Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • работа по систематической оценке факторов уязвимости стран по отношению к кризисам;
  • Программа оценки финансового сектора, в рамках которой оценивается состояние финансового сектора стран и оказывается содействие в разработке ответных мер политики для преодоления рисков и уязвимости; и
  • Инициатива в отношении стандартов и кодексов , в рамках которой МВФ совместно с Всемирным банком и другими организациями оценивает соблюдение странами международных стандартов и кодексов надлежащей практики в более чем десяти областях экономической политики.

Наблюдение за ситуацией в целом

МВФ занимается наблюдением за региональными и глобальными тенденциями.

В периодических докладах МВФ «Перспективы развития мировой экономики», его региональных обзорах, «Бюджетном вестнике» и «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» анализируются региональные и глобальные макроэкономические и финансовые события. Ввиду широкого членства государств МВФ располагает уникальными возможностями для того, чтобы способствовать многосторонним дискуссиям по вопросам, которые представляют общий интерес для групп государств-членов, и развивать общее понимание мер политики, необходимых для содействия стабильности. В этой связи Фонд работает с Группой 20-ти стран с развитой экономикой и стран с формирующимся рынком для оценки соответствия основ экономической политики в этих странах требованиям устойчивого и сбалансированного роста мировой экономики.

Фонд провел пересмотр своих полномочий в области надзора в связи с глобальным кризисом. Он принял ряд реформ для улучшения надзора за финансовым сектором в государствах-членах и на трансграничном уровне, углубления понимания взаимосвязей между макроэкономическими и финансовыми событиями (например, благодарядокладам о вторичных эффектах) и содействия обсуждению этих вопросов.

Данные

В ответ на финансовый кризис МВФ, работая совместно с государствами-членами, Советом по финансовой стабильности и другими организациями, стремится восполнить пробелы в данных, имеющих большое значение для стабильности мировой экономики.

Техническая помощь

МВФ помогает странам укреплять их потенциал для разработки и проведения обоснованной экономической политики. Он представляет рекомендации и проводит подготовку кадров в ключевых сферах своей компетенции, в том числе по налогово-бюджетной, денежно-кредитной и курсовой политике; регулированию финансовых систем и надзору за ними; статистике; а также по правовым основам.


Наиболее же известной является такая форма деятельности МВФ, как финансирование.

Даже наилучшая экономическая политика не может полностью устранить нестабильность или предотвратить кризисы. Если государство‑член сталкивается с кризисом платежного баланса, МВФ может предоставить финансовую помощь для поддержки программ экономической политики, которые исправят исходные макроэкономические финансовые проблемы, ограничат нарушения в функционировании как экономики страны, так и мировой экономики и будут содействовать восстановлению доверия, стабильности и экономического роста. МВФ также предлагает странам с хорошими основными экономическими показателями превентивные кредитные линии в целях предотвращения кризисов.

МВФ предоставляет финансовую помощь странам-членам в рамках разнообразных механизмов финансирования, которые отличаются в основном типом проблем платежного баланса, для ликвидации которых они предназначены, и условиями предоставления кредитов. Характеристика кредитов МВФ представлена в таблице(Приложение 1).

2.2. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений

Специфика МВФ по сравнению с другими межправительственными организациями определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, вытекающие из целей, для которых он был создан. Статьи Соглашения определяют центральное место МВФ в международной валютной системе. Поэтому Фонд занимается не только проблемами отдельных стран, но и вопросами функционирования международной валютной системы в целом. Его деятельность направлена на поддержку методов и стратегий, с помощью которых государства-члены могут вести совместную работу по обеспечению стабильности мировой валютной системы и устойчивого экономического роста. Кроме того, Фонд должен находиться в постоянной готовности к разрешению кризисных ситуаций, причем не только таких, которые касаются остальных государств-членов, но также и тех, которые ставят под угрозу всю международную валютную систему. В обязанности МВФ, связанные с контролем над международной валютной системой в целях обеспечения ее эффективного функционирования, входит такой крайне важный аспект, как осуществление контроля политики государств-членов на предмет соблюдения ими своих обязательств, предусмотренных в Статьях Соглашения МВФ. Согласно этому документу, каждое государство-член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами для обеспечения упорядоченности валютных режимов. Конкретные обстоятельства государств-членов предусматривают, в частности, принятие экономической и финансовой политики, направленной на стимулирование экономического роста в условиях разумной стабильности цен; недопущение манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения стабилизации платежного баланса или для получения несправедливых преимуществ в конкуренции с другими государствами-членами. Члены Фонда обязаны проводить такую политику, которая не противоречит данным обстоятельствам. Фонд осуществляет надзор за каждым государством-членом своих обязательств, включая строгий контроль над их политикой в отношении обменных курсов, который служит ключевым элементом контроля над другими аспектами обязательств государств-членов. Так, например, в начале 1995 года ввиду роста объема и неустойчивости международных потоков капитала, Исполнительным советом Фонда было принято решение о том, что состояние финансовых рынков и счетов операций с капиталом заслуживает более тщательной оценки в рамках осуществляемого Фондом надзора. Отвечая за бесперебойное функционирование международной валютной системы и платежной системы, МВФ уделяет особое внимание состоянию ликвидности в мировом масштабе.


Одной из важных функции Фонда является предоставление государствам-членам дополнительных ликвидных средств посредством распределения социальных прав заимствования (SpecialdrawingRights, СДР) первого в истории резервного актива, который был создан по решению МВФ. В соответствии со Статьями Соглашения Фонд играет стимулирующую роль в выполнении задачи превращения СДР в основной резервный актив международной валютной системы. Кроме того, Фонд служит для своих членов хранилищем ликвидных международных резервов в виде резервных позиций и требований по кредитам Фонду. Статьи Соглашения о МВФ, фактически определили центральное место Фонда в международной валютно-финансовой системе, а также его центральную координационную роль среди других международных финансово-правовых организаций.

