Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (МВФ).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. МВФ: его история, сущность и структура
1.1. История возникновения МВФ
1.3. Организационная структура МВФ
2. Регулирование МВФ международных валютно-финансовых отношений
2.2. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений
3. Особенности международных валютно-финансовых отношений МВФ и России
В период с 1992г. по 1999г. Россия восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 миллиардов долларов. В таблице 2 приведены кредиты России, заимствованные у МВФ в указанный период.
Таблица 1
Кредиты России в МВФ
Год |
Вид кредита |
Сумма (млрд. долл.) |
1992 |
Стэнд-бай |
1 |
1993 |
Транш |
1,5 |
1994 |
Транш |
1,5 |
1995 |
Стэнд-бай |
6,8 |
1996 |
По программе расширенного финансирования |
10,1 |
1998 |
Социальный стабилизационный кредит |
2,5 (было приостановлено) |
1999 |
Стэнд-бай |
4,5 |
1999 |
транш |
0,6 |
В конце 1998 года Россия была самым крупным заемщиком МВФ. Но, начиная с 2000 года, Россия ни разу не обращалась за кредитами в МВФ, а к 2004 году общая задолженность РФ перед Фондом сократилась до 5,1 миллиардов долларов. Задолженность России была полностью ликвидирована в январе 2005 года, так как она не осуществляла новых заимствований у МВФ и регулярно погашала свою задолженность. В последние годы возросло значение региональных финансово-банковских организаций. Создан ряд новых региональных банковских учреждений. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед Россией более широкие возможности для привлечения финансовых ресурсов, которые необходимы для экономических реформ.
3.2. Современные отношения: Россия – кредитор МВФ
После того, как Россия перестала быть заемщиком МВФ, она получила возможность продолжать реформы естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальной систем с большим учетом своих национально-экономических интересов. Это, несомненно, способствовало росту доверия народа к политике правительства и повышению стабильности в стране в целом.
Кредиты России у МВФ выполняли двоякую роль. С одной стороны, они были источником восполнения доходной части бюджета и гарантом для внешних кредиторов принятия Россией согласованных с МВФ мер, направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга.
Россия во время входа в состав МВФ находилась в кризисном состоянии, но при этом обладала огромным потенциалом. За период, прошедший с момента принятия в фонд, появилась возможность реализовать этот потенциал. В настоящее время Россия играет важную роль во многих международных инициативах. И этому во многом способствовали интенсивные отношения между Россией и МВФ. Россия – объект самых крупных финансовых операций за всю историю МВФ.
Сейчас у России не имеет долгов перед МВФ, они полностью погашены.
Теперь Россия сама участвует в МВФ как кредитор, участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов. В Минфине продолжают изучать отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более чем предположения и рекомендации экспертов.
Россия может пересмотреть свою долю в Международном валютном фонде (МФВ), если будет принято решение о наполнении фонда ресурсами. Сдержанная позиция РФ связана с тем, что реформы по реорганизации фонда, после которых доля развивающихся экономик увеличится, до сих пор не проведены.
В настоящее время доля России в капитале МВФ составляет 2,8%, или около 11 млрд. долларов. РФ находится на 9 месте по размеру квот. Для сравнения: у США – 17%, а на долю Евросоюза приходится 30%.
Положительный опыт отношений с МВФ принес свои результаты: Россия обрела определенный опыт отношений с МВФ, серьезно изменились макроэкономические аспекты России, у населения РФ изменилось отношение к национальной валюте – рублю (сегодня рубль серьезно укрепился, имеет основательные позиции и в будущем имеет все шансы на то, чтобы претендовать на звание еще одной международной резервной валюты), появились новые кадры, которые сегодня стоят у руля российского государства, Россия вышла из кризиса 90-х, и сегодня представляет мощную, в том числе и с экономической точки зрения, державу.
Отрицательный опыт отношений с МВФ: в отношениях России с Международным Валютным Фондом существовали и сложные аспекты, отрицательно повлиявшие на ход экономического развития страны: например, МВФ не рекомендовал использовать средства Стабилизационного фонда на внутренние нужды, а предлагал размещать их в государственных облигациях развитых стран, таким образом, способствуя развитию конкурентов России на внешнеэкономической арене, помогая им сокращать свои бюджетные расходы. Также, если бы МВФ руководствовался в своих рекомендациях не интересами развитых стран Европы и США, а интересами России, то дал бы в свое время рекомендации не использовать огромными темпами бесценные недра РФ, продавая за бесценно ресурсы на международном рынке, а создавать и развивать собственные производственные ресурсы по обработке этих недр. Причины таких неэффективных рекомендаций ясны: МВФ, действуя в интересах своих наиболее весомых и активных членов, должен был не допустить (или отсрочить) появление в лице России новой конкурентоспособной экономики на мировом рынке.
