Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Немаловажную роль в системе международных экономических отношений играют валютно-финансовые организации, так как они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная организация, предназначением которой является регулирование валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказание им финансовой помощи при валютных затруднениях, называемых дефицитом платежного баланса, с помощью предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд – это специализированное учреждение ООН – практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ оказывает огромное влияние, как на развитие экономик стран-участников, так и на развитие мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономики важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы.

Целью курсовой работы является изучение Международного валютного фонда, его целей, функций и особенностей. Исходя из цели работы, можно определить следующие задачи:

  • Изучение истории возникновения, целей, задач и структуры МВФ;
  • Рассмотрение основных функций Международного Валютного Фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношений;
  • Особенности международных валютно-финансовых отношений МВФ и России.

Объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда. Предметом исследования – цели, функции и особенности МВФ.

1. МВФ: его история, сущность и структура

1.1. История возникновения МВФ

Потрясения начала XX века (Первая мировая война, Великая депрессия, а затем и Вторая мировая война) во многом предопределили структуру и функции МВФ. Уже после Первой мировой войны возник вопрос о необходимостимногостороннего межгосударственного регулирования международных экономическихотношений. Для этого были созваны Брюссельская 1921 г. и Генуэзская 1922 г. конференции по экономическим проблемам, на которых было заявлено о необходимости создания специального органа, который оказывал бы содействие сотрудничеству между странами в сфере экономики.


При этом ни одна конференция не достигла ожидаемых результатов. В тридцатые годы было проведено несколько международных конференций для решения вопроса о мировых валютах и международных экономических отношениях, но и они не увенчались успехом. Великая депрессия нанесла сокрушительный удар мировой экономике – в промежутке между 1929 и 1932гг., цены на товары во всем мире упали почти на 50%, а объем мировой торговли снизился на 63%. Однако положительным результатом стало понимание огромной связи между политической безопасностью и экономическим процветанием, а также того, что с расширением внешнеэкономических связей под воздействием внешних факторов возрастает уязвимость национальных экономик. Стало очевидно, что в политике изоляционизма, торговых и валютных войнах уже нет, и не будет победителей. Кризис международных валютных и кредитных отношений обострился с новой силой во время Второй мировой войны, когда большинство стран, за исключением США, Швейцарии, Мексики и стран Центральной Америки, ввели валютные ограничения. Мировые хозяйственные связи были окончательно нарушены, Европа почти полностью была оккупирована Германией, Франция пала, Британская империя отчаянно боролась за свое существование, СССР вел ожесточенные бои под Москвой. В этих условиях роль лидера в разработке нового мирового порядка взяла на себя страна, имеющая на тот момент быстро растущую экономику и самые сильные вооруженные силы – Соединенные Штаты. В отношении того, какой мировой порядок следует построить после окончания войны, в американском обществе существовал уверенный консенсус:

  • недопущение повторения британского опыта создания империй на базе силового контроля над слабыми обществами;
  • уважение принципа национального самоопределения;
  • создание системы коллективной безопасности;
  • создание мирового экономического сотрудничества на основе равноправного доступа к торговле и инвестициям, универсализма и многосторонности.

Уничтожение всех дискриминационных барьеров, замена двусторонних экономических отношений многосторонними, что позволило бы всем странам, по мнению американских стратегов, получить выгоды от мировойэкономической конкуренции, равного доступа к сырью, экономической специализации на основе принципа «сравнительных преимуществ». В таком открытом, многостороннем мире, где действуют универсальные, единые для всех законы взаимодействия, где существует взаимозависимость, вероятность возникновения нового мирового конфликта будет значительно снижена, так как «лучшие соседи – это процветающие соседи» (слова заместителя министра финансов США Г. Уайт).


