Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы коммуникационного процесса
1.1 Понятия и цели коммуникации
1.2 Сущность и виды коммуникации
1.3 Влияние психологических законов на процессы коммуникации в организации
2. Анализ системы коммуникаций управления фирмы АО «Стройдормаш»
2.1 Анализ коммуникативной политики фирмы
2.2 Проведение психологической диагностики отношений управления
Основными этическими нормами, которыми должен обладать всякий руководитель, на мой взгляд, являются: умение выслушать собеседника, умение общаться с людьми, умение вести деловую беседу, умение вести деловые переговоры, умение провести деловое совещание, умение дать публичную оценку подчиненному и так далее.
Считаю важным отметить качество, которое под прессом требований времени становится необходимым для каждого образованного и культурного человека - умение работать на персональном компьютере.
Без сомнения это не все качества, которыми должен обладать современный руководитель для достижения успеха в управлении подчиненной организацией, но даже обладание этим минимумом позволит, решит многие если не все проблемы коммуникации.
На данном этапе мною была проведена «Диагностика типа коммуникативной установки» по методике В.В. Бойко. В данном опроснике участвовало 15 человека.
Данная методика предназначена для выявления, прежде всего негативных коммуникативных видов установок личности по отношению к другим людям. К таким видам установок относятся: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них; открытая жестокость в отношениях к людям; брюзжание, т. е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. Кроме этого, методика позволяет выявить обоснованный негативизм в суждениях о людях и негативный личный опыт общения с окружающими.
Текст опросника:
-
- Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
- Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
- Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
- Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
- С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
- Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
- Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.
- Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.
- Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
- В моей жизни часто встречались циничные люди.
- Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
- Добро должно быть с кулаками.
- С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
- Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
- Большинство людей, с которыми приходятся иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.
- Я очень доверчивый человек.
- Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.
- Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
- Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
- Воспитанность в моем окружении — редкое качество.
- Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
- Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.
- Люди, как правило, безынициативны в работе.
- Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.
- Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.
Интерпретация и результаты по данным опросника В.В. Бойко можем проследить в приложении №1.
Вывод
Коммуникация – это взаимосвязь людей, передача информации и от одного слова может зависеть успех компании и дальнейшее ее существование. Поэтому руководитель компании АО «Стройдормаш» очень трогательно и щепетильно относится к подбору персонала. Данная организация занимается производством буровых установок и доставкой их по России и СНГ, поэтому от коммуникаций в этой организации зависит многое, так же от климата в коллективе. В структуре организации огромное значение имеют коммуникативные связи. Чем больше каналов коммуникации, тем эффективнее выстраивается система управления и мотивации персонала. Внутренний климат АО «Стройдормаш» обеспечивает вхождение человека в должность, знакомство с коллективом, обустройство рабочего места, получение необходимой для работы информации, а из этого вытекает и стабильность внешних коммуникаций и разработка рынка сбыта выпускаемой продукции. Коммуникации также служат дальнейшему развитию каждого сотрудника и продвижение его по карьерной лестнице, что является не маловажным аспектом в работе.
Заключение
В своей работе я постаралась полно раскрыть особенности коммуникации в организации, что, на мой взгляд, мне удалось. В целом коммуникация в любой организации представляет собой единство двух взаимосвязанных аспектов: коммуникации как сложившиеся традиции, нормы и стереотипы воздействия в организации, то есть элемента культуры организации, и коммуникации как элемента профессионализма людей и их взаимоотношений внутри и вне организации.
Рассмотрение коммуникации как структуры взаимодействия персонала важно для понимания всего возможного диапазона его осуществления: от повсеместного контроля и регламентации, до складывающихся взаимодействий людей в организации.
Коммуникативные барьеры в организации создает сам человек своей недоброжелательностью, нежеланием общаться, налаживать контакты с руководителем, коллегами, подчиненными. На рынке множество компаний предоставляющих аналогичные услуги и право лидерства и свое предпочтение отдается той компании, которая будет более благосклонно относиться к своим клиентам. По этому коммуникации в организации очень важный аспект, на который руководитель должен непосредственно обращать свое внимание.
Правильное управление процессом коммуникаций позволит реализовать самые сильные стороны организации и нейтрализовать слабые. Вся информация, как правило, вносит изменения в поведение рыночных отношений.
