Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации ребенка к школе
1.1 Основные подходы к изучению адаптации ребенка к школе в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Особенности развития младших школьников
1.3 Особенности адаптации младших школьников
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей адаптации ребенка к школе
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Описание и обсуждение результатов эмпирического исследования
Высокий (первый) уровень школьной мотивации наблюдается у 19% школьников обучающихся в общеобразовательной школе, в гимназическом классе этот уровень наблюдается у 28% детей (рис. 1).
Высокий уровень предполагает наличие познавательных мотивов, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
Хорошая школьная мотивация (второй уровень) выявился у 24% детей обучающихся в общеобразовательной школе и у 35% школьников гимназии.
Рис. 1. Данные методики Лускановой в сравниваемых группах
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Положительное отношение к школе (третий уровень) выявился у 38% первоклассников общеобразовательной школы и 30% гимназистов. Данный уровень развития мотивации предполагает положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Низкая школьная мотивация (четвертый уровень) обнаружилась у 14% первоклассников общеобразовательной школы и 9% гимназической. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Негативное отношение к школе (пятый уровень) был выявлен у 5% детей общеобразовательной школы. В гимназическом классе этот уровень развития мотивации отсутствует. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
У 42% девочек, обучающихся в гимназии, преобладает хорошая школьная мотивация. 21% девочек, обучающихся в общеобразовательном классе, школа привлекает внеучебной деятельностью (рис.2).
В группе мальчиков, обучающихся в гимназическом классе, у 50% испытуемых был выявлен второй уровень развития мотивации, что является средней нормой для данного возрастного периода. У 29% первоклассников общеобразовательной школы доминирует третий уровень развития мотивации. Кроме того, в данной группе детей был выявлен низкий уровень развития мотивации и негативное отношение к школе (16% и 9% соответственно). У мальчиков гимназистов этих уровней выявлено не было.
Рис. 2. Данные методики Н.Г.Лускановой по гендерному признаку
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство первоклассников гимназической школы в целом, хорошо мотивированы на обучение, что является нормой для данного возрастного периода. Девочки данной группы имеют хороший уровень мотивации, что является средней нормой. Мальчики в рассматриваемой группе имеют более низкий уровень мотивации и более ориентированы на внеучебную деятельность.
Первоклассники общеобразовательной школы также имеют положительное отношение к посещению учебного заведения, но большинство из них школа привлекает своей внеучебной деятельностью. Кроме того, первоклассницы, обучающиеся в общеобразовательном классе, имеют низкую мотивацию и посещают школу неохотно. В целом можно сказать, что большинство первоклассников, как мальчиков, так и девочек в гимназии имеют хорошую школьную мотивацию и ориентированы на обучение в школе лучше, чем их сверстники из общеобразовательной школы. Последних школа привлекает больше своей внеучебной деятельностью.
2. Определение адаптации первоклассников.
Опросник Л.М. Ковалевой
В гимназическом классе школы 91% детей имеет нормальный уровень адаптации к школе. Среднюю степень дезадаптации имеет 9% детей. Серьезный и критический уровень дезадапатации в данной группе выявлен не был.
В классе общеобразовательной школы 80% детей так же имеют хороший уровень адаптации, что не дает возможности говорить о неблагополучии данной группы. Средний уровень дезадаптации наблюдается у 14% детей. Серьезная степень дезадаптации наблюдается у 5% испытуемых. Критического уровня дезадаптации в обеих группах выявлено не было.
Рис. 3. Данные методики Ковалевой в исследуемых группах
В классе общеобразовательной школы 76% девочек имеет нормальный уровень адаптации, в гимназическом классе этот показатель равен 98% (рис.4). Средний уровень дезадапатации имеет 24% девочек из общеобразовательной школы и 0% гимназии (рис 3).
В группе мальчиков общеобразовательной школы 71% имеет нормальную адаптацию и 21% средний уровень дезадаптации; 5% имеет высокий уровень нарушения адаптации (рис 4).