Во время Второй мировой войны в США было создано огромное количество комитетов, задачей которых была разработка нового мирового порядка. Все эти комитеты предлагали разнообразные варианты послевоенного мирового устройства, однако, их общим мнением стала необходимость создания регулирующих специализированных институтов. Эти институты должны были сохранять и, в случае ослабления Соединенных Штатов, воспроизводить порядок в различных сферах мировой политики и экономики, т.е. «международные режимы». Планировалось создать валютно-финансовый режим, торговый, энергетический, морской, режим военной безопасности и т.д., которые должна была координировать международная организация – Организация Объединенных Наций. Кроме указанных функций ООН должна была исполнять роль единой системы мировой безопасности. Разработкой важнейших международных экономических режимов занимались также разнообразные комитеты и комиссии в Великобритании и других странах антигитлеровской коалиции. Среди предложенных проектов создания международной валютно-финансовой организации и новой системы международных валютных отношений первое место занял план международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом (США) и план международного клирингового союза – Д.М. Кейнса (Великобритания). План Д.М. Кейнса конечно же поддерживал интересы Великобритании и был направлен на облегчение ее валютно-финансовое положение. Было предложено создание международного клирингового союза, который бы выполнял функции мирового центрального банка. Этот банк должен был производить эмиссию безналичного международного платежного средства – банкора, не обеспеченного золотом, который должен был использоваться для расчетов между государствами для погашения дефицитов платежных балансов. Т.е. международный клиринговый союз должен был выступать институтом расчетов между странами, в котором каждая из стран должна была иметь счета в банкорах. По данным счетам по предложенному плану должен допускаться овердрафт, что в определенных пределах обеспечивало бы автоматическое взаимное кредитование стран – покрытие пассива платежного баланса одних стран за счет других, прежде всего за счет Соединенных Штатов.

Задачей плана Г. Уайта являлось создание послевоенной валютной системы, основанной на «международной валюте», главной целью являлась стабилизация курсов валют союзных стран для поощрения потоков производительного капитала. Уайтом отмечено, что поддержание стабильных курсов валют влечет за собой устранение валютного риска в международных экономических и финансовых сделках, издержки во внешней торговле снижаются, а капитал намного легче поступает в страну, где он получает наибольшую прибыль в отсутствии риска валютного обесценивания. Изначально план предусматривал создание стабилизационного фонда размером в один миллиард долларов, в составе которого было золото и правительственные ценные бумаги стран-участниц, для выдачи краткосрочных кредитов на финансирование дефицитов платежных балансов. При этом за стабилизационным фондом оставалось право изменить валютный курс страны-заемщика в одностороннем порядке, заставить страну отменить валютный контроль. Такие полномочия стабилизационного фонда черезчур явно затрагивали экономический суверенитет стран-членов, поэтому в таком содержании был неприемлем. В связи с этим первоначальная редакция плана была значительно переработана. Окончательный вариант плана был опубликован в 1943 году. В обсуждении плана принимали участие 30 стран и в окончательном варианте план Уайта содержал несколько целей:


  • помощь в стабилизации валютных курсов,
  • сокращение периодов и снижение степени неравновесия платежных балансов,
  • помощь в создании условий упрочения внешней торговли и производства,
  • облегчение эффективного использования блокированных валютных средств,
  • ослабление валютных ограничений и других дискриминационных мер.

Интересен то факт, что главной долгосрочной целью плана являлось создание универсального мира «открытых дверей», «интернационального капитализма», в котором преобладало господство многосторонних экономических и политических отношений. Однако, в среднесрочном плане допускалось преобладание «национального капитализма», который помог бы странам не допустить усугубления экономического кризиса через достижение полной занятости, даже в случае снижения экономической эффективности. Для достижения этих целей были предусмотрены ресурсы Фонда в размере не менее 5 миллиардов долларов.

