Файл: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации – это обмен информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.

Коммуникации – это важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель организации тратит большинство своего времени на коммуникации, коммуникации с подчиненными, с сторонними организациями и так далее. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющим с позиции оценки эффективности управления предприятием.

Противоречия коммуникаций состоит в том, что некоторые исследователи не осознавали всю важность роли коммуникаций в организации, но принимали весьма не малое участие в распространении информации.

Отсюда вытекает проблема, что коммуникации в организациях не воспринимают всерьез как отдельный и важный аспект научного исследования.

Выбранная мною тема «Коммуникации в организации» актуальна так, как коммуникации имеют огромное значение для успеха организации. Для ее дальнейшей успешной карьеры на рынке услуг, неэффективные коммуникации из них вытекают и барьеры в общении и понимании – одна из важнейших сфер возникновения проблем в организациях. На уровне личности и организации, мы должны учиться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными. Эффективно работающие руководители – это те, кто эффективны в своих коммуникациях, те, чьи подчиненные более сплоченные в работе, более доброжелательные друг к другу и, разумеется, к своим клиентам. Они обладают хорошо развитыми умениями устного и письменного общения и понимают, как процесс коммуникации влияет на управление организацией, влияет на оплату труда, отношение к ним.

В связи с этим высокопрофессиональный специалист в управлении организации должен понимать, каким образом климат в организации влияет на обмен информацией, и должен владеть искусством устного и письменного общения, для помощи в решении этой проблемы.

Цель работы:

Определить значение коммуникативных источников в построении системы мотивации персонала в организации.

Предмет исследования:

Управление организацией.

Объект исследования:

Коммуникации в организации.


Для достижения цели мною были определены следующие задачи:

        1. Анализ литературы по проблеме исследования;
        2. Описание особенностей коммуникаций в организации;
        3. Раскрыть технологию управления коммуникации в организации АО «Стройдормаш».

Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Теоретические основы коммуникационного процесса

1.1 Понятия и цели коммуникации

Коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации, клиентов данной организации.

Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказаться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения.

Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

Информация – это лишь внешнее проявление коммуникации, ее результат. Информация играет центральную роль в коммуникационном существовании человека и выступает как средство коммуникации[1].

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации.

В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств отношений от одного лица к другому в устной или какой-либо другой форме (письменной, тесты, поза, тон голоса, время передачи) с целью получения в ответ желаемой реакции.

Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается и то, как это передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие, как минимум двух людей.

Говоря о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, понимают тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроением, чувствами, установками и так далее. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместную деятельность и лишь позже произошло его «выделение» так называемая психологическая спецификация, и в этой связи создание специфических средств. Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как передачу информации, и тогда сам процесс коммуникации может быть, понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, и в нем опускается некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту, здесь возникает и еще одно существенное упущение.


При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и фиксируется, уточняется, развивается.

Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко рассматривать все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между людьми[2].

Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей об опасности; информировать их, о чем либо; объяснить; развлечь; описать что-либо; убедить кого-либо в чем-либо.

Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей.

Цели коммуникации:

  1. Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;
  2. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
  3. Создание информацией каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;
  4. Регулирования и рационализация информационных потоков.

Исходя из целей коммуникации наши потребности можно распределить по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие. В самом широком смысле цель коммуникаций - осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания организации. В узком же смысле цель коммуникации - добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения[13].

1.2 Сущность и виды коммуникации

Коммуникация – это необходимое и всеобщее условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества.

Общество – не столько совокупность индивидов сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений, и, в первую очередь, обществоведов.

Для того что бы рассмотреть группу как организацию нужно наличие, как минимум двух человек, которые в свою очередь будут принадлежать к одной цепи и выстраивать какие либо коммуникации различными способами. Способы коммуникативного процесса в организации бывают: вербальными – это устная речь, разговорный стиль; письменными – это различного рода статьи, выдержки из них, письма, объявления, рекламные буклеты, брошюры и наконец, невербальными – это тон речи, паузы, жесты, акцентирование внимания, телодвижения и так далее. Невербальные способы могут дополнять вербальные способы коммуникации, что будет являться более эффективным средством коммуникативного процесса в управлении организации.


История общественной мысли свидетельствует, что философы и социологи, лингвисты и журналисты всегда в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения.

С появлением работ Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эмби, наших отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и других, термин коммуникация получил широкое распространение в самых разных отраслях науки и стал едва ли не самым многозначным. К началу 1960-х г.г. только в зарубежной философии и социологической литературе насчитывалось около сотни определений коммуникации.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня таких определений существует на порядок больше. Поэтому каждый, кто интересуется результатами научных исследований в данной области, сталкивается с богатым спектром точек зрения, аспектов, срезов, попыток общетеоретического и социального подхода к исследованию и пониманию коммуникации.

Виханский О.С. утверждал: - «коммуникация происходит от латинского «communis», что означает «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не то информации, а значения или смысла с помощью символов»[1][5].

По мнению Латфуллиной Г.Р., под коммуникацией понимается обмен идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения[8].

С другой стороны, Чаусов Н.Ю. говорит: - «Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого руководитель принимает решения и доводит их до сотрудников организации»[2][6].

А Фролов С.С. считает, что термин «коммуникация» (от лат. – «communication» - делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литературе в начале XX века (хотя, вероятно, первая модель коммуникации была предложена Аристотелем, выделявшим такие компоненты процесса коммуникации, как оратор, речь и аудитория)[3].

Термин коммуникации широко применяется и в обыденной жизни и среди специалистов. Так, транспортные коммуникации обеспечивают грузовые и пассажирские потоки всеми видами транспорта от одного пункта до другого. Инженерные коммуникации образуют сложную, подземную инфраструктуру города и микрорайонов, подводя к домам и предприятиям воду, тепло, электроэнергию, канализацию и другое. Информационные коммуникации обеспечивают телефонную, радиотелевизионную и космическую связь пользователей.


Термин коммуникация имеет достаточно много определений, например согласно И.П.Яковлеву, под коммуникацией как наукой следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, ее развитии и структуре, коммуникационных процессах и средствах.

Согласно С.В. Борисневу, коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств[4].

Согласно Н. Луману, под коммуникацией следует понимать некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие, специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой.

По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятия, и представляет одну из сложных проблем управления организации. В теории управления, коммуникация рассматривается, прежде всего, как предпосылка принятия решений и как способ существования и функционирования социальных систем, потому, что именно она обеспечивает связь между людьми, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры.

Под всеми вышеупомянутыми понятиями коммуникации кроется одно самое простое понятие, коммуникация – это процесс взаимодействия людей направленный на их дальнейшее сотрудничество. Чем легче проходит процесс коммуникации тем успешнее будет управление организацией и в свою очередь налаживание отношений с персоналом, коллегами, клиентами.

Коммуникации классифицируют по:

  1. По субъекту и средствам коммуникации:
    • Межличностные;
    • Организационные.

Организационные коммуникации делятся на внешние и внутренние.

  1. По каналам общения:
    • Формальные;
    • Неформальные.
  2. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов):
    • Вертикальные;
    • Горизонтальные.
  3. По направленности общения:
    • Нисходящие;
    • Восходящие коммуникации.

Основные виды коммуникации:

  1. Межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицо к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. Именно они представляют большую значимость для изучения организационного поведения.
  2. Организационные коммуникации – это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.