Файл: Роль игры в формировании познавательных интересов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инструкция: Давай поиграем в игру «Вопрошайка!» Ты можешь спрашивать обо всем, что тебе хочется узнать о предметах, изображенных на картинках.

В протоколах фиксируются имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка данных:

Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

Интерпретация данных:

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов;

8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов;

4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов;

2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос;

0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень:

10 баллов – очень высокий уровень;

8 – 9 баллов – высокий уровень;

4 – 7 баллов – средний уровень;

2 – 3 балла – низкий уровень;

0 – 1 балл – очень низкий уровень.

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание.

Рассмотрим результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента, в котором приняли участие 20 детей подготовительной группы МБДОУ №19 – 12 мальчиков и 8 девочек, а также их родители.

Для выявления уровня познавательной активности родителям каждого ребенка было предложено ответить на вопросы анкеты. Не все родители имели желание заполнять анкету, но все согласились.

Бланк ответов представлен в таблице 2.

Таблица 2

ФИО

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

баллы

уровень

позн.акт-ти

1

Коля С.

в

в

а

б

а

а

а

25

средний

2

Лена В.

а

б

б

а

б

б

а

27

высокий

3

Сеня П.

б

в

а

б

а

в

б

21

средний

4

Оля А.

б

в

а

а

а

б

а

27

высокий

5

Катя Т.

б

а

б

б

б

б

в

21

средний

6

Вася К.

в

в

а

б

а

в

б

19

средний

7

Петя В.

в

в

б

в

в

б

а

15

средний

8

Олег З.

а

б

а

в

а

а

б

27

высокий

9

Уля У.

б

в

в

б

б

б

в

15

низкий

10

Дима М.

а

б

а

в

а

а

в

25

средний

11

Рома М.

в

б

б

в

в

а

а

19

средний

12

Вера К.

б

б

в

б

б

в

б

17

низкий

13

Ваня В.

а

а

а

б

б

а

б

29

высокий

14

Нина П.

б

а

в

а

а

а

б

27

высокий

15

Сергей М.

б

в

а

б

б

в

б

17

низкий

16

Женя К.

а

б

б

а

а

б

б

27

высокий

17

Юля С.

в

б

в

б

а

в

в

15

низкий

18

Дима Д.

б

а

в

б

а

а

б

25

средний

19

Лена К.

в

б

а

а

б

в

в

19

средний

20

Леша Д.

б

в

б

в

в

а

в

15

низкий


Согласно данным, полученным по методике «Изучение познавательной потребности дошкольника», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 1.

Диаграмма 1 «Уровни познавательной потребности в подготовительной группе МБДОУ №19

Из диаграммы видно, что в группе преобладает средний уровень познавательных потребностей – 45%(9 детей), у 30% (6 детей) познавательные потребности выражены сильно, а у 25% (5 детей) - выражены слабо.

Работа по методике «Древо желаний» проводилась с каждым ребенком индивидуально, в первой половине дня, в отдельном кабинете. Перед анкетированием велось наблюдение за поведением и настроением ребенка, и только после того, как мы убеждались в его расположении к беседе, ребенок приглашался в кабинет. Протокол ответов представлен в таблице 3.

Таблица 3.

ФИО

ребенка

1

2

3

4

5

6

баллы

уровень

позн.акт-ти

1

Коля С.

1

1

2

1

1

1

8

средний

2

Лена В.

1

2

0

2

1

4

10

высокий

3

Сеня П.

2

0

1

2

0

0

5

средний

4

Оля А.

1

1

1

1

2

2

8

средний

5

Катя Т.

2

1

1

1

0

2

7

средний

6

Вася К.

0

1

1

0

0

0

2

низкий

7

Петя В.

1

1

1

2

1

2

8

средний

8

Олег З.

1

1

0

1

3

0

6

высокий

9

Уля У.

0

0

0

0

0

0

0

низкий

10

Дима М.

1

0

1

0

2

3

7

средний

11

Рома М.

1

1

0

0

3

3

8

средний

12

Вера К.

0

0

0

0

1

1

2

низкий

13

Ваня В.

2

3

2

1

1

1

10

высокий

14

Нина П.

3

3

1

2

2

1

11

высокий

15

Сергей М.

0

0

1

0

1

0

2

низкий

16

Женя К.

2

1

1

1

2

2

9

высокий

17

Юля С.

0

0

1

1

0

0

2

низкий

18

Дима Д.

2

1

1

1

0

1

5

средний

19

Лена К.

0

1

1

1

1

1

5

средний

20

Леша Д.

1

0

0

0

1

0

2

низкий


Согласно данным, полученным по методике «Древо желаний», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 2.