Страны-члены должны были оплачивать свою квоту, которая исчислялась исходя из социально-экономического положения страны (валютных резервов, платежного баланса, национального дохода и т.д.), 30% в золоте, а остальная часть – в национальной валюте и правительственных ценных бумагах (не более 50% от квоты). При этом стоимость национальных валют должна была устанавливаться через валютную единицу Фонда «унитас», стоимость которой была равна 10 долларов по золотому содержанию того времени, а операции с золотом страны могли осуществлять только по паритету. Изменение паритета валют страны было возможно только в случаях фундаментального неравновесия платежного баланса страны и с согласия ¾ стран-членов Фонда. Планы Д.М Кейнса и Г.Д. Уайта обсуждались на международной конференции, которая проходила в Бреттон-Вудсе с 1 по 29 июля 1944 г. Делегацию Британии возглавлял сам Д.М. Кейнс. В результате в основу создания нового мирового порядка был взят план Уайта с учетом корректировок. Итогом конференции стало решение об учреждении Международного валютного фонда (МВФ) для помощи странам в борьбе с внешнеторговым дефицитом и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для предоставления кредитов на послевоенное восстановление. 44 страны, участвовавшие в конференции и подписавшие соглашения, должны были с помощью МВФ и МБРР обеспечить конвертируемость валют, поддерживать стабильный обменный курс (+10%), снять основные торговые ограничения и сбалансировать свой внешнеторговый дефицит. По требованию Британии все эти меры разрешалось отложить на 5 лет после окончания войны. В уставе был прописан принцип принятия решения на основе «взвешенного количества» голосов, данный принцип ставил в прямую зависимость количества голосов страны от величины вступительного взноса. На 30% всех голосов в Фонде и Банке претендовали США, в связи с большинством голосов Штаты автоматически становились главными распорядителями ресурсов и Фонда и Банка. СССР принимал участие в конференции и подписал учредительные документы о создании этих организаций. Но утвержденная система распределения голосов противоречила интересам СССР, т.к. экономика страны была сильно подорвана Второй мировой войной. Советская делегация предлагала распределить голоса организаций с равным количеством голосов у СССР и США не ставя в зависимость количество голосов от вступительного взноса, аргументируя это тем, что это негативно скажется на стране, понесшей значительные потери после Второй мировой войны. Также советская делегация обращала внимание на то, что условия предоставления кредитов МВФ, по сути, являются прямым вмешательством во внутренние дела принимающих стран. Итогом стал тот факт, что Советский Союз отказался ратифицировать договор об учреждении МВФ, а это автоматически лишает возможности стать членом МБРР, так как согласно уставу МБРР, членами Банка могут быть только страны-члены МВФ, исключение или выход страны из МВФ означает автоматическое исключение ее из Банка.


Таким образом, Советский Союз оказался вне системы международных финансовых организаций членом, которой, в 1992 г. стала Российская Федерация.

Таким образом, на конференции в Бреттон-Вудсе были приняты Статьи соглашения (Articles оf Agreement) МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 21 декабря 1945г. Практическую деятельность Фонд начал в мае 1946 г., имея в своем составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.

Фонд осуществляет свою деятельность в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН). Такой статус ему был предоставлен в результате заключенного с ООН соглашения, утвержденного в 1947 году Советом управляющих МВФ и генеральной Ассамблеей ООН. По настоянию США в это соглашение было включено положение, в соответствии с которым ООН не имеет права давать Фонду рекомендации, относящиеся к проводимой им политики. Практически МВФ является институциональной основой международной валютной системы.

В настоящее время:

число государств-членов МВФ: 189 стран.

Штаб-квартира: Вашингтон, округ Колумбия.

Исполнительный совет: 24 директора, каждый из которых представляет страну или группу стран.

Число сотрудников: приблизительно 2 663 из 148 стран.

Общая сумма квот: 650 млрд долларов.

Дополнительные обязательства о выделении ресурсов: 642 миллиарда долларов.

Суммы принятых обязательств в рамках существующих кредитных договоренностей: 120 млрд долларов, из них 108 млрд долларов еще не были использованы.

Крупнейшие заемщики: Португалия, Греция, Украина, Ирландия.

Самые крупные превентивные кредиты: Мексика, Польша, Колумбия, Марокко.

1.2. Основные цели и функции МВФ

МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчетов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платежных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте.

Официально утверждены такие цели МВФ:

  • Оказание содействия международному сотрудничеству в виде обеспечения механизма для консультации и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
  • Оказание содействия сбалансированному росту международной торговли для повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
  • Оказание содействия стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
  • Оказание содействия созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, ликвидация валютных ограничений;
  • Временное предоставление общих ресурсов Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий) для исправления нарушения равновесия их платежных балансов с исключением мер, которые могли бы принести вред на национальном и международном уровне;
  • Сокращение сроков и объема дефицита платежных балансов.