Заключение
В основе институциональной структуры международного валютно-кредитного рынка лежит совокупность международных банков, валютных бирж, валютных фондов, государственных учреждений и международных организаций, с помощью которых осуществляется движение капитала в сфере международных валютно-кредитных отношений. Международные финансовые институты являются элементами системы валютно-кредитных отношений. Одной из таких международных организаций является МВФ.
МВФ – межгосударственный институт, который предоставляет кредиты странам, разрабатывает принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляет межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
На основании данных, изложенных в курсовой работе, можно сделать следующие выводы:
– применение основных функций МВФ (кредитование, стабилизация денежных валютных курсов и т.д.) при критическом положении той или иной страны призваны укрепить доверие к международной финансовой системе и остановить распространение «болезни» среди других государств-членов.
– МВФ также призывает государства-члены публиковать важные финансовые данные, с тем, чтобы сделать экономическую политику более прозрачной для участников рынка и других сторон, что позволяет соблюдать баланс экономических и финансовых отношений стран-участников.
– из наиболее важных преобразований в МВФ касаются функции экономического наблюдения, или надзора, гибко реагируя на изменение задач и условий, МВФ продолжает оставаться исключительно эффективным орудием для выработки согласованных подходов к общим проблемам.
МВФ, тем не менее, имеетважноезначениев развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Кредиты, предоставляемые МВФ, используются для преодоления странами-заёмщиками экономических затруднений, что оказывает огромное влияние наразвитие как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.
Начиная с 1947, т.е. со времени основания фонда, МВФ превратился в универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран – заемщиц. Вместе с этим, МВФ стал ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
Список использованной литературы
- Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Экономист, 2007. – 366с.
- Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. Л.Н.Красавиной. – М: Финансы и статистика, 2008. – 498с.
- Валютный рынок и валютное регулирование/ Под ред. И.Н. Платоновой. – М: БЕК, 2006. – 397с.
- Гречникова И.Н. Международные экономичекие организации: Учебное пособие для ВУЗов. –М: АЩ «Консалтбанкир», 2008. – 624с.
- Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В.Балдин и др.; Под ред. Проф. В.Е. Рыбалкина. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010. – 605с.
- Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 595с.
- Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. – М.: Международные отношения, 2007.
- Щуплецова Ю.И. Финансое и право: конспект лекций. – 3-е изд. Доп. И перераб. – М.: Юрайт, 2011. – 18с.
- Левинцева Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: ТК Велби, 2007. – 656с.
- Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 частях. Часть 1. Под ред. Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2007. – 627с.
- Инициативы МВФ и Всемирного банка в отношении стран с высоким уровнем задолженности. И. Рулёва / Мировая экономика и международные отношения / №07–2007.
- http://www.imf.org/
- http://www.krugosvet.ru/
- http://www.mvf.ru/
- http://www.minfin.ru/
- http://www.rian.ru/
- http://www.newsland.ru/
- http://www.vestnik.fa.ru/
Приложение 1
Характеристика кредитов МВФ
Формы финансирования, виды кредитов |
Условия предоставления |
Максимальный лимит доступа (в % от квоты) |
Срок кредитования |
Платежи |
||
Льготный |
Погашение |
Комиссия |
Проценты |
|||
Непосредственное:
|
Отсутствуют |
Не подлежит |
||||
|
Для нормализации платежного баланса |
25 |
3,25 |
5 |
0,5 |
5,78 |
Поэтапное:
|
Письмо о намерениях, меморандум о взаимопонимании, предварительные меры |
68/год 300/всего |
3,25 |
10 |
0,5 |
5,78 |
|
Критерии эффективности, ежеквартальный контроль |
4,5 |
10 |
0,5 |
5,78 |
|
Льготное:
|
Год 1: 15,0 Год 2: 20,0 Год 3: 15,0 Всего: 50,0 |
5,25 |
10 |
– |
0,5 |
|
|
190-225\3 года |
5,5 |
10 |
– |
0,5 |
|
Специальное:
– неполучение оплаты эксп. – чрезмерные затраты на имп. – др. непредвиденные случаи |
95 30+20 15+20 30+20 |
3,25 |
5 |
0,5 |
5,78 |
|
|
35 50 |
3,25 4,5 |
5 10 |
0,5 0,5 |
5,78 5,78 |