Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы использования игровых методик в процессе обучения
1.1.Роль игры в формировании познавательных интересов
1.3. Формирование познавательного интереса посредством сюжетно-ролевой игры
2.1.Исследование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Программа с игровыми технологиями на развитие познавательного интереса
1.3. Формирование познавательного интереса посредством сюжетно-ролевой игры
Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, а это может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Прекрасным средством помочь маленькому человеку решить его «большие проблемы», найти ответы на самые сложные вопросы, научиться воспринимать и понимать этот огромный мир является игра. В ней формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В процессе игры ребёнок развивается, совершенствуется духовно и физически. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта
В дошкольном возрасте у детей часто встречаются серьёзные нарушения речи. Это заикание, нарушение темпа и мелодики речи. Причин заикания много, возможны элементы подражания, иногда испуга. Психологами установлено, что заикание чаще всего возникает в семьях, где к детям предъявляют слишком высокие требования. В этом случае очень полезно использовать игры с наручными куклами бибабо в сюжетно-ролевой игре «Гости» — этюд «Комплимент». Придя в гости, нужно сказать несколько добрых слов хозяевам, за что-то их похвалить. Обычно, выполняя роли кукол, дети начинают говорить без толчков.
Для речевого развития детей полезны сюжетно-ролевые игры с вербализацией действий, например: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье» и др.
В игре «Магазин» взрослый или ребёнок с более высоким уровнем речевого развития рассказывает о своём товаре: «К нам в магазин привезли марокканские и испанские апельсины. Марокканские апельсины — сладкие, круглые, оранжевого цвета, но чистятся плохо. А испанские немного кислые, но крупные, жёлтые, с толстой кожурой, легко чистятся. Вам какие апельсины?» Ребёнок должен повторить описание.
В сюжетно-ролевой игре «Салон красоты» косметолог, прикасаясь рукой к лицу ребёнка, говорит: «Сейчас я нарисую глаза. Какую форму рисовать? Такую форму, больше, меньше или оставим так как есть?» При этом обводит контур глаз: «Какого цвета будут веки?» Затем в аналогичном порядке «рисуются» брови, щёки, губы. Такие игровые этюды способствуют преодолению ситуативности речи, развитию умения связно и логично строить высказывания, овладению элементами объяснительной речи.
В упражнении «Смотри, запомни, назови» детям в течение 30 секунд показывают большую картину или карту, затем её убирают и задают вопросы. Например: «Сколько деревьев изображено? Что было изображено рядом с домом?» и т.д.
В любимую игру девочек «Магазин» можно включить упражнение на развитие смысловой и механической памяти «Запоминалка». Взрослый говорит: «Купи жёлтый лимон, круглое яблоко, горький перец, белый хлеб…» и так до 10 наименований. Ребёнок, покупая товар, должен повторить все слова и правильно сделать покупки. С целью развития у детей скорости мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения) в сюжетно-ролевые игры необходимо включать следующие упражнения: «Рассели животных по месту обитания», «Каждому животному своя клетка» (сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»), «Расставь товары на полке по форме, по назначению» (сюжетно-ролевая игра «Магазин»), «Построй дом по схеме» (сюжетно-ролевая игра «Строители») и т.д.
В процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» можно предложить детям решить «хитрые задачи».
Например, мальчик говорит: «Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? На столе лежат два яблока и одна груша. Сколько овощей на столе?»
С целью развития словесно-логического мышления интересны упражнения «Подбери слово», которое можно включать в любую сюжетно-ролевую игру. Педагог-психолог называет определение, к которому надо подобрать как можно больше слов таким образом, чтобы получились правильные словосочетания.
В сюжетно-ролевой игре «Почта» упражнение «Разнеси письма» ребёнок получает задание: отнести письмо. Адрес написан на карточке, на которой в восьми клеточках расположены попарно различные геометрические фигуры в определённой закономерности. Девятая клеточка пустая. Нужно определить, что должно быть нарисовано в девятой клеточке.
Из разнообразных способов психологической коррекции самым актуальным является игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, дающий возможность помочь детям, имеющим проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов.
