Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период с 1992г. по 1999г. Россия восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 миллиардов долларов. В таблице 2 приведены кредиты России, заимствованные у МВФ в указанный период.

Таблица 1

Кредиты России в МВФ

Год

Вид кредита

Сумма

(млрд. долл.)

1992

Стэнд-бай

1

1993

Транш

1,5

1994

Транш

1,5

1995

Стэнд-бай

6,8

1996

По программе расширенного финансирования

10,1

1998

Социальный стабилизационный кредит

2,5 (было приостановлено)

1999

Стэнд-бай

4,5

1999

транш

0,6

В конце 1998 года Россия была самым крупным заемщиком МВФ. Но, начиная с 2000 года, Россия ни разу не обращалась за кредитами в МВФ, а к 2004 году общая задолженность РФ перед Фондом сократилась до 5,1 миллиардов долларов. Задолженность России была полностью ликвидирована в январе 2005 года, так как она не осуществляла новых заимствований у МВФ и регулярно погашала свою задолженность. В последние годы возросло значение региональных финансово-банковских организаций. Создан ряд новых региональных банковских учреждений. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед Россией более широкие возможности для привлечения финансовых ресурсов, которые необходимы для экономических реформ.

3.2. Современные отношения: Россия – кредитор МВФ

После того, как Россия перестала быть заемщиком МВФ, она получила возможность продолжать реформы естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальной систем с большим учетом своих национально-экономических интересов. Это, несомненно, способствовало росту доверия народа к политике правительства и повышению стабильности в стране в целом.

Кредиты России у МВФ выполняли двоякую роль. С одной стороны, они были источником восполнения доходной части бюджета и гарантом для внешних кредиторов принятия Россией согласованных с МВФ мер, направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга.


Россия во время входа в состав МВФ находилась в кризисном состоянии, но при этом обладала огромным потенциалом. За период, прошедший с момента принятия в фонд, появилась возможность реализовать этот потенциал. В настоящее время Россия играет важную роль во многих международных инициативах. И этому во многом способствовали интенсивные отношения между Россией и МВФ. Россия – объект самых крупных финансовых операций за всю историю МВФ.

Сейчас у России не имеет долгов перед МВФ, они полностью погашены.

Теперь Россия сама участвует в МВФ как кредитор, участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов. В Минфине продолжают изучать отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более чем предположения и рекомендации экспертов.

Россия может пересмотреть свою долю в Международном валютном фонде (МФВ), если будет принято решение о наполнении фонда ресурсами. Сдержанная позиция РФ связана с тем, что реформы по реорганизации фонда, после которых доля развивающихся экономик увеличится, до сих пор не проведены.

В настоящее время доля России в капитале МВФ составляет 2,8%, или около 11 млрд. долларов. РФ находится на 9 месте по размеру квот. Для сравнения: у США – 17%, а на долю Евросоюза приходится 30%.

Положительный опыт отношений с МВФ принес свои результаты: Россия обрела определенный опыт отношений с МВФ, серьезно изменились макроэкономические аспекты России, у населения РФ изменилось отношение к национальной валюте – рублю (сегодня рубль серьезно укрепился, имеет основательные позиции и в будущем имеет все шансы на то, чтобы претендовать на звание еще одной международной резервной валюты), появились новые кадры, которые сегодня стоят у руля российского государства, Россия вышла из кризиса 90-х, и сегодня представляет мощную, в том числе и с экономической точки зрения, державу.

Отрицательный опыт отношений с МВФ: в отношениях России с Международным Валютным Фондом существовали и сложные аспекты, отрицательно повлиявшие на ход экономического развития страны: например, МВФ не рекомендовал использовать средства Стабилизационного фонда на внутренние нужды, а предлагал размещать их в государственных облигациях развитых стран, таким образом, способствуя развитию конкурентов России на внешнеэкономической арене, помогая им сокращать свои бюджетные расходы. Также, если бы МВФ руководствовался в своих рекомендациях не интересами развитых стран Европы и США, а интересами России, то дал бы в свое время рекомендации не использовать огромными темпами бесценные недра РФ, продавая за бесценно ресурсы на международном рынке, а создавать и развивать собственные производственные ресурсы по обработке этих недр. Причины таких неэффективных рекомендаций ясны: МВФ, действуя в интересах своих наиболее весомых и активных членов, должен был не допустить (или отсрочить) появление в лице России новой конкурентоспособной экономики на мировом рынке.


