Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы использования игровых методик в процессе обучения
1.1.Роль игры в формировании познавательных интересов
1.3. Формирование познавательного интереса посредством сюжетно-ролевой игры
2.1.Исследование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Программа с игровыми технологиями на развитие познавательного интереса
Инструкция: Давай поиграем в игру «Вопрошайка!» Ты можешь спрашивать обо всем, что тебе хочется узнать о предметах, изображенных на картинках.
В протоколах фиксируются имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.
Обработка данных:
Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:
– широта охвата предметов, изображенных на картинках;
– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;
– тип вопросов.
Интерпретация данных:
1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).
2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).
3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).
4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).
10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов;
8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов;
4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов;
2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос;
0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.
Перевод баллов в уровень:
10 баллов – очень высокий уровень;
8 – 9 баллов – высокий уровень;
4 – 7 баллов – средний уровень;
2 – 3 балла – низкий уровень;
0 – 1 балл – очень низкий уровень.
Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание.
Рассмотрим результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента, в котором приняли участие 20 детей подготовительной группы МБДОУ №19 – 12 мальчиков и 8 девочек, а также их родители.
Для выявления уровня познавательной активности родителям каждого ребенка было предложено ответить на вопросы анкеты. Не все родители имели желание заполнять анкету, но все согласились.
Бланк ответов представлен в таблице 2.
Таблица 2
№ |
ФИО ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
баллы |
уровень позн.акт-ти |
|||
1 |
Коля С. |
в |
в |
а |
б |
а |
а |
а |
25 |
средний |
|||
2 |
Лена В. |
а |
б |
б |
а |
б |
б |
а |
27 |
высокий |
|||
3 |
Сеня П. |
б |
в |
а |
б |
а |
в |
б |
21 |
средний |
|||
4 |
Оля А. |
б |
в |
а |
а |
а |
б |
а |
27 |
высокий |
|||
5 |
Катя Т. |
б |
а |
б |
б |
б |
б |
в |
21 |
средний |
|||
6 |
Вася К. |
в |
в |
а |
б |
а |
в |
б |
19 |
средний |
|||
7 |
Петя В. |
в |
в |
б |
в |
в |
б |
а |
15 |
средний |
|||
8 |
Олег З. |
а |
б |
а |
в |
а |
а |
б |
27 |
высокий |
|||
9 |
Уля У. |
б |
в |
в |
б |
б |
б |
в |
15 |
низкий |
|||
10 |
Дима М. |
а |
б |
а |
в |
а |
а |
в |
25 |
средний |
|||
11 |
Рома М. |
в |
б |
б |
в |
в |
а |
а |
19 |
средний |
|||
12 |
Вера К. |
б |
б |
в |
б |
б |
в |
б |
17 |
низкий |
|||
13 |
Ваня В. |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
29 |
высокий |
|||
14 |
Нина П. |
б |
а |
в |
а |
а |
а |
б |
27 |
высокий |
|||
15 |
Сергей М. |
б |
в |
а |
б |
б |
в |
б |
17 |
низкий |
|||
16 |
Женя К. |
а |
б |
б |
а |
а |
б |
б |
27 |
высокий |
|||
17 |
Юля С. |
в |
б |
в |
б |
а |
в |
в |
15 |
низкий |
|||
18 |
Дима Д. |
б |
а |
в |
б |
а |
а |
б |
25 |
средний |
|||
19 |
Лена К. |
в |
б |
а |
а |
б |
в |
в |
19 |
средний |
|||
20 |
Леша Д. |
б |
в |
б |
в |
в |
а |
в |
15 |
низкий |
Согласно данным, полученным по методике «Изучение познавательной потребности дошкольника», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 1.
Диаграмма 1 «Уровни познавательной потребности в подготовительной группе МБДОУ №19
Из диаграммы видно, что в группе преобладает средний уровень познавательных потребностей – 45%(9 детей), у 30% (6 детей) познавательные потребности выражены сильно, а у 25% (5 детей) - выражены слабо.
Работа по методике «Древо желаний» проводилась с каждым ребенком индивидуально, в первой половине дня, в отдельном кабинете. Перед анкетированием велось наблюдение за поведением и настроением ребенка, и только после того, как мы убеждались в его расположении к беседе, ребенок приглашался в кабинет. Протокол ответов представлен в таблице 3.
Таблица 3.
№ |
ФИО ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
баллы |
уровень позн.акт-ти |
|||
1 |
Коля С. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
8 |
средний |
|||
2 |
Лена В. |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
4 |
10 |
высокий |
|||
3 |
Сеня П. |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
5 |
средний |
|||
4 |
Оля А. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
средний |
|||
5 |
Катя Т. |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
7 |
средний |
|||
6 |
Вася К. |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
низкий |
|||
7 |
Петя В. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
8 |
средний |
|||
8 |
Олег З. |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
0 |
6 |
высокий |
|||
9 |
Уля У. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
|||
10 |
Дима М. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
3 |
7 |
средний |
|||
11 |
Рома М. |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
8 |
средний |
|||
12 |
Вера К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
низкий |
|||
13 |
Ваня В. |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
10 |
высокий |
|||
14 |
Нина П. |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
11 |
высокий |
|||
15 |
Сергей М. |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
низкий |
|||
16 |
Женя К. |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
9 |
высокий |
|||
17 |
Юля С. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
низкий |
|||
18 |
Дима Д. |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
средний |
|||
19 |
Лена К. |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
средний |
|||
20 |
Леша Д. |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
низкий |
Согласно данным, полученным по методике «Древо желаний», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 2.