МВФ поддерживает тесные связи и осуществляет сотрудничество практически со всеми международными финансово-правовыми организациями, и прежде всего, с родственной ему организацией, созданной в результате Бреттон-Вудского соглашения, Международным банком Реконструкции и Развития (МБРР). Отношения с МБРР (далее Банк) носят главным образом нефинансовый характер (за исключением роли Банка как уполномоченного держателя СДР), что обусловлено принципиально различными механизмами, посредством которых Фонд и Банк финансируют свою деятельность, а также тем, что цели, функции и операции этих организации различны. В соответствии с Уставом МБРР, в эту организацию могут вступать только те страны, которые уже являются членами МВФ. Положение о том, что вступление в Фонд является предварительным условием членства в Банке, было предусмотрено в уставе, как условие, которое позволит обеспечить погашение государствами-членами кредитов, полученных от МБРР (например, за счет признания юрисдикции МВФ в вопросах регулирования обменных курсов и валютных ограничений).

В соответствии с принципами сотрудничества между двумя организациями, МВФ главным образом предоставляет временную помощь для урегулирования платежных балансов и уделяет основное внимание макроэкономическим аспектам экономики государств-членов, тогда как Банк занимается финансированием долгосрочных проектов экономического развития.

Начиная с момента учреждения, МВФ и Всемирный Банк сотрудничают по многим направлениям. Так, например, специалисты МВФ принимают участие в миссиях Всемирного Банка в страны-члены, и наоборот. Руководство и работники штаб-квартир обеих организаций поддерживают между собой постоянные контакты по вопросам, предоставляющим взаимный интерес, включая разработку и осуществление программ для государств-членов. Кроме того, представители одной организации нередко присутствуют на заседаниях Исполнительного совета другой организации для обсуждения проблем той или иной страны, в которой как Банк, так и Фонд ведут значительную финансовую работу. Хотя основное направление тесного сотрудничества между МВФ и МБРР связано с решением проблем отдельных стран, персонал обеих организаций совместно рассматривает также вопросы административного характера, управления финансами, информационных систем и повышения квалификации кадров.


Кроме того, МВФ осуществляет взаимодействие с другими структурами, входящими в состав группы Всемирного Банка. Так, например, МВФ сотрудничает с Международной ассоциацией развития (МАР), а также с Международной финансовой корпорацией (МФК). Помимо того, сотрудничая с группой Всемирного Банка, МВФ имеет возможность взаимодействовать с многосторонней группой Банков развития (MDBs), группой агентств двустороннего развития (BDAs), а также с агентствами Объединенных наций (UNAs).

МВФ осуществляет сотрудничество с Всемирной торговой организацией (ВТО), в основе которого лежит продолжительный опыт плодотворных взаимоотношений Фонда в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947 года). Фонд участвует в проводимых консультациях с государствами-членами, вводящими ограничения для защиты своего платежного баланса. Участие Фонда в таких мероприятиях расширилось и охватывает теперь проблемы, связанные с внешнеторговыми ограничениями, как на товары, так и на их услуги. В деятельности Фонда вопросам торговой политики уделяется значительное внимание, как при осуществлении им своих надзорных функций, так и в связи с использованием ресурсов МВФ.

Таким образом, МВФ играет ключевую роль в вопросах, связанных с кредитованием и формированием обусловленности предоставления займов. Взаимодействие названных организаций сводится, по сути, к осуществлению согласованного кредитования. МВФ в данном случае является стержнем этой системы и гарантом выполнения заемщиком выдвинутых со стороны кредиторов требований. Данное обстоятельство позволяет его странам-членам решать весь спектр внешнеэкономических проблем, связанных с урегулированием долговых обязательств, привлечением инвестиций в национальную экономику и т.д.

3. Особенности международных валютно-финансовых отношений МВФ и России

3.1. Кредитование России в МВФ: Россия – заемщик МВФ

Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях возросшей взаимосвязи мира страна не могла без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.


В период с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для реализации экономических преобразований эффективного выстраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений. В этой связи сотрудничество с МВФ открывало для России возможность установления новых экономических связей с развитыми странами, а также снижения чрезвычайной нагрузки внешнего обязательства на бюджет страны. В свою очередь, МВФ проявлял готовность оказать РФ финансовую помощь и организованную поддержку.

Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд в июне 1992 года.

Условия, на которых стало возможным членство России в МВФ, возлагало на РФ обязательства выполнять требования, зафиксированные в Статьях Соглашения МВФ:

  • Осуществление мер с целью достижения экономической и финансовой стабилизации (основную причину отсутствия равновесия национальной экономики и экономической нестабильности МВФ традиционно видит в дефиците государственного бюджета, поэтому основные меры по данному пункту заключались в устранении бюджетного дефицита);
  • Проведение серьезных реформ в экономической сфере, в том числе: развитие частного сектора в промышленности и других отраслях, устранение контроля над ценами и уровнем прибыли предприятий, отмена ограничений на куплю-продажу земель, укрепление банковского сектора, формирование и развитие финансовых рынков и др.;
  • Либерализация внешнеэкономической деятельности, в результате которой упрощаются или устраняются ограничения по экспортно-импортным отношениям;
  • Обязанностью России как члена МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости собственной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие страны в дискриминационных валютных соглашениях;
  • Россия не должна использовать множественность валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 года единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам;
  • Непременным условием членства России в МВФ является установление информационной открытости страны. Россия обязана регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п. Помимо этого, РФ обязана принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.