Заключение

В основе институциональной структуры международного валютно-кредитного рынка лежит совокупность международных банков, валютных бирж, валютных фондов, государственных учреждений и международных организаций, с помощью которых осуществляется движение капитала в сфере международных валютно-кредитных отношений. Международные финансовые институты являются элементами системы валютно-кредитных отношений. Одной из таких международных организаций является МВФ.

МВФ – межгосударственный институт, который предоставляет кредиты странам, разрабатывает принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляет межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

На основании данных, изложенных в курсовой работе, можно сделать следующие выводы:

– применение основных функций МВФ (кредитование, стабилизация денежных валютных курсов и т.д.) при критическом положении той или иной страны призваны укрепить доверие к международной финансовой системе и остановить распространение «болезни» среди других государств-членов.

– МВФ также призывает государства-члены публиковать важные финансовые данные, с тем, чтобы сделать экономическую политику более прозрачной для участников рынка и других сторон, что позволяет соблюдать баланс экономических и финансовых отношений стран-участников.

– из наиболее важных преобразований в МВФ касаются функции экономического наблюдения, или надзора, гибко реагируя на изменение задач и условий, МВФ продолжает оставаться исключительно эффективным орудием для выработки согласованных подходов к общим проблемам.

МВФ, тем не менее, имеетважноезначениев развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Кредиты, предоставляемые МВФ, используются для преодоления странами-заёмщиками экономических затруднений, что оказывает огромное влияние наразвитие как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.

Начиная с 1947, т.е. со времени основания фонда, МВФ превратился в универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран – заемщиц. Вместе с этим, МВФ стал ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.


Список использованной литературы

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Экономист, 2007. – 366с.
  2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. Л.Н.Красавиной. – М: Финансы и статистика, 2008. – 498с.
  3. Валютный рынок и валютное регулирование/ Под ред. И.Н. Платоновой. – М: БЕК, 2006. – 397с.
  4. Гречникова И.Н. Международные экономичекие организации: Учебное пособие для ВУЗов. –М: АЩ «Консалтбанкир», 2008. – 624с.
  5. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В.Балдин и др.; Под ред. Проф. В.Е. Рыбалкина. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010. – 605с.
  6. Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 595с.
  7. Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. – М.: Международные отношения, 2007.
  8. Щуплецова Ю.И. Финансое и право: конспект лекций. – 3-е изд. Доп. И перераб. – М.: Юрайт, 2011. – 18с.
  9. Левинцева Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: ТК Велби, 2007. – 656с.
  10. Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 частях. Часть 1. Под ред. Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2007. – 627с.
  11. Инициативы МВФ и Всемирного банка в отношении стран с высоким уровнем задолженности. И. Рулёва / Мировая экономика и международные отношения / №07–2007.
  12. http://www.imf.org/
  13. http://www.krugosvet.ru/
  14. http://www.mvf.ru/
  15. http://www.minfin.ru/
  16. http://www.rian.ru/
  17. http://www.newsland.ru/
  18. http://www.vestnik.fa.ru/

Приложение 1

Характеристика кредитов МВФ

Формы финансирования, виды кредитов

Условия предоставления

Максимальный лимит доступа (в % от квоты)

Срок кредитования

Платежи

Льготный

Погашение

Комиссия

Проценты

Непосредственное:

  1. Резервный транш

Отсутствуют

Не подлежит

  1. Первый кредитный транш

Для нормализации платежного баланса

25

3,25

5

0,5

5,78

Поэтапное:

  1. Верхние кредитные транши соглашения по кредитам «стенд бай»
  2. Кредиты в рамках механизма расширенного финансирования

Письмо о намерениях, меморандум о взаимопонимании, предварительные меры

68/год

300/всего

3,25

10

0,5

5,78

  1. Механизм расширенного финансирования структурной перестройки

Критерии эффективности, ежеквартальный контроль

4,5

10

0,5

5,78

Льготное:

  1. Механизм финансирования структурной перестройки

Год 1: 15,0

Год 2: 20,0

Год 3: 15,0

Всего: 50,0

5,25

10

0,5

  1. Механизм расширенного финансирования структурной перестройки

190-225\3 года

5,5

10

0,5

Специальное:

  1. Механизм компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств:

– неполучение оплаты эксп.

– чрезмерные затраты на имп.

– др. непредвиденные случаи

95

30+20

15+20

30+20

3,25

5

0,5

5,78

  1. Фин. буферных запасов
  2. Механизм финансирования системных преобразований

35

50

3,25

4,5

5

10

0,5

0,5

5,78

5,78