Диаграмма 2 «Уровни познавательной активности воспитанников подготовительной группы МБДОУ №19 по методике «Древо желаний»
Из диаграммы 2 видно, что в группе преобладает средний уровень познавательных потребностей – 45%(9 детей), у 25% (5 детей) познавательная активность выражена сильно, а у 30% (6 детей) – познавательная активность на низком уровне.
Работа по методике «Волшебный домик » проводилась с каждым ребенком индивидуально, в первой половине дня, в отдельном кабинете. Перед анкетированием велось наблюдение за поведением и настроением ребенка, и только после того, как мы убеждались в его расположении к беседе, ребенок приглашался в кабинет. Протокол ответов представлен в таблице 4.
Таблица 4.
№ |
ФИО ребенка |
устанавливающий |
Определительный |
Причинный |
Вопрос-гипотеза |
баллы |
уровень познават. активности |
|
1 |
Коля С. |
1 |
0 |
1 |
1 |
8 |
высокий |
|
2 |
Лена В. |
2 |
1 |
0 |
2 |
10 |
оч.высокий |
|
3 |
Сеня П. |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
средний |
|
4 |
Оля А. |
1 |
2 |
1 |
1 |
10 |
оч.высокий |
|
5 |
Катя Т. |
1 |
1 |
2 |
1 |
6 |
средний |
|
6 |
Вася К. |
1 |
0 |
2 |
0 |
5 |
средний |
|
7 |
Петя В. |
2 |
1 |
0 |
0 |
5 |
средний |
|
8 |
Олег З. |
2 |
1 |
3 |
2 |
10 |
оч.высокий |
|
9 |
Уля У. |
1 |
1 |
0 |
1 |
6 |
средний |
|
10 |
Дима М. |
2 |
1 |
1 |
0 |
9 |
высокий |
|
11 |
Рома М. |
2 |
2 |
0 |
0 |
8 |
высокий |
|
12 |
Вера К. |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
низкий |
|
13 |
Ваня В. |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
средний |
|
14 |
Нина П. |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
оч.высокий |
|
15 |
Сергей М. |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
низкий |
|
16 |
Женя К. |
0 |
0 |
2 |
2 |
9 |
высокий |
|
17 |
Юля С. |
1 |
2 |
0 |
0 |
4 |
средний |
|
18 |
Дима Д. |
2 |
2 |
1 |
0 |
10 |
оч.высокий |
|
19 |
Лена К. |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
низкий |
|
20 |
Леша Д. |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
низкий |
Согласно данным, полученным по методике «Волшебный домик», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 3.
Диаграмма 3 «Уровни познавательной активности воспитанников подготовительной группы МБДОУ №19 по методике «Волшебный домик»
Диаграмма 3 показывает, что в группе 45% детей умеют правильно и осознанно задавать вопросы, что говорит об их достаточно высоком познавательном интересе, у 35% деток познавательный интерес развит на среднем уровне, а у 20% - выражен низкий уровень.
Комплексно проанализировав полученные результаты испытуемой группы и родителей на констатирующем этапе эксперимента мы видим, что 5 учащихся стабильно имеют низкий уровень познавательной активности.
Полученные данные позволяют констатировать необходимость коррекционной работы, направленной на повышение познавательной активности в группе.
Описание программы с игровыми упражнениями приводится в следующем параграфе.
2.2 Программа с игровыми технологиями на развитие познавательного интереса
В программе предлагается использование игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Мною была проведено несколько игр, направленных на развитие познавательных интересов у старшей подготовительной группы.
1.Цифра, вставай! (для детей с 6 лет)
Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр
Каждому ребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.
2.Вопрос – ответ (для детей с 6 лет)
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать
Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:
Какое из животных больше – лошадь или собака?
Утром люди завтракают. А вечером?
Днём на улице светло, а ночью?
Небо голубое, а трава?
Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?
Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск?
Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?..
Какие ты знаешь виды транспорта?
Чем весна отличается от осени?
На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
Для чего нужны автомобилю тормоза?
Что общего между белкой и кошкой?
Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
3.Школьные правила (для детей с 6 лет)
Цель: повышение школьной компетенции
«Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».
«Если я спрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, что нельзя – потопаете ногами.
Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Вставать и ходить по классу. Есть конфеты. Разговаривать с соседом по парте. Писать в тетрадях буквы. Рисовать в учебнике. Рисовать в тетрадях машинки.
4.Что потом? (для детей с 6 лет)
Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.
Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности. Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.
ЗИМА – ВЕСНА СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ ДЕНЬ – ВЕЧЕР ЛЕТО – ОСЕНЬ СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЯТЬ – ШЕСТЬ НОЧЬ - УТРО
5. Сравнение предметов (для детей с 6 лет)
Цель: развитие мыслительных операций.
У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Пары слов для сравнения:
МУХА И БАБОЧКА
ДОМ И ИЗБУШКА
СТОЛ И СТУЛЬЯ
КНИГА И ТЕТРАДЬ
ВОДА И МОЛОКО
ТОПОР И МОЛОТОК
ПИАНИНО И СКРИПКА
ШАЛОСТЬ И ДРАКА
ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
Кляксы (для детей с 6 лет)
Цель: Развитие воображения, мышления, речи
Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.