В гимназическом классе нормальный уровень адаптации выявлен у 77% первоклассников. Средняя степень дезадапатации обнаружилась у 32% детей. Серьезная степень дезадапатации в гимназическом классе среди мальчиков выявлена не была.
Таким образом, в классе гимназической школы большинство детей не имеют нарушений адаптации, при этом девочки адаптированы к школе лучше, чем мальчики.
Рис. 4. Данные методики Ковалевой в различных по полу группах
В классе общеобразовательной школы дети также адаптированы к посещению школы достаточно хорошо. Тем не менее, в рассматриваемой группе имеют место дети со средним и высоким уровнем дезадаптации. В гимназическом классе таких детей выявлено не было.
3 Тест тревожности (Тэммл, Дорки, Амен).
В классе гимназической школы у 56% детей выявился высокий уровень тревожности. Средний уровень тревожности наблюдается у 43% испытуемых. Низкий уровень тревожности в данной группе обнаружен не был.
Рис. 5. Данные методики тревожность
В классе общеобразовательной школы доминирующим уровнем тревожности является средний (80%) (рис.5). Низкий уровень тревожности выявился у 6% первоклассника; высокий у 13% детей.
56% девочек обучающихся в гимназии, имеют высокий уровень тревожности (рис. 6). Большинство первоклассниц общеобразовательной школы (72% ) имеют средний уровень тревожности.
Первоклассники гимназии (мальчики) имеют в своем большинстве высокий уровень развития тревожности (69%). В группе мальчиков обучающихся в общеобразовательной школе, у 64% человек выявился средний уровень тревожности.
Рис. 6. Данные теста тревожности по гендерному признаку
Таким образом, дети, обучающиеся в гимназии имеют более высокий уровень тревожности, по сравнению со сверстниками из общеобразовательной школы. У большинства детей, не обучающихся в гимназии уровень тревожности находится на среднем уровне.
4 Тест Люшера
А.Б. Хромов полагает, что положительный прогноз к школе зависит от многих факторов жизнедеятельности, в которых формируется личность ребенка в школе и дома. Если до поступления в школу родители достаточно обращали внимания на развитие ребенка, если ребенок до школы научился читать, то в начальной школе прогнозируется быстрая адаптация к школьным нагрузкам и хорошая школьная успеваемость. Успешность обучения в таком случае зависит, в основном, от учебной мотивации самого ребенка.
Показателем функционального благополучия основных психофизиологических структур организма ребенка, определяющих базовые энергетические и динамические детерминанты деятельности и поведения, являются нормативные позиции, занимаемые основными и дополнительными цветами.
Как правило, основные хроматические цвета группируются вместе и занимают первые четыре ранговые позиции, а последние три позиции занимают дополнительные и ахроматические стимулы: 34512067.
Такая раскладка соответствует среднестатистической норме распределения цветовых стимулов для детей семи лет.
По данным теста М.Люшера можно сделать заключение о том, что хороший прогноз адаптации ребенка к школе наблюдается в общеобразовательной школе у 87% детей, в гимназическом классе этот показатель равен 92%. Не благоприятный прогноз по адаптации имеют 13% первоклассников общеобразовательной школы и 8% гимназической.
Рис. 7. Данные методики М. Люшера
Благоприятный прогноз адаптации к школе говорит о эмоциональной зрелости и волевой готовности детей к обучению в школе и является хорошим прогностическим показателем адаптации ребенка к школе. Такие дети с первых дней учебы быстро адаптируются к школьной жизни, хорошо учатся, имеют положительную учебную мотивацию и испытывают удовлетворенность от школьной жизнедеятельности.
Прогностически неблагоприятный прогноз подразумевает, что у ребенка возможны серьезные проблемы адаптации. Такие дети отличаются от других детей эмоциональной неустойчивостью, определяющейся низкими порогами чувствительности и эмоциональной возбудимости, высокой импульсивностью и выраженной экстраверсией.