Диаграмма 2 «Уровни познавательной активности воспитанников подготовительной группы МБДОУ №19 по методике «Древо желаний»

Из диаграммы 2 видно, что в группе преобладает средний уровень познавательных потребностей – 45%(9 детей), у 25% (5 детей) познавательная активность выражена сильно, а у 30% (6 детей) – познавательная активность на низком уровне.

Работа по методике «Волшебный домик » проводилась с каждым ребенком индивидуально, в первой половине дня, в отдельном кабинете. Перед анкетированием велось наблюдение за поведением и настроением ребенка, и только после того, как мы убеждались в его расположении к беседе, ребенок приглашался в кабинет. Протокол ответов представлен в таблице 4.

Таблица 4.

ФИО

ребенка

устанавливающий

Определительный

Причинный

Вопрос-гипотеза

баллы

уровень

познават.

активности

1

Коля С.

1

0

1

1

8

высокий

2

Лена В.

2

1

0

2

10

оч.высокий

3

Сеня П.

0

1

1

0

2

средний

4

Оля А.

1

2

1

1

10

оч.высокий

5

Катя Т.

1

1

2

1

6

средний

6

Вася К.

1

0

2

0

5

средний

7

Петя В.

2

1

0

0

5

средний

8

Олег З.

2

1

3

2

10

оч.высокий

9

Уля У.

1

1

0

1

6

средний

10

Дима М.

2

1

1

0

9

высокий

11

Рома М.

2

2

0

0

8

высокий

12

Вера К.

1

0

0

0

2

низкий

13

Ваня В.

1

1

0

1

5

средний

14

Нина П.

3

3

2

2

10

оч.высокий

15

Сергей М.

0

1

1

0

3

низкий

16

Женя К.

0

0

2

2

9

высокий

17

Юля С.

1

2

0

0

4

средний

18

Дима Д.

2

2

1

0

10

оч.высокий

19

Лена К.

0

0

1

0

2

низкий

20

Леша Д.

0

0

0

1

2

низкий


Согласно данным, полученным по методике «Волшебный домик», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 3.

Диаграмма 3 «Уровни познавательной активности воспитанников подготовительной группы МБДОУ №19 по методике «Волшебный домик»

Диаграмма 3 показывает, что в группе 45% детей умеют правильно и осознанно задавать вопросы, что говорит об их достаточно высоком познавательном интересе, у 35% деток познавательный интерес развит на среднем уровне, а у 20% - выражен низкий уровень.

Комплексно проанализировав полученные результаты испытуемой группы и родителей на констатирующем этапе эксперимента мы видим, что 5 учащихся стабильно имеют низкий уровень познавательной активности.

Полученные данные позволяют констатировать необходимость коррекционной работы, направленной на повышение познавательной активности в группе.

Описание программы с игровыми упражнениями приводится в следующем параграфе.

2.2 Программа с игровыми технологиями на развитие познавательного интереса

В программе предлагается использование игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Мною была проведено несколько игр, направленных на развитие познавательных интересов у старшей подготовительной группы.

1.Цифра, вставай!  (для детей с 6 лет)

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр

Каждому ребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.

2.Вопрос – ответ (для детей с 6 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:

Какое из животных больше – лошадь или собака? 

Утром люди завтракают. А вечером? 

Днём на улице светло, а ночью?


Небо голубое, а трава? 

 Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что? 

Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск? 

Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?.. 

 Какие ты знаешь виды транспорта? 

Чем весна отличается от осени?

На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

Для чего нужны автомобилю тормоза?

Что общего между белкой и кошкой?

Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

 3.Школьные правила (для детей с 6 лет)

Цель: повышение школьной компетенции

«Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».

«Если я спрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, что нельзя – потопаете ногами.

Слушать учителя.  Отвечать на вопросы учителя.   Вставать и ходить по классу.  Есть конфеты.  Разговаривать с соседом по парте.  Писать в тетрадях буквы.   Рисовать в учебнике.  Рисовать в тетрадях машинки.     

 4.Что потом? (для детей с 6 лет)

Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.

Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности. Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.

ЗИМА – ВЕСНА   СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ    ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК      ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ     ДЕНЬ – ВЕЧЕР    ЛЕТО – ОСЕНЬ      СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ     ПЯТЬ – ШЕСТЬ      НОЧЬ - УТРО

 5. Сравнение предметов (для детей с 6 лет)

Цель: развитие мыслительных операций.

У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

 Пары слов для сравнения:

МУХА И БАБОЧКА

ДОМ И ИЗБУШКА

 СТОЛ И СТУЛЬЯ

КНИГА И ТЕТРАДЬ

ВОДА И МОЛОКО

ТОПОР И МОЛОТОК

ПИАНИНО И СКРИПКА

ШАЛОСТЬ И ДРАКА

ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

ГОРОД И ДЕРЕВНЯ     

Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Кляксы (для детей с 6 лет)

Цель: Развитие воображения, мышления, речи

 Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.