Файл: Роль игры в формировании познавательных интересов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современный уровень развития науки, техники требуют от младших школьников глубоких знаний. Умение логически мыслить, использовать приобретенные умения, навыки и знания является непременным элементом любого образования. Для эффективности процессов развития памяти, внимания, воображения необходимы особые условия. Одним из них является необходимость соотношения учебной деятельности младшего школьника с таким видом познания как игра.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Тема исследования «Игра как средство формирования познавательного интереса у дошкольников».

Цель исследования – выявить значение игровых технологий в педагогической деятельности для формирования познавательного интереса у дошкольников.

Объект исследования – игровые технологии

Предмет исследования – технология проектов в педагогическом процессе

Гипотеза исследования: внедрение в педагогический образовательный процесс игрового метода проектного обучения способствует повышению уровня познавательной активности в старшем дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой работы;

- рассмотреть игры и их роль в процессе формирования познавательных интересов;

- рассмотреть роль игры в формировании познавательного интереса дошкольников;

-определить эффективность использования игровых методик как средства развития познавательного интереса дошкольников.


Методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы, анкетирование учителей и старшеклассников, констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем – выявлена значимость применения игровых технологий в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что проверена эффективность использования игровых технологии в образовательном процессе.

База исследования – МБДОУ №19. В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной группы

Глава 1. Теоретические основы использования игровых методик в процессе обучения

1.1.Роль игры в формировании познавательных интересов

Истоки сочетания обучения маленьких детей с игрой – в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Гули - гули» и многие другие. Мать, играя с ребенком, учит производить элементарные игровые действия. Называя части тела, предметы или игровые действия, ласково приговаривая, мать закладывает самые первые основы обучения родному языку, создает радость общения. К. Д. Ушинский высоко ценил игры, любовно создаваемые народом для детей, Он указывал на то, что игры, материнские припевки, потешки, прибаутки, маленькие сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам, А. П. Усова, отмечая воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры.

В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов.[1]


Для развития внимания используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта. Например: колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т.д.

Развитию мышления способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает дошкольнику объединить предметы по общему признаку, а на лишний указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Игра корректируется для раннего дошкольного возраста более легкими предметами.

Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.

Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».

Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.

Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.

1.2 Виды и структура игры

Игра – средство умственного и нравственного воспитания детей. Через игру идет формирование личности ребенка, развитие его способностей. Он учится наблюдать, анализировать, обобщать факты, делать выводы.[2]

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка.»


Для реализации данной цели педагогика выделяет некоторые функции дидактической игры:

Формирование устойчивого интереса к учению, снижение напряжения.

Примером дидактических игр, реализующих эту функцию, могут служить игры, в которых учебный материал «наложен» на сюжетную, занимательную основу. (Демонстрация видео сюжета)

Формирование психологического образования – мышления, внимания, памяти..

Примером может являться игра «Не скажу». Игра строится так: «Перечисляя натуральные числа, ученики не должны произносить числа, кратные заданному числу, заменяя их словами «Не скажу»»

В этой игре наряду с проверкой знания таблицы умножения формируется механизм переключения памяти.

Формирование навыков учебной работы.

Например, дидактическая игра «Магазин», организованная на материале составления задач, возможна при глубоком понимании структуры задачи и этапов ее решения. В ходе игры дети составляют и решают ряд задач, соответствующих модели: «Цена, количество, стоимость, наличие денег».

Через данную игру идет активное овладение способами решения задач.

Создание условий для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка.

Такие игры помогают овладеть умениями контролировать и оценивать свою деятельность. Для этого на некоторых этапах урока вводится игра «учитель – ученик», когда дети пробуют свои силы в роли учителя[3].

 Для выполнения таких разнообразных функций необходимо было ввести в процесс обучения детей большое количество различных игр. Приведем различные классификации дидактических игр.

Виды по структуре дидактической игры

Сюжетно-ролевые

Игры-упражнения

Настольные дидактические игры, головоломки, ребусы, занимательные задачи

- путешествия

- соревнования

- спектакли

- эстафеты

- экскурсии

- на внимание

Требуют больше времени, но и вызывают больший интерес

По характеру познавательной деятельности игры

1) Игры,  требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

Например, игра «Составим узор», в которой учитель предлагает одному ученику составить узор из фигур на магнитной доске, а другим – у себя на парте.

2) Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.


Такие игры применяются на любом уроке и имеют цель – закрепить ранее полученные знания, сформировать какой-либо навык. (Демонстрация видео сюжета)

3) Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.[4]

На уроке по изучению переместительного свойства сложения используется игра «Числа – перебежчики». Команды по 5 человек. У каждого карточка с числами или знаком действия. Составляются равенства: 2 + 8 = 10, 8 + 2 = 10, 10 = 8 + 2. Сравнивая их, дети делают вывод: от перестановки слагаемых сумма не меняется.

4) Игры с элементами поиска и творчества.

В таких играх часто наряду с воспроизводящей деятельностью учитель предлагает детям что-либо дописать, придумать. В игре, проведенной в 4 классе, у детей формируется осознанное понятие склонения существительных, т.к. учитель ввел элемент поиска. (Демонстрация видео сюжета)

Игры, в которых планируется контролирующая деятельность учащихся.

Игра «Хлопки». Дети хлопают в ладоши в случае неверного ответа в примере.

3. Структура дидактических игр

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры;

подведение итогов.

Дидактическая задача – определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Она определяется учителем. Она для детей замаскирована.

Игровая задача – предлагается детям. Это то, что необходимо выполнить в игре. Игровая задача становится задачей ребенка, определяет его игровые действия.

Игровые действия – это средства реализации игрового замысла и выполнения дидактической задачи. Это собственно игра. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игра и тем успешнее решаются задачи.

Правила игры – это способы игры. С помощью правил педагог управляет игрой. Существуют некоторые требования к правилам:

правила должны быть простыми для восприятия и понятными детям;

должны излагаться лаконично, в строгой последовательности;

отражать очередность действий каждого ученика;

количество правил минимально, не содержит лишней информации.

Подведение итогов – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление победителей.

Таким образом, при проведении дидактической игры необходимо включать все структурные элементы, т.к. с их помощью решаются дидактические задачи.