Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение 3 основных функций:

  • Осуществление контроля над выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
  • Предоставление финансовых ресурсов членам Фонда с целью обеспечения выполнения «кодекса поведения»;
  • Организация форумов для взаимного консультирования стран-членов и взаимовыгодного сотрудничества по международным валютным вопросам.

Позднее страны-члены определили для МВФ и дополнительные функции и обязанности с учетом требований времени и обстоятельств.

Сейчас МВФ имеет такие функции:

  • Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
  • Выделение кредитов членам фонда на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
  • Предоставление странам-членам дополнительных услуг (техническая помощь в специализированных сферах, повышение квалификации персонала, информационное обеспечение).

1.3. Организационная структура МВФ

Рис. 1. Схема организационной структуры МВФ [12]

Совет управляющих является высшим руководящим органом МВФ, состоит из представителей стран-членов (обычно министра, ответственного за проведение валютной политики или главы Центрально Банка с его заместителем), они назначаются на 5 лет.

Функции Совета:

  • изменение статей Соглашения,
  • принятие решений о приёме и исключении государств-членов,
  • пересмотр и определение долей в капитале,
  • выбор исполнительных директоров.

Сбор совета управляющих осуществляется один раз в год, совет принимает решения по вопросам, которые в соответствии с Уставом не могут быть переданы другому органу.

Совет управляющих может передать исполнение некоторых задач, входящих в его функционал, Исполнительному совету. Исключение составляют такие функции как: определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов. Решения Советом управляющих принимаются простым большинством голосов, а по экономическим и политическим вопросам – квалифицированным большинством ( от 70 до 85% от голосов членов).

Исполнительный совет определяет политику и отвечает за большинство решений и состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде – Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона.


Имеется два комитета управляющих, которые представляют все государства-члены. Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) – консультативный орган, состоящий из 24 управляющих МВФ (или их заместителей), которые представляют те же страны или группы стран, что и 24 исполнительных директора. МВФК дает рекомендации Совету управляющих и предоставляет отчет перед ним по таким вопросам, как выполняемые Советом функции надзора за управлением международной валютной и финансовой системой и ее преобразованием и связанного с ним анализа изменений глобальной ликвидности и передачи ресурсов развивающимся странам, рассмотрение предложений Исполнительного совета по внесению изменений в статьи Соглашения, а также преодоление сбоев, которые могут представлять угрозу для системы. Полномочий по принятию решений у него нет. МВФК обычно проводит заседания два раза в год в марте или апреле и в сентябре или октябре – во время Весенних и Ежегодных совещаний.

Комитет по развитию (официально именуемый Объединенным министерским комитетом Совета управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) является совместным органом Всемирного банка и МВФ, состоящим из 24 управляющих или заместителей управляющего Всемирного банка или МВФ. Он консультирует Советы управляющих МВФ и Всемирного банка по важнейшим вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, требующих для содействия экономическому развитию в развивающихся странах.

Согласно статьям Соглашения, Исполнительный совет МВФ отвечает за выбор Директора-распорядителя Фонда. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников фонда, — около 2700 человек из более чем 140 стран. Директор-распорядитель, как правило, является представителем одной из европейских стран (в то время как Группу Всемирного банка обычно возглавляет американец).

В отличие от Всемирного банка (призванного оказывать помощь бедным странам) деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам (хотя это не является абсолютным правилом), а МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Любой исполнительный директор может предложить кандидатуру на этот пост, независимо от гражданства кандидата. Директор-распорядитель назначается на пятилетний срок с возможностью повторного назначения на новый срок. На данный момент Директором-распорядителем является Кристин Лагард (Франция) с 5 июля 2011 года. В свою очередь, по согласованию с Исполнительным советом, он назначает первого заместителя Директора-распорядителя (сейчас Джон Липски из США) и двух заместителей Директора-распорядителя для оказания управленческой поддержки, один из которых выполняет функцию Председателя Исполнительного совета в отсутствие Директора-распорядителя. Директор-распорядитель является руководителем штата сотрудником МВФ и ведет текущую работу МВФ под руководством Исполнительного совета. Он отвечает за все аспекты внутреннего управления и работу организации, а также ее внешние отношения и информационные связи. Три заместителя Директора-распорядителя разделяют между собой обязанности по надзору за отношениями МВФ с отдельными государствами-членами, выполняют обязанности Председателя на некоторых заседаниях Исполнительного совета и контролируют работу персонала в конкретных областях.


Сотрудники МВФ назначаются Директором-распорядителем и несут ответственность только перед МВФ.

Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран

Уставом МВФ не предусмотрено особенных условий для вступления в МВФ. Членство в фонде открыто для любого государства, способного и готового выполнить определенные обязанности.

Вступая в МВФ, страна обязуется:

  1. Постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;
  2. Отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;
  3. Придерживаться такой экономической политики, которая приведет к росту, как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.

При вступлении страны в члены МВФ для нее устанавливается первоначальная квота в том же диапазоне, что иквоты существующих государств-членов, которые в целом сопоставимы с ней по масштабам и характеристикам экономики. МВФ использует формулу расчета квот для содействия оценке относительного положения государства-члена в организации.