Сюжетно-ролевая игра является источником гармонизации эмоционального состояния, развития произвольности, волевых качеств, творческих способностей и осознания ребёнком своих действий и своего личного «Я».
Подведем итоги. Правильно подобранные игровые технологии способствуют развитию познавательной активности учащихся и позволят повысить качество знаний. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Глава 2.Исследование игровых методик обучения «Познавательное развитие» в педагогической деятельности
2.1.Исследование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Исследование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ №19 во второй старшей подготовительной группе.
Гипотеза – повышению уровня познавательной активности в старшем дошкольном возрасте способствует внедрение в педагогический образовательный процесс игровых методик.
Задачи исследования
1. Подбор методик для диагностики познавательной активности в старшем школьном возрасте на констатирующем этапе эксперимента.
2. Выявление познавательной активности в старшей подготовительной группе №2 МБДОУ №19
3. Разработка программы по повышению уровня познавательной активности в старшем дошкольном возрасте
4. Проведение формирующего этапа.
5. Повторная диагностика, анализ результатов экспериментального исследования.
Экспериментальное исследование проводилось тремя этапами.
1 этап – констатирующий (август). Цель– выявление реального уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
2 этап – формирующий (сентябрь-октябрь). Цель этапа – формирование познавательной активности детей исследуемой группы, путем внедрения программы упражнений с применением игровых методик.
3 этап – контрольный (ноябрь). Цель контрольного этапа эксперимента – выявление изменения уровня познавательной активности , посредством проведения повторной диагностики в экспериментальной группе.
Учитывая возрастные особенности детей в возрасте 6-7 лет, для выявления уровня познавательной активности, нами были подобраны и апробированы две методики В.С Юркевич и методика М.Б.Шумаковой:
1.Методика «Изучение познавательной потребности дошкольника»
2.Методика «Древо желаний»
3.Методика «Волшебный домик».
Методика «Изучение познавательной потребности дошкольника» разработана для опроса родителей или воспитателей по выявлению уровня познавательной потребности, интересов и склонностей их детей.
Цель методики: выявить наличие, силу и устойчивость познавательной потребности.
Анкета, включающая 7 вопросов, адресованных родителям или воспитателям, представлена в таблице 1.
Таблица 1
№ |
вопросы |
Возможные ответы |
балл |
1 |
Как часто (полчаса – час) ребенок занимается какой- нибудь умственной работой? |
а) постоянно; б) иногда; в) очень редко |
5 3 1 |
2 |
Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку? |
а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как; в) получить готовый ответ от других |
5 3 1 |
3 |
Просит ли почитать книги, дослушивает до конца? |
а) постоянно слушает до конца; б) иногда, не всегда слушает до конца; в) редко |
5 3 1 |
4 |
Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением? |
а) очень эмоционально; б) когда как; в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) |
5 3 1 |
5 |
Часто ли ребенок задает вопросы? |
а) часто; б) иногда; в) очень редко |
5 3 1 |
6 |
Дожидается ли ответа на поставленный вопрос? |
а) да; б) не всегда; в) нет |
5 3 1 |
7 |
Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме? |
а) да, бывают довольно часто; б) когда как; в) не наблюдалось |
5 3 1 |
Обработка и интерпретация результатов:
интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:
27-35 баллов – высокий (потребность выражена сильно);
17-26 баллов – средний (потребность выражена умеренно);
меньше 17 баллов – низкий (потребность выражена слабо).
Методика «Древо желаний» разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучение познавательной активности детей
Оборудование: картинки и словесные ситуации.
Форма проведения – индивидуальная.
Ребенку задаются следующие вопросы:
1.Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
2.Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов, время – 6 мин.)
3.Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов, время – 6 мин.)
4.Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? ( 5 мин.)
5.Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6.Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? (регистрируются первые 5 ответов, время – 4 мин.)
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.
Методика «Волшебный домик»
Цель: Изучение познавательной активности ребенка - дошкольника, умения задавать вопросы.
Форма и условия проведения: индивидуальная
Оборудование: картинки, на которых с одной стороны изображены играющие дети, развлечения и другие интересные и понятные для детей действия, а на другой – незнакомые для него предметы.