Список литературы:
-
- Жигалов В.Г. «Основы менеджмента и управленческой деятельности» Учебное пособие для кооперативных учебных заведений в 2-х частях.- М.: 2003. -397 с.;
- Андреева Г.М. «Социальная психология». – М.: 2004.-366 с.;
- Фролова С.С. «Социология организаций». Учебник. – М.: Гардарики, 2001.;
- Бориснев С.В. «Социология коммуникации». Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.;
- Виханский О.С. Менеджмент: учебник для вузов/ под ред. Виханского О.С., Наумова А.И. – М., изд.: «Гардарики», 2001 – 528 с.;
- Чаусов Н.Ю. «Менеджмент». Учебное пособие/ под ред. Чаусов Н.Ю., Калугин О.А., Чаусова Л.А. – Калуга: издательство АНО «КЦДО», 2008 – 440 с.;
- Гапоненко А.Л. Теория управления: учебник/ под ред. Гапоренко А.Л.- М.: изд «РАГС», 2004 – 558 с.;
- Латфуллина Г.Р. Организационное поведение: Учебник для вузов, 2-е издание, доп и перераб/под ред. Латфуллиной Г.Р., Громовой О.Н. – СПб.: Питер, 2008 – 464 с.;
- Лукичева Л.И. Управление организацией – М.: Омега – Л., 2004 – 354 с.;
- Лукичева Л.И. Управление персоналом – М.: МИЭТ., 2000 – 265 с.;
- «Управление – это наука и искусство» А. Файоль, Т. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г.Форд. Москва «Республика, 1992.;
- Гапоненко А.Л. Стратегическое управление» М.: Омега-Л., 2003 – 388 с.;
- Шепель В.М. Коммуникационный менеджмент. М.: Гардарики, 2004.;
- Скрипкин Т.П. «Психология доверия». М.: ACADEMIA, 2000.;
- Гапоненко А.Л. Стратегическое управление» М.: Омега-Л., 2003 – 388 с.;
- Бороздина Г.В. «Психология делового общения» М.: Деловая книга 1998., глава 7, «Имидж делового человека»;
- М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедаури. Основы менеджмента,3-е издание. Пер. с англ.-М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. – 672 с.: ил.- парал., тит. Англ.;
- Королько В.Г. «Основы паблик рилейшнз» М.: Киев 2000. 189с.;
- Гибсон Дж.Л. и другие «Организации: поведение, структура, процессы» Пер. с англ. 8-е изд. –М., 2000. -280 с.;
- Шекшня С.В. «Управление современной организации»;
- Буланова-Топоркова М.В. «Педагогика и психология высшей школы»: учебное пособие – Ростов-на-Дону. Феникс, 2002. -544 с.;
- Василина М.А. «Основы теории коммуникации», М.: «Гардарики» 2005.;
- Гапоненко А.Л. «Стратегическое управление» -М.: Омега-Л, 2003. -388 с.;
- Короев Ю.Б. Управление в АПК: учебник/под. Ред. Королев Ю.Б., Коротнев В.Д., Кочетова Г.Н., Никифорова Е.Н. – М.: Колос, 2003.-304 с.;
- Машков В.Н. Психология управления: учебное пособие 2-ое издание. –СПБ: издательство Михайлова В.А. 2002. -254 с.;
- Лукичева Л.И. Управление персоналом. –М.: МИЭТ, 2000.-265 с.;
- Чаидин Р. Социальная психология. Влияние. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-412 с.;
- Брэддик У. Менеджмент организации. –М.: Инфра –М.; 1997 -336 с.;
- Жарковская Е.П. Антикризисное управления – М.: Омега-Л, 2004 -260 с.;
- Черри К. «Человек и информация» М.; 1972;
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2011. – 672 с.Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. – Спб. : Питер, 2008. – 384 с..
