Файл: Особенности адаптации ребенка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.13 Данные методики социометрия в исследуемых группах

В группе мальчиков обучающихся в общеобразовательной школе, детей со статусом «звезды» выявлено не было, предпочитаемых детей в данной группе обнаружилось 36%, принятых 37%, отвергнутых 9%, изолированных детей 18%. У их сверстников (мальчиков) обучающихся в общеобразовательной школе так же детей со статусом «звезды» выявлено не было. Предпочитаемых первоклассников обнаружилось 64%, принятых 22%, отвергаемых не выявлено, изолированных 11%.

В группе девочек общеобразовательной школы нами было обнаружено 10% первоклассниц со статусом «звезды», 20% предпочитаемых, 40% принимаемых, и 30% отвергнутых. Изолированных детей выявлено не было (рис 14).

Среди первоклассниц – гимназисток было выявлено 14% девочек со статусом «звезды», предпочитаемых 28%, процент принятых девочек в данной группе так же равен 28%, отвергнутых 8% и изолированных 22% .

Рис. 14 Данные методики социометрия в различных гендерных группах

Таким образом, в группе мальчиков обучающихся в первом классе, среди детей, обучающихся в общеобразовательной школе преобладают мальчики с социометрическим статусом «принятые», среди их сверстников гимназистов доминируют предпочитаемые первоклассники. Среди девочек первоклассниц в общеобразовательной школе преобладает статус « принятые», а в группе гимназисток доминирующем статусом является статус принятые и предпочитаемые соответственно 28% и 28%.

Кроме того, что об уровне адаптации ребенка к школе говорит так же количество «изолированных» детей.

В ходе нашего исследования мы установили, что в классе детей общеобразовательной школы детей с благоприятным социометрическим статусом «звезды», «принятые», « предпочитаемые» выявилось 10%, 56%, 77% соответственно. Детей с неблагоприятным социальным статусом «изолированные», «отвергаемые» обнаружилось 18% и 39% соответственно (рис.15).

В классе гимназической школы детей с социометрическим статусом «звезды» 14%, «принятые» 92%, «предпочитаемые» 50%. Не благоприятный социометрический статус «изолированные», «отвергаемые» был определен у 33% и 17% первоклассников.

Выводы:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в гимназической школе детей с благоприятным социометрическим статусом больше, чем в общеобразовательной школе. В последней количество первоклассников с положительными социальными статусами меньше. Это говорит о существовании тенденции к наличию более сплоченных отношений между детьми гимназической школы, что косвенным образом указывает на хорошую адаптацию к школе первоклассников - гимназистов.


Заключение

Теоретический анализ литературы позволяет нам охарактеризовать процесс адаптации, как один из главных процессов развития личности.

Наша работа была ориентирована на адаптированность первоклассников к школе, выявить их уровень мотивации и тревожности. В содержание работы входят две главы, которые направлены на теоретическое и практическое изучение проблемы. Исходя из поставленных задач, мы проанализировали литературу первой главы, дали общую характеристику процессу адаптации. Выделили уровни данного процесса с точки зрения отечественных и зарубежных психологов. Дали определение адаптации, раскрыли физиологические и психологические особенности адаптации ребенка. Здесь же раскрыли общую характеристику младшего школьного возраста. Выявили особенности адаптации младших школьников

Во второй главе мы провели экспериментальное исследование по выявлению уровня адаптации первоклассников.

Выделенные нами различия в уровне адаптации детей к обучению в школе, на наш взгляд, могут быть объяснены следующим образом:

1. Во-первых различия в уровне адаптации между гимназистами и первоклассниками общеобразовательной школы могут заключаться в бо-лее тщательном отборе детей в первые классы. При поступлении в гимна-зию ребенок проходит более глубокое и сложное обследование, участие в котором принимает психолог. В общеобразовательную школу принима-ются все дети не зависимо от их фактической школьной готовности.

2. Кроме того, различия на наш взгляд, могут зависеть и от воспи-тательной работы, проводимой с первоклассниками. В гимназической школе воспитательная и развивающая работа проводится в более широ-ком объеме.

3. Уровень профессионализма учителей, знание психофизиологиче-ских законов развития детей, на наш взгляд, также во многом помогают грамотно адаптировать первоклассников к обучению. Учителя гимназии имеют большую возможность повышать свою профессиональную компе-тенцию, состоять в профессиональных сообществах, постоянно обмени-ваться опытом.

4. Кроме этого, на наш взгляд, имеет значение, социальный статус родителей. Ни для кого не секрет, что в большинстве в гимназии обучают-ся дети состоятельных родителей и родителей с большими амбициями. Возможно поэтому, такие родители уделяют воспитанию и образованию своих детей большее внимание, начиная с подготовки к поступлению в школу.


5. Высокая тревожность детей гимназистов, объясняется, по нашему мнению, высокими требованиями, предъявляемыми учебными программа-ми гимназических школ. В общеобразовательной школе требования к зна-ниям, успеваемости детей более лояльны и соответствуют их реальным возможностям.

