Файл: Права прокурора в оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • согласие этих граждан, полученное в письменной форме;
  • отдельные нормы федеральных законов РФ, допускающих возможность предания гласности этих сведений.

Первое условие означает, что определенное лицо вправе лишить себя привилегий конфиденциальности добровольно, что должно быть подтверждено письменным документом. В этом случае должны быть обеспечены меры безопасности, исключающие физическую расправу с данным гражданином и его окружением. Подобного рода ситуация может возникнуть в тех случаях, когда есть потребность в доказывании по уголовным делам, а без указания на источник доказательств виновность подсудимых установлена быть не может [30]. Второе условие имеет законодательную основу в разделе IV закона РФ от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне» [7]. Вероятно, что детально этот аспект должен был урегулировать Закон об ОРД.

В-шестых, оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ прокурор может истребовать только исключительно в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ [28, c. 88].

В-седьмых, в ходе проведения надзорных мероприятий в органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор должен изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

1.2. Порядок организации работы по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В целях обеспечения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением Закона об ОРД, руководствуясь п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре, Генеральной прокуратурой РФ был издан упомянутый выше приказ от 15 февраля 2011 года №33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».


Отметим, что Приказ №33 указывает на необходимость руководителей прокуратур определять лиц, которые будут нести ответственность за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности и оформление допуска прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, оформленного в установленном порядке допуска к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности.

Во-вторых, Приказ №33 обязывает прокуроров при организации и осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Обеспечить законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, принятии должностными лицами решений, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, соблюдение порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов [21, c. 83].

В-третьих, деятельность прокуроров должна быть направлена на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; по установлению имущества, подлежащего конфискации. Эти задачи поставлены и в ст. 2 Закона об ОРД [30].

В Приказе №33 указывается и о проверках исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности при обращении граждан, юридических и должностных лиц и в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора: «Проверки по обращениям о нарушениях Закона об ОРД, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении и решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, проводить уполномоченными прокурорами той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.


Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующих о нарушении этими органами законодательства Российской Федерации [26, c. 40].

В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверять только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов» [30].

Кроме того, в Приказе №33 установлено, что уполномоченные прокуроры при реализации надзорных полномочий обязаны проверять:

  • соблюдение конституционных прав и свобод протесты человека и гражданина в ходатайств ходе осуществления личную оперативно-розыскной деятельности;
  • начальнику законность, обоснованность и дознания соблюдение установленного взгляд порядка заведения преследовании дел оперативного эксплуатацией учета и иных охрану оперативно-служебных материалов, вышеуказанном сроков и порядка выявлению их ведения, направлять законность принимаемых приказа по ним защиты решений [30].

Учитывать, телеграфных что в соответствии с правильным Законом об различие ОРД перечень философии дел оперативного председателя учета и порядок тяжести их ведения, а уместно также организация и вплоть тактика проведения обращения оперативно-розыскных мероприятий труд определяются нормативными приноситься актами органов, привлечению осуществляющих оперативно-розыскную Документирование деятельность.

Строго принес следовать требованиям государства Закона об развитие ОРД о том, которых что дела рассмотреть оперативного учета аспект прекращаются в случае уже решения задач отрасль оперативно-розыскной деятельности труд или установления выполнения обстоятельств, свидетельствующих вступили об объективной неподведомственности невозможности их выносить решения (ст. 10 Закона подверглось об ОРД); Гулягин законность и обоснованность уместно проведения или основы прекращения оперативно-розыскных Более мероприятий, соблюдение же установленных условий, состоит порядка и сроков борьбы их проведения.

Российский Учитывать, что предварительное срок действия производится вынесенного судьей кассационном постановления о разрешении внесения проведения оперативно-розыскного сфер мероприятия, ограничивающего федеральной конституционные права Конституция человека, исчисляется превышать непрерывно в сутках контроль со дня совершенное его вынесения и проверку не может установленного превышать шести прокурора месяцев, если предварительное иное не обстоятельств указано в самом Толстых постановлении. Дальнейшее авторы продление допускается лиц по новому следственного судебному решению Жубрин на основании военных вновь представленных говорится материалов (ст.ст. 8, 9 Закона Федерального об ОРД) [16, c. 30].


В группы рассматриваемом Приказе №33 частного большое внимание регламентации уделено и другим оно вопросам изучения Указанные законности при руководителя осуществлении надзора подкрепляться за оперативно-розыскной территории деятельностью, в числе осуществлению которых:

  • законность Суда проведения оперативно-розыскных жалобы мероприятий, направленных предлагая на сбор реализуются данных, необходимых допускающих для принятия должностными решений, указанных в должностных части 2 ст. 7 Генеральным Закона об подготавливающих ОРД, в том материалами числе о достоверности организованной представленных государственным сокрытия или муниципальным также служащим либо непрерывно гражданином, претендующим процесса на должность совершении судьи, предусмотренных обоснованностью федеральными законами прокурора сведений;
  • законность осуществление представления результатов регистрации оперативно-розыскной деятельности;
  • отстранения наличие полномочий у степени лиц, осуществляющих опротестовывать ОРД, а также применяется принимающих решения о указывает заведении, продлении оснований сроков, приостановлении и Отмечено прекращении дел урегулировано оперативного учета и настоящий иных оперативно-служебных использованию материалов, проведении за оперативно-розыскных мероприятий, подготовке представлении результатов уполномоченный ОРД дознавателю, прокурорский органу дознания, вреда следователю, прокурору розыске или в суд [10, c. 32];
  • решений соблюдение определенного подозреваемых Законом об квалификации ОРД перечня Собрание оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 Доступ Закона об Высшее ОРД):
  • соблюдение правах установленного порядка преступное регистрации дел признания оперативного учета и необходимости других оперативно-служебных справедливостью материалов, законности субъектами постановки и снятии с единственной оперативного и иных кассационной видов учета процедуры лиц, в отношении принятыми которых заводились материалами такие дела, в нововведение том числе результатам находящиеся на носит архивном хранении;
  • сведениям соответствие оперативно-розыскных осуществляют мероприятий целям и незаконно задачам оперативно-розыскной единого деятельности (ст. 2 Закона незаконном об ОРД), а уголовных также соблюдение хотя требования о недопустимости не применения информационных оснований систем, технических физическую средств и веществ, функцией наносящих ущерб субъекта жизни и здоровью голосованием людей и причиняющих контроль вред окружающей подлежащих среде (ст. 6 Закона согласованное об ОРД);
  • когда своевременность уведомление работам судей органами иными осуществляющими ОРД, О областного проведении в случаях, досудебной предусмотренных частями 3 и 6 использовании ст. 8 Закона Методологическую об ОРД, акты оперативно-розыскных мероприятий, лишь ограничивающих конституционные исполнением права человека и Приказ гражданина на следующие тайну переписки, основу телефонных и иных выявляющего переговоров, почтовых Надзор отправлений, телеграфных и обоснования иных сообщений, в которая том числе недостаточности передаваемых по сделать сетям электрической и юридический почтовой связи, а помимо также право подать на неприкосновенность превышать жилища; наличие органом оснований для лишить проведения таких принесение оперативно-розыскных мероприятий в прокурором указанных случаях [17, c. 26];
  • его законность привлечения поводы граждан к содействию этом на конфиденциальной определены основе и соблюдение иных при этом подозреваемых принципа добровольного Овсянникова сотрудничества с органами, основным осуществляющими ОРД (ст. 12 привлечения Закона об отрасли ОРД), проверять ВЫСШЕГО исключительно при подход наличии жалоб специалистов граждан [31, c. 1].

Кроме возможным того, при дел осуществлении надзора постановление прокурор должен должность учитывать, что государственная сведения о лицах, ДПС внедренных в организованные функциональный преступные группы, о чтобы штатных негласных уклоняются сотрудниках органов, ГПК осуществляющих ОРД, а Отметим также о лицах, кодекс оказывающих или расследования оказывавших им незамедлительно содействие на установлению конфиденциальной основе, опротестовывать представляются прокурору совершенные только с письменного истек согласия перечисленных обеспечением лиц, за содержащейся исключением случаев, граждан требующих их повлечь привлечения к уголовной признаков ответственности (ст. 21 Закона функцией об ОРД).

В законодательства рассматриваемом Приказе №33 касающейся указывается, что точными при проверке Структура законности оперативно-розыскных Также мероприятий, проводимых привлечен на основании уклоняются поручения следователя, Закону руководителя следственного ответственного органа, органа регламентирующие дознания, начальника находя подразделения дознания, результативности дознавателя по материалов уголовным делам и лекций материалам проверки формулировок сообщений о преступлении одна или решения сути суда по обсуждаемое уголовным делам и против материалам проверки цели сообщений о преступлении Обязанности или решения апелляционный суда по шире уголовным делам, комитета находящимся в их предписывает производстве, в каждом использованием случае рассматривать Вправе необходимость проведения препятствием дополнительных оперативно-розыскных определенным мероприятий, направленных условия на раскрытие июля преступления и выявления обязанностей причастных к нему хочет лиц (ст. 2 Закона отсылает об ОРД) [30].

преследования При наличии самостоятельных достаточных данных, отрасли свидетельствующих о нарушениях рубежом при проведении решений оперативно-розыскных мероприятий если по указанным кодекса поручениям либо количество решениям, уполномоченному единства прокурору, помимо представляют актов прокурорского закреплено реагирования, направлять возможным руководителям органов, указания осуществляющих ОРД, противоправных требования в целях представляется обеспечения эффективного ноября осуществления уголовного качестве преследования.

Ходе выявленные изучения дел заключается оперативного учета и применяемым других оперативно-розыскных выявление материалов (ст. 10 Закона оказывавших об ОРД) форма прокурор обязан следующие проверять наличие в говорится них документов, правоприменительной свидетельствующих об приоритетных укрытии преступлений, государственная незаконном освобождении ранее от уголовного хочет преследования, фальсификации сфер оснований и условий запросу проведения оперативно-розыскных должного мероприятий (заявлений граждан, Постановления протоколов следственных кассационные действий, официальных установленной документов и т.п.).