Приложение №1
ФИО |
Общий уровень негативной установки |
Завуалиро ванная жестокость |
Открытая жестокость |
Обоснованный негативизм |
Брюзжание |
Негативный личный опыт |
Ольга К. 43 года |
85 |
16 |
35 |
4 |
10 |
20 |
Николай В. 28 лет |
8 |
0 |
0 |
1 |
2 |
5 |
Виктор Р. 19 лет |
23 |
7 |
0 |
1 |
4 |
11 |
Алексей К. 37 лет |
29 |
10 |
0 |
2 |
6 |
11 |
Анастасия Х 52 года |
68 |
11 |
23 |
6 |
11 |
17 |
Анна М. 33 года |
33 |
9 |
2 |
3 |
5 |
14 |
Кристина С. 32 года |
11 |
0 |
0 |
2 |
4 |
5 |
Мария У. 21 год |
78 |
14 |
29 |
7 |
15 |
13 |
Николай Р. 34 года |
9 |
0 |
1 |
1 |
2 |
5 |
Артем В. 40 лет |
17 |
0 |
2 |
1 |
6 |
8 |
Милана С. 28 лет |
59 |
13 |
28 |
1 |
6 |
11 |
Роза Р. 37 лет |
23 |
7 |
0 |
2 |
7 |
7 |
Любовь А. 29 лет |
63 |
13 |
28 |
1 |
10 |
11 |
Владимир Х 41 год |
8 |
0 |
0 |
1 |
2 |
5 |
Павел Т. 37 лет |
5 |
0 |
0 |
0 |
4 |
1 |
После просчета показателя негативной коммуникативной установки мы можем наблюдать, что у 33,5 % испытуемых (5 человек) отслеживается уровень больше среднего. Из этого следует сделать вывод о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая по всей вероятности неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров. У оставшихся 66,5% испытуемых выражен низкий уровень негативных коммуникативных установок, то есть люди настроены доброжелательно друг другу настроены на работу в коллективе не смотря ни на какие разногласия и тяжести коммуникативного процесса.
По показателям остальных респондентов можно сказать, что все показатели ниже среднего, но у Ольги К. мы наблюдает негативный личный опыт, из этого может и следовать повышенный уровень негативной установки. Также у Ольги К., Анастасии Х., Марии У., Любови А. прослеживается брюзжание, что означает ворчливость, недовольство это нагнетает обстановку в коллективе, склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. Обоснованный негативизм чуть выше нормы мы можем проследить у Анастасии Х. и Марии У. это демонстрирует весьма выраженную жестокость - завуалированную или открытую, либо и ту и другую сразу, но в то же время словно носят «розовые очки»: то, что вызывает обоснованный негативизм, они не замечают.
Завуалированная жестокость и открытая жестокость у всех испытуемых в пределах нормы, поэтому напрашивается вывод, что коллектив слаженный, добродушный, но в силу каких, то житейских невзгод некоторые имеют озлобленность и недоверие людям.
Рекомендации респондентам «Диагностики типа коммуникативной установки» В.В. Бойко.
Прежде чем вступить в процесс коммуникации с другими людьми, необходимо определить свои интересы, цели или интересы и цели компании, соотнести их с интересами партнёра по общению, работе, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло стремление продолжать данное общение.
На первом этапе общения обращается внимание на такие элементы, как выражения лица, позы, выбор слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его определённое восприятие сообщенной ему информации. В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи.
Рекомендации респондентам с высоким уровнем негативной коммуникативной установки: будьте сдержаннее, старайтесь более спокойно решать проблемы, больше находитесь на свежем воздухе, не ищите в каждом человеке негатив и не ждите подвоха. При старании тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим, например, на работе. Дело в том, что когда он заставляет себя сдерживаться, быть корректным, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, все обстоит безукоризненно, однако расплачиваться за это приходится высокой психологической ценой: рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу, нервному срыву, не исключено, что разрядка время от времени происходит за пределами работы: в семье, в общении с приятелями или в общественных местах, что тоже малоприятно.
-
Виханский О.С. Менеджмент: учебник для вузов/ под ред. Виханского О.С., Наумова А.И. – М., изд.: «Гардарики», 2001 – 528 с. ↑
-
Чаусов Н.Ю. «Менеджмент». Учебное пособие/ под ред. Чаусов Н.Ю., Калугин О.А., Чаусова Л.А. – Калуга: издательство АНО «КЦДО», 2008 – 440 с. ↑
-
Черри К. «Человек и информация» М.; 1972 ↑