Файл: Особенности адаптации ребенка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности — мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование — уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи — на оценку выше всех остальных.

Самооценка у первоклассников формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием.

Школьный психолог с помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки школьника каждые полгода. Результаты будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы сопоставить и обобщить результаты. [9, с 140]

1.3 Особенности адаптации младших школьников

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, для которого требуется ни день, ни неделя. Это связанно со значительными напряжениями всех систем организма. [6, с 69]

Часто далек бывает от первоклассников общешкольный коллектив. В нем они чувствуют себя пока еще беспомощными малышами, тогда как в детском саду сами опекали и заботились о них. Все это влияет на поведение ребенка. И для учителя очень важно составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь. У первоклассников сохраняется потребность в движении, поэтому учитель должен включить подвижные игры на переменах, а также дать им возможность подвигаться и на уроке. Однако особо значима для дальнейшего развития личности младшего школьника потребность во внешних впечатлениях. Именно на основе этой потребности быстро развиваются новые духовные потребности, в том числе и познавательные: потребность овладеть знаниями, умениями и навыками проникать в их сущность. [11, с 123] Потребность во внешних впечатлениях, таким образом, в начале обучения остается основной движущей силой развития. В связи с развитием познавательной потребности возникают разнообразные мотивы учения. У младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности, другие лежат как бы за пределами учебного процесса.[11, с 124] Итак, разнообразные мотивы учения, причины, их вызывающие, и, соответственно, постоянная работа учителя по развитию положительных, социально значимых мотивов учения — первостепенный фактор в развитии личности младшего школьника. В младшем школьном возрасте существенно развиваются и мотивы поведения, которые также начинают характеризовать личность ученика. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы. Идеалами становятся, как правило, героические личности. Ребенок может подражать своим идеалам, но подражает только внешней стороне их поступков. [11, с 125]


Нужно отметить также, что личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Как уже было сказано выше, в первую очередь для него значима личность учителя, который вводит ребенка в учебную деятельность. Именно на общение, прежде всего с учителем и направлен младший школьник. В первое время обучения он также воспринимает одноклассников «через учителя» и обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот почему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений. [11, с 126]

Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, эта система разнообразных потребностей, мотивов, целей и интересов.

Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть достаточно сильной. Однако, вскоре позиция школьника становится привычной, указанный мотив теряет свою значимость. К категории так называемых внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении в занятости определенного места в системе общественных отношений. [14, с 229] Но для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т. е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу. Нужно отметить, что познавательные интересы у первоклассников выражены в различной степени. Как правило, мотивы познания не занимают ведущего места у детей. Возникновение и поддержание познавательного интереса традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу. Опираясь на эти способы необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес. [14, с 230]

Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: он может, как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает. [16, с 302] Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:


1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

5)эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств, окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции. [17, с 402]

У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, мышление, внимание, произвольной становится организация деятельности, младшие школьники учатся управлять своим поведением. Этот процесс довольно сложный и длительный, часто осуществляется стихийно и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости ребенка. Психологи считают, что развивать психическую произвольность необходимо в начале школьного обучения через работу с самосознанием ребенка и тренировку его растущих функций.

В поведении

- умение определять конкретные цели своих поступков;

- умение искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;

-умение проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций;

- умение пытаться предвидеть конечный результат своих действий и поступков.


В развитии у детей описанных умений большое значение имеет возможность испытать различные варианты действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно выбор поступков или действий – первый шаг на пути развития произвольного управления поведением. [15, с 53]

Выводы:

Следует отметить, что поведение первоклассников нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. [11, с 132]

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей адаптации ребенка к школе

2.1 Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе гимназии №5 города Рудный Костанайской области и Старопросветсткой общеобразовательной школы Кетовского района Курганской области. Выборку составили 44 первоклассника: 23 ребенка гимназической школы, из них 14 девочек (61%), 9 мальчиков (35%), и 21 ребенок общеобразовательной школы: 10 девочек (48%), 11 мальчиков (52%). Возраст испытуемых 6,5 – 7 лет. Самому старшему ребенку было 7 лет и 7 месяцев, самому младшему – 6 лет и 9 месяцев.

Цель исследования: анализ адаптации первоклассников к школе.

Объект исследования: адаптация к школе.

Гипотеза исследования: уровни тревожности и школьной мотивации у первоклассников гимназической школы выше, чем у первоклассников общеобразовательной школы.

Задачи:

-Проанализировать понятие «школьная адаптация» и выявить ее критерии для первоклассников;

-Сравнить показатели школьной адаптации мальчиков и девочек в первом классе общеобразовательной школы и гимназии;

-Сравнить показатели адаптации среди гимназистов и первоклассников общеобразовательной школы.

Методы исследования:

  • Теоретический анализ литературы по рассматриваемой теме;
  • Эмпирическое исследование;
  • Методы обработки данных: качественный анализ результатов;
  • Метод презентации данных: таблицы, рисунки.

В исследовании использовались следующие методики:

1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г.Лускановой.

2.2 Описание и обсуждение результатов эмпирического исследования

1. Методика Н. Г.Лускановой.

По результатам проведенного исследования были получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Сводная таблица результатов учащихся первых классов по диагностическим методикам

Методика

Показатели (уровни)

Мальчики (общеобразовательная школа)

Мальчики (гимназия)

Девочки (общеобразовательная школа)

Девочки (гимназия)

Методика Лускановой

1 уровень

18%

25%

20%

35%

2 уровень

27%

50%

20%

42%

3 уровень

29%

25%

50%

21%

4 уровень

16%

0

10%

0%

5 уровень

9%

0

0

0

Методика Ковалевой

норма

71%

77%

76%

98%

средний уровень дезадаптации

21%

22%

24%

1%

высокий уровень дезадаптации

5%

0%

0%

0%

очень высокий уровень дезадаптации

0%

0%

0%

0%

Уровень тревожности

высокий уровень

21%

69%

24%

56%

средний уровень

64%

34%

72%

39%

низкий уровень

15%

0%

7%

5%

Люшер

Норма

73%

85%

87%

76%

Повышенный

27%

15%

13%

24%

Пропуски

Нет пропусков

37%

54%

63%

46%

Максимальное число

26%

41%

74%

59%

Успеваемость

Отличники

28%

44%

30%

36%

Ударники

45%

34%

60%

64%

Троечники

18%

22%

10%

0%

Несправляются

9%

0%

0%

0%

Социометрия

Звезды

0%

0%

10%

14%

Предпочитаемые

36%

64%

20%

28%

Принятые

37%

22%

40%

28%

Отвергнутые

9%

9%

30%

8%

Изолированные

18%

11%

0%

22%