Библиография

1. Карпенко, Л. А. под общей редакцией Петровского, А. В., Ярошевского, М.Г. Краткий психологический словарь- М.: Политиздат, 1985 - 431с.

2. Кулагина, И. Я. Возрастная психология: развитие человека от рождения до полной зрелости [Текст] : учебное пособие для студ. высших учебн. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий .- 2-е изд. - М. : Сфера, 2009. - 464 с - ISBN 978-5-89145-075-2.

3. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ∕ Т. В. Костяк. – М.: Академия, 2008. – 176 с. – (высшее образование) ISBN 978-5-7695-4582-5.

4. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего воз¬раста: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1988. — 190 с. — (Психол. наука — школе). ISВN 5-09-000258-4.

5. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408-0.

6. Безруких, М. М., Ефимова. Ребенок идет в школу: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2000.- 248 с. ISBN 5-7695-0684-9.

7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений – М.:Академия,2001. -176 с. ISBN 5-7695-0445-5.

8. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб.пособие для студ. психол. фак. университетов/ Раиса Викторовна Овчарова. -2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. -448 с. ISBN 5-7695-2493-6.

9. Рогов, Е.И. Кн.1: Настольная книга практического психолога: учеб. пособие:В 2-х кн. / Рогов, Е.И. . Система работы психолога с детьми разного возраста.- 2-е изд., перераб.и доп.. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 384с.

10. Петровский, А. В.Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин –тов /А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.; Под ред. А. В. Петровского. –М.: Просвещение, 1987. -224 с.: ил.

11. Гамезо, М. В., Петрова, Е. А., Орлова Л. М., Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. ISBN 5-93134-195-1.

12. Немов, Р. С. Психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3кн./ Р. С. Немов. - 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2005. -Кн.1. Общие основы психологии. -687 с. ISBN 5-691-01346-7.


13. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания – Спб.: Питер, 2001. - 288 с. – (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-272-00315-2.

14. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с. ISBN 5-8297-0176-6.

15. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996. -240 с. ISBN 5-89144-007-5.

16. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные труды / Л.И. Божович. – Воронеж: Модэк; Москва: Институт практической психологии, 1995. – 352 с. ISBN 5-87224-086-4.

17. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. ISBN 5-318-00236-6.

18. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. –6-е изд. – М.: Альма Мастер, 2006. -702 с. –(«Gaudeamus») .ISBN 5-902766-13-3.

19. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу. –3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-144 с. ISBN 5-93134-070-X.

20. Фельдштейн, Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. –352 с. ISBN 5-89112-051-8(Институт практической психологии). ISBN 5-89395-094-1(МОДЭК).

21. Ильясова, И. И., Ляудис, В. Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». Московский университет, 1980.-292 с.

Приложения

Адаптация первоклассников: советы родителям

  • Начинайте морально готовить ребенка к школе заранее, еще в детском саду. Начиная с весны водите ребенка в школу, познакомьте с будущей учительницей. По предварительной договоренности посидите с ним на нескольких уроках. Сделайте так, чтобы 1 сентября он пришел в знакомую обстановку, с положительным настроем. Не обязательно ходить на подготовительные курсы, можно попроситься поговорить с учителем и побывать в школе и без посещения курсов.
  • Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
  • Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.
  • Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
  • Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
  • Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у малыша проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса.
  • Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап. Как правило в школе реализуется программа адаптации первоклассников и проводится одно или несколько тематических родительских собраний.
  • Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
  • С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
  • Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.

Помните, что каждый ребенок индивидуален. В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Не нужно сравнивать успехи своего малыша с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.

Анкета для родителей по адаптации первоклассника к школе

Насколько успешно привыкает ребенок к новым условиям, поможет понять небольшое тестирование. Эта анкета для родителей по адаптации первоклассников выявит, есть ли у ребенка проблемы со школой и нужна ли ему помощь.

Анкета

  1. Охотно ли идет ребенок в школу?
  • неохотно (ДА);
  • без особой охоты (ВДА);
  • охотно, с радостью (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
  • пока нет (ДА);
  • не совсем (ВДА);
  • основном, да (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
  • скорее нет, чем да (ДА);
  • не вполне (ВДА);
  • в основном да (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
  • иногда (ВДА);
  • довольно часто (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
  • в основном отрицательные впечатления (ДА);
  • положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА);
  • в основном положительные впечатления (А).
  1. Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру).
  2. Нуждается ли ваш ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
  • довольно часто (ДА);
  • иногда (ВДА);
  • не нуждается в помощи (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
  • перед трудностями сразу пасует (ДА);
  • обращается за помощью (ВДА);
  • старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА);
  • настойчив в преодолении трудностей (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
  • сам этого сделать не может (ДА);
  • иногда может (ВДА);
  • может, если его побудить к этому (А);
  • как правило, может (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1.  Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
  • довольно часто (ДА);
  • бывает, но редко (ВДА);
  • такого практически не бывает (А);
  • затрудняюсь ответить.