Действующая формула расчета квот представляет собой:

средневзвешенное значение ВВП (50 %),

открытости (30 %),

экономической изменчивости (15 %)

и международных резервов (5 %).

Для этой цели ВВП измеряется с помощью составного показателя ВВП:

на основе рыночных обменных курсов (с весом 60 %)

и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 %).

Эта формула также включает «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.

Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР), расчетной единице МВФ.

Крупнейшим государством-членом МВФ являются США, квота которых в настоящее время составляет 42,1 млрд. СДР (примерно 58 миллиардов долларов), а наименьшим по размеру ­– Тувалу, с квотой 1,8 миллиона СДР (примерно 2,5 миллиона долларов). 

Условия для реализации увеличения квот, решение о котором было принято в рамках четырнадцатого общего пересмотра квот, были выполнены 26.01.2016г. В результате квоты каждого из 188 государств-членов МВФ увеличатся в совокупности до 477 миллиардов СДР (приблизительно 659 миллиардов долларов) с приблизительно 238,5 миллиардов СДР (примерно 329 миллиардов долларов).


2. Регулирование МВФ международных валютно-финансовых отношений

2.1. Основные функции МВФ

В современных условиях деятельность Фонда определяетсяв большей степени его финансово-кредитными функциями. Но существуют и другие формы деятельности МВФ (рис. 2).

Рис. 2. Классификация форм деятельности МВФ

Возникновение инспектирования связано с переходом от паритетной к современной открытой системе обмена валют. Решением членов МВФ было определено, что Фонд должен изучить все сферы экономики стран, которые устанавливают размер меновой стоимости, и дать оценку экономической деятельности стран для всего сообщества членов. Такая форма деятельности была определена самим МВФ как «инспектирование» или надзор за обменной политикой членов организации.

Консультирование является так же постоянной формой деятельности Фонда.

МВФ консультирует государства-члены по мерам экономической и финансовой политики, которые способствуют стабильности, уменьшают уязвимость по отношению к кризисам и содействуют устойчивому росту и высокому уровню жизни. Он также отслеживает глобальные экономические тенденции и изменения, которые сказываются на состоянии международной валютной и финансовой системы, и способствует диалогу между государствами-членами относительно региональных и глобальных последствий их политики. Помимо такой «надзорной деятельности» МВФ оказывает техническую помощь для содействия в укреплении институционального потенциала государств-членов и предоставляет им ресурсы для облегчения корректировки в случае кризиса платежного баланса.

Содействие экономической стабильности отчасти означает недопущение экономических и финансовых кризисов, крупных колебаний экономической активности, высокой инфляции и чрезмерной изменчивости валютных и финансовых рынков. Нестабильность может увеличить неопределенность, препятствовать инвестициям, сдерживать экономический рост и снижать уровень жизни. Динамичная рыночная экономика неизбежно связана с некоторой изменчивостью, а также с постепенными структурными изменениями. Задача директивных органов заключается в сведении нестабильности в своей стране и за границей к минимуму без ущерба для возможностей экономики повышать уровень жизни за счет увеличения производительности, обеспечения занятости и устойчивого роста.


Экономическая и финансовая стабильность требует внимания как на национальном, так и на многостороннем уровне. Как показали недавние финансовые кризисы, экономика стран становится все более взаимосвязанной. Воздействие факторов уязвимости может легче распространяться на другие сектора и государства.

МВФ, выполняя свои важнейшие функции надзора, технической помощи и кредитования, помогает странам проводить обоснованную и соответствующую сложившимся условиям экономическую политику.

Каждая страна, которая вступает в МВФ, принимает обязательство открывать свою экономическую и финансовую политику для контроля со стороны международного сообщества. На МВФ возложена обязанность вести наблюдение за международной валютной системой и отслеживать экономические и финансовые изменения в своих государствах-членах, а также их политику в этом отношении. Этот процесс, известный как «надзор», осуществляется как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных стран и регионов. МВФ определяет, способствует ли внутренняя экономическая политика стабильности самих стран, изучая риски, которая она может представлять для внутренней стабильности и стабильности платежного баланса, и рекомендует необходимые изменения в политике. Он также предлагает альтернативы в случаях, когда проводимая странами политика способствует внутренней стабильности, но может негативно влиять на глобальную стабильность.

Консультации с государствами-членами

МВФ ведет мониторинг экономики государств-членов путем проведения регулярных (обычно ежегодных) консультаций с каждым государством-членом. Во время этих консультаций персонал МВФ обсуждает экономические и финансовые события и меры политики с руководителями директивных органов стран и, во многих случаях, с представителями частного сектора, объединений работников и профессиональных союзов, научных кругов и гражданского общества. Персонал оценивает риски и факторы уязвимости, изучает воздействие налогово-бюджетной, денежно-кредитной, финансовой и курсовой политики на внутреннюю стабильность и стабильность платежного баланса государства-члена и анализирует ее последствия для глобальной стабильности. МВФ предлагает свои рекомендации по мерам политики, способствующим макроэкономической и финансовой стабильности и стабильности платежного баланса каждой страны, основываясь на опыте, полученном различными государствами-членами.

Основа этих консультаций изложена в Статьях соглашения МВФ и недавно принятом Решении об интегрированном надзоре. В ходе консультаций учитываются также инициативы, касающиеся всех членов Фонда, в том числе: