
средний |
|||
8 |
Олег З. |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
0 |
6 |
высокий |
|||
9 |
Уля У. |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
средний |
|||
10 |
Дима М. |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
7 |
средний |
|||
11 |
Рома М. |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
8 |
средний |
|||
12 |
Вера К. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
низкий |
|||
13 |
Ваня В. |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
10 |
высокий |
|||
14 |
Нина П. |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
11 |
высокий |
|||
15 |
Сергей М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
средний |
|||
16 |
Женя К. |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
9 |
высокий |
|||
17 |
Юля С. |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
4 |
средний |
|||
18 |
Дима Д. |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
средний |
|||
19 |
Лена К. |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
средний |
|||
20 |
Леша Д. |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5 |
средний |
Представим результаты в Диаграмме 6.
Диаграмма 6 «Уровни познавательной потребности в подготовительной группе МБДОУ №19
На контрольном этапе испытуемые показали следующие результаты: 60% - средний уровень, 35% -высокий, и только у одной девочки уровень познавательной активности остался на низком уровне.
Сравнение изменений в сфере интересов испытуемых, которые произошли с момента констатирующего этапа до контрольной диагностики, представим в Диаграмме 7.
Диаграмма 7. Динамика развития познавательной активности в испытуемой группе
Результаты повторной диагностики по методике «Волшебный домик» представлены в таблице 7.
Таблица 7.
№ |
ФИО ребенка |
устанавливающий |
Определительный |
Причинный |
Вопрос-гипотеза |
баллы |
уровень познават. активности |
|
1 |
Коля С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
высокий |
|
2 |
Лена В. |
2 |
1 |
2 |
2 |
10 |
оч.высокий |
|
3 |
Сеня П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
средний |
|
4 |
Оля А. |
1 |
2 |
1 |
1 |
10 |
оч.высокий |
|
5 |
Катя Т. |
1 |
1 |
2 |
1 |
6 |
средний |
|
6 |
Вася К. |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
средний |
|
7 |
Петя В. |
2 |
1 |
1 |
0 |
5 |
средний |
|
8 |
Олег З. |
2 |
1 |
3 |
2 |
10 |
оч.высокий |
|
9 |
Уля У. |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
низкий |
|
10 |
Дима М. |
2 |
1 |
1 |
0 |
9 |
высокий |
|
11 |
Рома М. |
2 |
2 |
0 |
0 |
8 |
высокий |
|
12 |
Вера К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
высокий |
|
13 |
Ваня В. |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
средний |
|
14 |
Нина П. |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
оч.высокий |
|
15 |
Сергей М. |
1 |
0 |
1 |
1 |
4 |
средний |
|
16 |
Женя К. |
0 |
0 |
2 |
2 |
9 |
высокий |
|
17 |
Юля С. |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
средний |
|
18 |
Дима Д. |
3 |
2 |
2 |
0 |
10 |
оч.высокий |
|
19 |
Лена К. |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
средний |
|
20 |
Леша Д. |
1 |
1 |
0 |
1 |
4 |
средний |
Согласно данным, полученным по методике «Волшебный домик», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 8.
Диаграмма 8 «Уровни познавательной активности воспитанников подготовительной группы МБДОУ №19 по методике «Волшебный домик»
На контрольном этапе испытуемые показали следующие результаты: 45% - средний уровень, 50% -высокий и очень высокий, и только у ОляУ.-5% уровень познавательной активности остался на низком уровне.
Проанализировав полученные результаты испытуемого класса на контрольном этапе, мы видим, что около 90% в группе показали уровень высокой и средней познавательной активности.
Из 5-ти учащихся, у которых на констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень низкой познавательной активности, на контрольном этапе осталась только одна девочка.
Таким образом, сравнение данных по апробированным методикам свидетельствуют о положительной динамике изменений.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности формирующего этапа эксперимента, направленного на развитие познавательного интереса дошкольников в педагогическом процессе образовательной деятельности.
Выводы. Исследование проводилось тремя этапами, эмпирическая часть исследования включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты.
В исследовании приняли участие 20 детей старшей подготовительной группы МБДОУ №19. Диагностический инструментарий включал в себя: методики В.С Юркевич: «Изучение познавательной потребности дошкольника» и «Древо желаний» и методика М.Б.Шумаковой «Волшебный домик».
Полученные в ходе анкетирования на констатирующем этапе эксперимента данные, указывают на то, что в испытуемой группе общий уровень познавательной активности – средний (75%), но у 5 детей (25%) выявлена низкая познавательная активность.
Повторная диагностика, проводимая с применением методик, использованных на констатирующем этапе, позволила нам увидеть положительную динамику изменения уровня познавательной активности в группе.
Полученные на контрольном этапе эксперимента данные указывают, что:
1) количество детей с уровнем нормы учебной мотивации и выше составляет 95%, что на 20% больше, чем на констатирующем эксперименте.
2)Количество детей, показывающих низкий уровень, сократилось с 5-ти до одного человека, что на 20 % меньше.
Полученные данные позволяют нам подтвердить заявленную нами гипотезу: внедрение в педагогический образовательный процесс игровых методик способствуют повышению уровня познавательной активности в старшем дошкольном возрасте.
Использование игровых методик позволяет значительно повысить самостоятельную творческую активность детей, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Заключение
В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Через игру идет развитие способностей ребенка и формирование личности.
Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы и необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.
Анализируя результаты, полученные после проведения формирующего этапа эксперимента, мы видим рост среднего и высокого уровней познавательной активности в испытуемой группе заметно увеличился. Тогда как детей с низкой активностью стало на 20% меньше.
Таким образом, игровые методики актуальны и очень эффективны. Они дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Исследование проводилось тремя этапами, эмпирическая часть исследования включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты.
В исследовании приняли участие 20 детей старшей подготовительной группы МБДОУ №19. Диагностический инструментарий включал в себя: методики В.С Юркевич: «Изучение познавательной потребности дошкольника» и «Древо желаний» и методика М.Б.Шумаковой «Волшебный домик».
Полученные в ходе анкетирования на констатирующем этапе эксперимента данные, указывают на то, что в испытуемой группе общий уровень познавательной активности – средний (75%), но у 5 детей (25%) выявлена низкая познавательная активность.
Полученные на контрольном этапе эксперимента данные указывают, что:
1) количество детей с уровнем нормы учебной мотивации и выше составляет 95%, что на 20% больше, чем на констатирующем эксперименте.