В школе на уроках у них наблюдается неусидчивость, невнимательность, отмечается низкая учебная мотивация и плохая успеваемость.[32]
В группе мальчиков, посещающих общеобразовательную школу, хороший уровень адаптации выявился у 73% (рис.8). В группе гимназистов (мальчиков) этот показатель равен 85%. В группе девочек гимназисток хорошая адаптация проявилась у 87%, в группе девочек общеобразовательной школы рассматриваемый показатель выявился у 76%.
Рис. 8. Данные методики М.Люшера по гендерному признаку
5 Анализ пропусков учебных занятий по результатам третьей четверти.
По результатам анализа количества пропусков было установлено, что в общеобразовательной школе максимальное количество пропусков за третью четверть составило 11 дней, минимальное количество 3 дня. В гимназической школе максимальное количество пропусков составило 8 дней, минимальное - 1 день. Ни разу не пропустили учебные занятия в общеобразовательной школе 47% детей, в гимназической 56%. Среднее количество пропущенных дней в общеобразовательной школе составило 5 дней, в гимназической 3 дня (рис.8).
Рис.9 Количество количества пропусков дней в исследуемых группах.
В общеобразовательной школе ни разу не пропустили занятия 37% девочек и 63% мальчиков. В гимназии не было ни одного попуска у 26% девочек и 74% мальчиков. В гимназической школе максимальное количество пропусков выявлено у 41% мальчиков и 59% девочек. Максимальное количество пропусков в общеобразовательной школе было выявлено у 26% девочек и 74% мальчиков (рис 10).
Рис. 10 Количество пропусков у первоклассников по гендерному признаку
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что дети, обучающиеся в общеобразовательной школе, имеют большее количество пропусков, чем их сверстники гимназисты. Девочки, обучающиеся в общеобразовательной школе, пропускают занятия чаще, чем первоклассницы - гимназистки. Среди мальчиков замечена тенденция к более частому пропуску занятий среди гимназистов.
6. Данные успеваемости обучающихся за третью четверть.
По результатам анализа успеваемости можно сделать вывод о том, что в классе общеобразовательной школы выявилось 28% отличников; 53% ударников; 14% троечников и 5%, детей, не усвоивших программу обучения (рис.11). В гимназической школе 39% отличников; 53% ударников; 8% троечников, не усвоивших программу обучения не выявлено.
Рис. 11 Данные успеваемости в исследуемых группах
Большинство мальчиков (45%), обучающихся в общеобразовательной школе, имеют хорошую успеваемость, то есть, их можно отнести к группе «ударников». Их сверстники (мальчики) в гимназической школе в своем большинстве (44%) обучаются «на отлично». 60% девочек общеобразовательной школы имеют хорошую успеваемость (группа «ударников") (рис 12) Девочки гимназистки так же в своем большинстве (64%) обучаются хорошо.
В группе мальчиков обучающихся в общеобразовательной школе выявлено 9% детей не усваивающих школьную программу. В других группах таких первоклассников выявлено не было.
Рис. 12 Данные успеваемости по гендерному признаку
7. Методика социометрия.
Хорошая адаптация к школе наряду с хорошей успеваемостью, со сформированностью психофизических процессов, высокой мотивацией – это еще и полноценно сформированные, сплоченные взаимоотношения между одноклассниками. О таких отношениях говорят наличие в классе детей с социометрическим статусом «звезды»», «предпочитаемые» и «принятые». О нарушениях социально – психологической адаптации говорят такие социометрические статусы как « отверженные», и «изолированные».
В группе первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, было выявлено 4% детей со статусом «звезды», 29% детей со статусом «предпочитаемые», 39% детей со статусом «принятые», 19% со статусом «отвергнутые» и 9% со статусом «изолированные» (рис12).
В классе детей обучающихся в гимназии было выявлено 9% детей со статусом «звезды», 44% детей со статусом «предпочитаемые» 26% детей со статусом «принятые» 4% со статусом «отвергнутые» и 17% со статусом «изолированные» (рис 13).